Зима в поэзии, живописи и музыке. 4-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 4


Тип урока: комбинированный урок.

Класс: 4-й класс.

Продолжительность урока – 40 минут.

Форма организации: фронтальная и индивидуальная.

Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о зиме.

Задачи:

  • познакомить с русской классической поэзией и музыкой о зиме;
  • познакомить с творчеством русских художников-пейзажистов И.И. Левитана, И.И. Шишкина;
  • развивать память, воображение, наблюдательность;
  • формировать ассоциативно – образное мышление;
  • прививать любовь к русской природе, музыке, живописи;
  • воспитывать эстетические чувства – умение замечать красоту зимнего пейзажа;
  • расширять речевую практику учащихся.

Методы и приёмы: аналитическая беседа, рассказ учителя, объяснение новой лексики, сопоставление текста с произведениями живописи, музыки, использование межпредметных связей, декламирование стихотворений, частично-поисковый метод.

Познавательная мотивация: способом постановки проблемного вопроса.

Оборудование: портреты художников-пейзажистов: И.И.Левитана, И.И. Шишкина, композитора П.И. Чайковского; выставка книг русских поэтов; картина И.И. Левитана “Февральская лазурь”; картина И.И. Шишкина “Зима”; выставка рисунков о зиме.

Использование информационных технологий: компьютер, музыкальный диск “Времена года”, мультимедийная презентация к уроку Приложение 1

Обучение ведётся:

  • Книга для чтения 4класс.Е.Е.Вишневская, Л.П.Назарова. Москва “Просвещение”, 1989 г.
  • Родная речь 4 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Москва “Просвещение”, 2008 г.
  • Дидактическое пособие к урокам литературного чтения. О.Н. Тишурина. Москва “ДРОФА” 2010 г.
  • Поурочные разработки по внеклассному чтению. С.В.Кутявина.4 класс. Москва “ВАКО”, 2009 г.
  • Развитие речи 4 класс. Е.Е. Вишневская. Л.П. Назарова. Москва “Просвещение”. 1989 г.; Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида”. Москва. “Просвещение”, 2006г.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель (У):

(за экраном)

Сядьте девочки. Сядьте мальчики.
Прозвенел и смолк звонок,
Он позвал нас на урок.
Сядьте все правильно. Будьте внимательны.
Хорошо говорите звуки. Какой будет урок?

Дети (Д): Будет урок чтения.

У: Сегодня необычный урок – интегрированный. Это значит, что будет чтения и развития речи на одном уроке. Отгадайте загадку.

Загадка.

Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины?

(Слайд 1)

II. Работа по теме урока

У: Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?

Послушайте стихотворение.

“Здравствуй, зимушка-зима!” Г.Ладонщиков

Белым снегом всё покрыло-
И деревья и дома,
Свищет ветер белокрылый
Здравствуй, зимушка-зима!
Вьётся след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал:
Здравствуй, зимушка-зима!

(Слайд 2)

У: Тема нашего урока: “Зима в поэзии, живописи, музыке” (хоровое чтение)

Вопросы классу:

Какие месяцы считаются зимними?
(Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль)
За что вам нравиться зима?
(Зимой свежий воздух, можно кататься на санках, на лыжах, лепить снеговика)
Какой снег зимой?
(Снег белый, пушистый, лёгкий)
Из чего состоит снег?
(Снег состоит из снежинок)
Снежинки все одинаковые по форме?
(Снежинки разные, у них может быть пять, шесть, семь, восемь лучиков)

(Слайд 3)

У:

Повела зима над нами,
Снеговыми рукавами,
И посыпались снежинки,
На деревья и дома.
Кто хочет прочитать стихотворение о снежинке?

“Снежинка”, К.Д.Бальмонт.

(Слайд 4)

Светло-пушистая, снежинка белая.
Какая чистая, какая смелая!
Дорогой бурною легко проносится,
Не в высь, лазурную, на землю просится.
Лежит пушистая, снежинка смелая,
Какая чистая, какая белая!

У: Зима – очень красивое время года. Её любят все: взрослые и дети.

Ласково называют зиму – зимушка.

Поэты написали много стихотворений о зиме, придумали о ней загадки.

Отгадайте загадку.

(Слайд 5)

Загадка.

Назовите-ка, ребята
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей – длиннее ночи.

(декабрь)

У:

Как вы догадались, что это декабрь?
(дни короче, а ночи длиннее)
Верно, это главная примета декабря.
Какие пословицы о декабре вы знаете?

Д:

Декабрь год кончает – зиму начинает.
Новый год – к зиме поворот.

(Слайд 6)

У: В народе о декабре говорят: “Декабрь – стужайло, студень” Как вы понимаете – студень? (это очень холодно)

У: Стужайло – от слова стужа. Значит, стоят сильные морозы.  (Чтение по плакату)

Кто знает, какая зима в декабре?

С.Я. Маршак “Декабрь”

(Слайд 7)

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре,
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Ёлку из лесу принёс.

У: Чем декабрь не похож на другие месяцы?

Д: В декабре бывает праздник Новый год. Приходит в гости Дед Мороз и Снегурочка.

У: В декабре начинаются каникулы, которые вы все ждёте.

Отгадайте загадку.

(Слайд 8)

Загадка.

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Повернуло солнце к лету,

(январь)

У: Как вы догадались, что январь? (Повернуло солнце к лету, самый холодный месяц зимы)

Какие пословицы о январе вы знаете?

(Слайд 9)

Д:

Январь году начало, а зиме середина.
Январь-носик года.
Месяц январь – зимы государь. (чтение по плакату)

У: Народ называет январь – сечень. Сечень – значит сечёт, делит зиму пополам. (Чтение по плакату )

Какая зима в январе мы узнаем из стихотворения “Зима-портниха”.

(Слайд 10)

Зима-портниха.

В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха,
Берёзки очень рады:
Спасибо за наряды!
Пушистые и белые,
Зима наряды сделала
И для лесов и для полей-
Пускай им будет – потеплей!
Деревьям всем в лесочке,
Зима дала платочки,
А в шубки их одела – сама повеселела.

У: Как автор называет зиму? (портниха)
Почему он называет зиму портниха? Она умеет шить? (зима шить не умеет, деревья надели снежные наряды)
Почему зима повеселела? (зима укрыла деревья снегом, и им стало тепло)

У: А кому зима в лесу ещё помогла? Вспомните, каким животным и птицам помогла зима?

Д: Зима помогла зайцам. Им стало легче прятаться от врагов лесу. В снегу спят куропатки и тетерева.

У: Зима позаботилась о деревьях, животных и птицах.

Отгадайте загадку.

(Слайд 11)

Загадка.

По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон,
День прибавился заметно,

(февраль)

У: Почему вы думаете, что это февраль?

Д: Днём капель, ночью мороз. Дни стали длиннее.

У: Назовите пословицы о феврале.

Д: Вьюги да метели под февраль налетели. Февраль-месяц лютый – спрашивает, как обутый. Февраль-хвостик зимы.

(Слайд 12)

У: Почему февраль называют хвостиком зимы?

Д: Февраль – последний месяц зимы.

У: Какая зима бывает в феврале?

Д:

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Лёгкая позёмка.
Крутой февральский вечер
Метёт, метёт пурга,
И кажется, что вечно
Лежат стогов снега.

У: В народе февраль называют – ветродуй, снеговей. (чтение по плакату)

Как вы думаете, что значит – ветродуй? (часто дует ветер)

У: Почему называют – снеговей? (В феврале часто идёт снег, метут метели.) Какая погода бывает в феврале? (Бывают дни морозные, холодные.)

У: Но бывают дни с метелями, с пасмурным небом, покрытым тучами. В такие дни повышается температура воздуха. Днём бывают оттепели, а ночью морозы. Нам нравятся любые зимние дни.

Предлагаю вам отдохнуть.

Физминутка.

Белым снегом всё покрыло, (руки в стороны и вверх)
И деревья и дома, (руки в стороны)
Свищет ветер легкокрылый, (ножницы)
Здравствуй, зимушка-зима! (руки в стороны)
Вновь для птиц кормушки ставят, (руки вверх)
Насыпают в них корма, (руки вверху)
Здравствуй, зимушка-зима! (руки в стороны)

У: Отдохнули. Продолжим работать.

Красоту русской зимы воспевали в музыкальных произведениях композиторы. Так русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал музыкальный цикл “Времена года”, в который вошла композиция “Зимнее утро”.

(Слайд 13)

Он очень любил зимнее раннее утро. Свои чувства выразил музыкой. Узнайте звучание инструмента, определите характер музыки.

(Прослушивание композиции “Зимнее утро”)

У: Звучание, какого музыкального инструмента вы услышали? (пианино)

Какой характер музыки? (спокойный)

Что вы хотели делать под музыку? (Хотелось кружиться, как снег.)

Музыка всегда была одинаковая? (Сначала музыка очень спокойная, потом громче.)

У: За ночь природа застыла от мороза, а утром начинает постепенно просыпаться. Слышен скрип снега. Утро в музыке раннее, тихое, неслышное.

Послушайте стихотворение, написанное Ф.И.Тютчевым.

(Слайд 14)

Чародейкою Зимою,
Околдован, лес стоит.
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.

У: Подойдут ли эти слова к музыке Чайковского?

Автор любуется красотой леса, который под снегом спит. Ф.И.Тютчев передал красоту природы словами, а композитор П.И.Чайковский это сделал с помощью музыки. Слова и музыка оказались созвучны.

Картины русской природы были близки русским художникам.

(Слайд 15)

Известный художник Иван Иванович Шишкин изобразил эту красоту в картине “Зима”. Посмотрите внимательно на картину. Какие краски использует художник?

У: Зима – это, прежде всего снег. Как изобразил его И.И.Шишкин? Посмотрев на картину можно сказать, что зима белая. Слова, какого поэта подойдут к этой картине? (А.С.Пушкина)

Пришла, рассыпалась клоками;
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами;
Среди полей, вокруг холмов…

У: А.С.Пушкин и И.И.Шишкин не знали друг друга, но красоту зимнего леса смогли показать каждый по-своему: поэт стихами, художник картиной. Посмотрите внимательно на картину. Она называется “Февральская лазурь”.

Эту картину нарисовал русский художник И.Э.Грабарь.

(Слайд 16)

(Слайд 17)

Вопросы классу

У:

Какие краски использовал художник?
Когда бывает такое небо?
Какого цвета снег?
Что на переднем плане изобразил художник?

(берёзы)

Что есть на ветках деревьев? (лежит снег)

У: В лесу много снега? (снега ещё много)

У: Художник использовал тёплые краски и изобразил тёплый зимний день. Уже хорошо греет солнце, а это значит весна близко. Какое настроение вызывает у вас эта картина?

У: И.И.Шишкин и И.Э.Грабарь изображали на картинах пейзажи. Пейзаж – это изображение природы. (чтение по плакату) Художников, которые изображают природу – называют пейзажисты.

(Слайд 18)

И.И. Шишкин и И.Э. Грабарь – художники-пейзажисты.

У: Какое у вас настроение? Почему?

Д: Хорошее, весёлое. Потому что скоро будет весна.

Замер лес в прозрачной дымке,

У:

На деревьях тают льдинки!
С веток капает капель,
И летит синицы трель.

III. Итог урока

У: Поэты, композиторы, художники в своих произведениях прославляли зиму, её красоту, зимнюю природу. Произведения написаны много лет назад, но мы изучаем их сейчас и они нам интересны.

Чем мы занимались на уроке?
Что нового вы узнали на уроке?

(Узнали, кого называют художник – пейзажист, познакомились с названием зимних месяцев в народе.)

У: Как вы сегодня работали на уроке? Как говорили звуки?

IV. Домашнее задание

Нарисуйте зимнюю картину к стихотворению, которое вам понравилось больше всего.

Вы старались говорить правильно звуки, слушали ответы товарищей.

Урок окончен.

Спасибо всем за работу на уроке.

Презентация