Сценарий открытого интегрированного урока (физика + биология) в 8-м классе "Еда - топливо нашего организма"

Разделы: Физика, Биология


Интегрированный урок физики и биологии.

Цели.

Образовательная: усвоение и закрепление учащимися физического понятия удельной теплоты сгорания продуктов питания.

Практическая: умение учащимися применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Воспитательная: понятие учащимися зависимость питания человека и энергозатрат человеческого организма, воспитание культуры питания и здорового образа жизни.

Развивающая: развитие чувства ответственности за свое здоровье.

Задачи урока.

  • Закрепить знание формулы для расчета количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива.
  • Воспитание интереса к предметам.
  • Формировать навыки здорового питания.

Оборудование: Компьютер, проектор, слайды, справочные материалы, наглядные пособия, рабочие листы.

Тип урока: комплексное применение знаний и умений.

План урока.

  1. Повторение изученного.
  2. Изложение темы урока.
  3. Закрепление. Практическая работа в парах.
  4. Заключение.
  5. Подведение уроков.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Вступление.

Тема сегодняшнего урока необычная, прежде назвать тему нашего урока я хочу задать вам вопрос.

  • Что такое топливо?
  • Какие виды топлива вы знаете?
  • По какой формуле вычисляется количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива?
  • Объясните величину q.
  • А для человеческого организма что играет роль горючего?

2. Тема нашего урока: Еда – топливо нашего организма. (Презентация, слайды 1, 2)

Считая наш организм двигателем, а продукты питания “топливом” нашего двигателя сегодня на уроке мы научимся вычислять сколько энергии мы тратим в сутки и сколько энергии поступает в наш организм с приемом пищи.

О том, что происходит в нашем организме после приема пищи, из каких компонентов состоят продукты питания, обо всем интересном нам сейчас расскажет учитель биологии нашей школы Ирина Ефимовна.

Выступление учителя биологии. (Презентация, слайды 3-13)

Очень хорошо в нашей школе организовано “горячее питание” наших школьников. Вот фрагмент одного нашего питания. Что мы едим? (Презентация, слайд 14)

По этим данным используя справочные материалы (таблица) мы будем вычислять сколько энергии мы получаем съедая вот эту порцию еды. (работа в рабочих листах) Количество энергии мы будем измерять в калориях, калория - это количество теплоты, которое необходимо для нагревания 1 г воды на 10 С, происходит от латинского слова калор – тепло, жар.

1 кал 4,2 Дж.

1 ккал 4200 Дж 4,2 кДж

Задача.

Меню Продукты Масса в г Энергет. единица на 100 г
q
Энергетическая ценность
Q = q x m ( в ккал)
Чай с сахаром.
Рисовая каша.
Хлеб.
Яблоко.
Чай с сахаром.
Хлеб.
Борщ.
Чай с сахаром 400 64  
Рисовая каша 200 130  
Хлеб 80 209  
Борщ 200 53  
Яблоко 150 45  
Итого      

3. Закрепление. Практическая работа в парах. Приложение (задания). (Презентация, слайды 15-17)

4 Заключение. Выступает учитель биологии с экспертизой по итогам работ учащихся. (Презентация, слайды 18-23)

5. Итоги урока. Изучение этикеток разных пищевых продуктов.

6. Домашнее задание. (Презентация, слайд 24, 25)

Задача: Теплота сгорания суточного рациона питания для школьников вашего возраста составляет около 1,2 МДж.

Достаточно ли для вас потребление в течения дня 100 г жирного творога, 50 г пшеничного хлеба, 50 г говядины, 200г картофеля. Необходимые дополнительные данные:

- творог жирный q = 9755 х 103 Дж/кг;

- хлеб пшеничный q = 9261 х 103 Дж/кг;

- говядина q = 7524 х 103 Дж/кг;

- картофель q = 3776 х 103 Дж/кг;

Литература:

  1. А.П.Перышкин. Физика 8. Учебник. М., Дрофа, 2008.
  2. В.А.Волков. Поурочные разработки. М., “Вако”, 2010.
  3. Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. Учебник 8. М., Дрофа, 2002.
  4. Сайт. http; // calora.ru