Цель:
- Дать понятия обособления; уточнить, какие члены предложения подлежать обособлению; формировать знания основных правил обособления определений и приложений и умения применять их на письме.
- Продолжить формирование умения характеризовать разные признаки обособления: смысловые, интонационные, грамматические, пунктуационные; находить определения в предложении, выделять их графически.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации, компьютерная презентация (Презентация), раздаточный материал для каждого ученика (Приложение 1).
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа с целью установления правильности и осознанности выполнения домашнего задания (устно).
III. Актуализация опорных знаний по орфографии.
Орфографическая цепочка.
Списать словосочетания, вставить пропущенные буквы. Объяснить написание орфограмм. Разграничить прилагательные и причастия. Объяснить, чем они различаются. (слайд № 2)
Проверка (слайд № 3).
IV. Изучение и первичное закрепление знаний об обособлении определений и приложений.
- Ребята, вы узнали на предыдущих уроках, что предложение может быть осложнено однородными членами. Сегодня мы поговорим с вами еще об одном виде осложненных предложений. Это предложения, осложненные обособленными членами.
- Что такое обособление? Давайте запишем в тетрадь: “обособление – интонационное и смысловое выделение в составе простого предложения словоформы или группы словоформ” (слайд № 4).
Проще говоря, обособить – это выделить.
- Каким образом в устной речи чувствуется обособленная грамматическая конструкция? (обособленная грамматическая конструкция выделяется интонационно).
- А как будем выделять данные конструкции в письменной речи? (с помощью знаков препинания).
- Вспомните, ребята, что такое причастие? (причастие - это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)
- Приведите примеры.
- Давайте вспомним знаки препинания при причастных оборотах.
(слайд № 5)
- Ребята, а что такое приложение? (приложение – это определение, выраженное существительным. Приложение может иметь разные поясняющие значения. Оно ставится в том же падеже и числе, что и определяемое слово).
- Так как приложение является определением, оно тоже обособляется.
Работа с учебником.
1) Наблюдение над интонацией в предложениях с обособленными и необособленными причастными оборотами, работа со схемами из упражнения 297.
2) Чтение теоретического материала на стр. 134.
- Особенно следует обратить внимание на обособление приложений с союзом как.
- Такое приложение очень похоже на сравнительный оборот. Часто их трудно различить. Обособленное приложение присоединяется к определяемому слову и имеет оттенок обстоятельственного или причинного значения. Оно не содержит в себе функций сравнения. Также не являются приложениями обороты с союзом как в значении “в качестве”. (слайд № 6).
3) Составление алгоритма рассуждения. (слайд № 7).
4) Выполнение упражнения 298 (фронтально).
V. Закрепление пройденного материала. Обобщение по теме.
1) Самостоятельная работа с раздаточным материалом с последующей фронтальной проверкой. (Приложение 1).
2) Обобщение по теме.
- Что такое причастие?
- В каких случаях обособляются причастия?
- Что такое приложение?
- В каких случаях обособляется приложение? (Приложения обособляются, если относятся к личному местоимению, если стоят после нарицательного существительного, если стоят после имени собственного, если присоединяются к определяемому слову союзом как).
- Расскажите об особенностях обособления приложения с союзом как.
- В каком случае можно поставить тире при приложении? (слайд № 8)
VI. Сообщение домашнего задания.
Упражнение 301, 302. (слайд № 9).
Список литературы.
- Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. Учебно-методическое издание. – М.: Издательство “Экзамен”, 2008. – 399 с.
- Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку. Учебно – методическое издание. – М.: Издательство “Экзамен”, - 2009. – 253 с.