Предмет: математика.
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Тема: “Образование, чтение и запись дробей”.
Класс: 4
Цели:
- закрепить умение определять, на сколько равных частей, долей разделена величина и сколько таких частей взято;
- научить читать и записывать обыкновенные дроби;
- научить сравнивать дроби, опираясь во всех случаях на рисунок;
- познакомить на наглядном примере с основным свойством дроби;
- закрепить умение детей ориентироваться в определении времени.
Конспект урока
I. Устный счёт.
- Объясните, как получить 1/2 долю круга? Продемонстрируйте ответ.
- Круг разделили на 6 равных частей. Как назовете одну такую часть? Продемонстрируйте, как получить сложением одну шестую часть круга.
- Что означает выражение " 1/3 отрезка"?
- В 1/10 части початка кукурузы 93 зерна. Сколько зёрен в целом початке?
- На свете существует 150 разновидностей акул, но лишь 1/5 часть нападает на человека. Сколько видов акул нападает на человека?
- Верблюд живёт 40 лет. 1/5 часть своей жизни он растёт. Сколько лет растёт верблюд?
- В Древнем Риме соревнования проводились в течение 1/3 года. Сколько месяцев в году длились соревнования?
- 1/5 часть ленты составляет 10 метров. Какой длины лента?
- Составьте свою задачу на нахождение числа по доле. Каким действием она будет решаться?
Подберите фигуру вместо знака вопроса. (Слайд 2) Докажите.
(Круг разбит на 6 частей: 6Х3=18; круг разбит на 8 частей: 8Х4=32; круг разбит на 4 части: 4Х6=24)
II. Объяснение нового материала.
Введение в тему.
- Как называется этот предмет? (Слайд 3) Где вы его встречали? На сколько одинаковых частей разделён жезл? Покажите 1/5. (Дети показывают 1/5 часть разными способами. Их действия подкрепляются появлением надписей по щелчку мыши).
- Покажите две одинаковые части. Как мы запишем, что это 2 части из пяти? (По щелчку мыши появляется надпись “2/5”)
- Что показывает эта запись?
- На этом слайде вы видите запись. (Слайд 4) 2 – это числитель, 5 – это знаменатель. Эта запись показывает, что мы взяли 2 доли из 5. Такая запись называется – дробь. (По щелчку мыши появляется слово “дробь”)
- Прочитайте дробь.
- Возвращаемся к жезлу. (Слайд 5) Теперь покажите мне три части из пяти. (По щелчку мыши появляются разные способы решения данного задания).
- Запишите дробь. Проверьте. (Слайд 6)
- Какая дробь, по вашему мнению, будет следующей? (Слайды 7, 8)
- Если мы возьмём все 5 долей из пяти – то, что получится? Это целое число.
- На слайде (Слайд 9) вы видите жука из семейства усачей. Сравните, раскраску усов с жезлом. Как вы думаете, почему такая раскраска у жезла? Зачем этому жуку такие полосатые усы? (Ответы детей)
Кульминационный фрагмент.
Отгадайте загадку:
Ранним утром ей не спится
Очень хочется трудиться
Вот и меду принесла
Работящая... (пчела)
- Как называется данный плод работы пчёл? (Слайд 10)
- Сколько ячеек сотов мы видим у пчелы? (15) (Слайд 11)
- Покажите 1/15 долю. (По щелчку мыши выделяется 1/15 доля по–разному).
- Две ячейки объединились. Какой дробью можем обозначить результат? Как получили 2/15?
- Сколько ячеек сотов выделено цветом? Как обозначим дробью 4 ячейки из 15?
Усложнение материала.
- Что произошло? (Слайд 12) (Из 15 ячеек сотов исчезли 3).
- Сколько ячеек осталось? (12)
- Покажите 1/12 (Обратите внимание на знаменатель, почему в знаменателе 12?).
Ещё 1/12 и ещё 1/12. (По щелчку мыши выделяются цветом доли – появляется “столбик” из трёх сот)
- А теперь представьте себе, что это вовсе не ячейки сотов, а ... (во время паузы ученики могут пофантазировать, что это могут быть вазы, абажуры настольных ламп и т.п.).
- Сколько ваз вы видите? Сколько оранжевых ваз? Запишите, что оранжевая ваза у нас одна из четырёх.
- Сравните. Раньше мы говорили, что это 3/12, а теперь говорим, что это1/4. Сделайте вывод. Подумайте, как у нас получилось такое равенство. (Ученики могут сделать вывод, что если мы числитель и знаменатель дроби 3/12 разделим на 3, то получится 1/4)
4. Физкультминутка. (Слайд 13)
Пчёлка по лугу летела
И на кашку тихо села.
Посидела, посмотрела.
Потянулась к солнышку.
Улыбнулась, подбочась
За работу принялась.
Тренировочные упражнения.
Циферблат часов (Слайд 14) разделён на 2 части.
- Покажите 1/2.
- Разделим циферблат на 4 части (По щелчку мыши проводится вертикальная черта). Покажите 1/4, 2/4. Сравните 2/4 и 1/2. сделайте вывод. Покажите 3/4.
Разделим циферблат на 12 частей. (По щелчку мыши циферблат делится на 12 частей)
- Покажите 1/12, 3/12. С какой дробью можно уровнять 3/12? (Можно вспомнить про “вазы”).
- Покажите на циферблате (Слайд 15) четверть четвёртого; без четверти 7. (На макете часов дети, передвигая стрелки, показывают указанное время)
- Найдите ответы и узнайте, что нарисовано: (Слайд 16)
2/5 от 15 – это...;
3/7 от 28 – это...;
2/9 от 72 – это....
- Решите задачу:
- В нашем классе 28 человек. 3/4 учатся на “4” и “5” (хорошисты), а остальные отличники. Сколько отличников в классе? Рассмотреть разные способы решения с опорой на наглядность. (Слайды 17, 18 и 19).
III. Задания на развитие смекалки и сообразительности.
Слайд 14.
- Раздели прямой линией циферблат часов на 2 части так, чтобы сумма чисел на обеих частях была одинаковой.
(Подсказка: Сложить все числа, разделить сумму на 2)
Слайд 15.
- Из семи палочек выложена дробь 1/7. Как, передвинув одну палочку, получить дробь 1/3.
Слайд 16.
- Сколько перед вами квадратов? (14)
Удалите 3 палочки так, чтобы квадратов стало 4.
В этом задании можно вернуться к повторению. Например, сколько одинаковых, маленьких квадратов вы видите? Покажите 2/9, 4/9 и т.д.
IV. Подведение итога урока.
- Молодцы! Мы смогли справиться с очень трудной темой. Но это только начало очень интересной работы с дробями. Мы научились дроби образовывать, читать, писать. А ещё нам предстоит дроби сравнивать, складывать, умножать, делить и вычитать, сокращать.
Дополнительная информация:
Слово “соты” при склонении может вызвать затруднения. Привожу выдержку из толкового словаря русского языка авторов: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.
СО/ТЫ, - ов, ед. сот, - а, м. У пчёл, ос; симметрически расположенные ряды шестигранных ячеек для хранения мёда и кладки яиц. Рамка с сотами (в пчелином улье). Мёд в сотах.II прил. сотовый, - ая, - ое. С. мёд (находящийся в сотах)
Литература:
- Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. Пособие для учителей. М.: “Просвещение”, 1975
- Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999