Сегодня в образовательной области “Филология” главные приоритеты – коммуникативное развитие, формирование способности и готовности свободно осуществлять общение, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики, культуры речи. Но даже самые эффективные нововведения не будут иметь смысла без вовлечения учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, создания условий для саморазвития личности. Ведь важнейший принцип деятельностного подхода – научить ребёнка учиться.
Важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребёнка является его успешность в учёбе. “Подросток теряет интерес к учению не потому, что перестал считать его важным, значительным для себя делом, а потому что устал от неудач в нём”[3]. Как помочь ребёнку утвердиться в учёбе, как оградить его от неудач или хотя бы уменьшить их количество? Проверенные мной на практике методы, приёмы и формы работы, помогают решению этой проблемы: способствуют выработке прочных знаний без приоритетного и зачастую непродуктивного заучивания правил, вырабатывают у школьника навыки самообразования, помогают ему обрести веру в свои силы.
В процессе учебной работы разрешаю учащимся пользоваться самодельным справочником. Общая тетрадь в 80 листов, которую заводит каждый ученик 5 класса и ведёт до выпуска из школы, делится на 3 неравные части. Главный раздел справочника – “Таблицы” – включает в себя схемы и опорные таблицы по основным правилам орфографии и пунктуации, образцы рассуждений при применении правил.
Оформляя таблицы, дети учатся грамотно писать термины, составлять сложный план.
Например, при составлении таблицы “Правописание букв Н и НН в наречиях, кратких прилагательных и кратких причастиях” даю алгоритм-помощник:
- Определи часть речи.
- В наречии (отвечает на вопрос “как?” и относится к глаголу) – пиши столько букв Н, сколько в слове, от которого оно образовано.
- В кратком прилагательном (отвечает на вопрос “каково?”, имеет переносное значение, можно заменить полным прилагательным, подобрать синоним – прилагательное) – пиши столько букв Н, сколько в полном прилагательном.
- В кратком причастии (отвечает на вопрос “каково?”, можно заменить глаголом) – всегда пиши одну букву Н.
Пример работы учащихся:
наречие | краткое прилагательное | краткое причастие |
как? относится к глаголу | каково? но имеет переносное значение, можно заменить полным прилагательным или подобрать синоним | каково? но можно заменить глаголом и задать вопрос Что сделано? |
столько Н, сколько в исходном слове. Шумело (как) взволнованно (взволнованный) | столько Н, сколько в исходном слове. Её лицо (каково? какое?) взволнованно (взволнованное = тревожное) | Всегда одна Н Море (каково? что сделано?) взволновано (взволновалось) |
Первое время записи делают только под моим руководством, затем многие таблицы, даже сводные, составляются учащимися самостоятельно. Такие задания развивают умение сжать информацию, выделить главное, эффективно расположить материал, подобрать примеры. Графические и цветовые выделения фрагментов текста также способствуют лучшему усвоению и закреплению изученного.
Система опорных таблиц позволяет сосредоточить внимание учащихся на определённом языковом явлении, приучает сравнивать, находить общее и различное в сопоставимых фактах, обосновывать свои решения, вырабатывает навыки самоконтроля – словом, помогает активизировать репродуктивную деятельность учащихся, повышает её развивающий потенциал, обеспечивает более глубокое и прочное усвоение материала.
Необходимость обратиться к таблицам возникает практически на каждом уроке, ведь периодически приходится возвращаться к давно пройденному материалу. Ради экономии времени часто учитель напоминает правило сам, а такие тетради помогают быстро найти ответ самим учащимся. Неслучайно ребята нашли хорошее название для этой тетради – “палочка-выручалочка”. Кроме того, слабоуспевающие школьники, пользуясь справочником, усваивают сложный для них вид деятельности, не отвлекая класс от общей работы. И хотя пособий-таблиц на печатных и электронных носителях предлагается предостаточно, в своём справочнике ориентироваться легче, свои таблицы понятнее.
Таким образом, ведение справочника, возможность в любой момент найти ответ на вопрос снимает напряжённость учащихся на уроке. Они видят, что учитель не “ловит” на ошибках, а заинтересован в их успехах, стремится помочь им. Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского: “Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста. Вчера не понимал – сегодня понял. Вчера не умел – сегодня научился” [4].
Вторая часть справочника называется “Словарик”. В этот раздел ребята вписывают по мере изучения слова и выражения, требующие запоминания. Третья часть – “Мои ошибки” – появилась после знакомства со статьёй Л.А.Карасик “Цепочка грамотности”[5]. После каждой самостоятельной работы (диктанта, изложения, сочинения) ученики заполняют этот раздел.
дата |
вид работы |
оценка |
кол-во ош |
ошибки |
8.09.2012. |
Сл/дикт. |
4 |
1 |
Благословение Ультразвук дистиллированная, искусственный, географические, метеорологическая, мелкомасштабные. посвящена, взглянуть, внимательно, возвращаться |
Правописание всех слов, в которых были допущены ошибки, дети должны отработать, ведь на любом уроке, когда ученик будет отвечать у доски, ему будет предложено написать 2 – 3 “его” слова. Да и родителям учащихся легче проследить за грамотностью своего ребёнка. Они знают, почему поставлена та или иная оценка.
Одна из важных составляющих учебного процесса – установление прочной обратной связи учителя со всеми учениками. Педагог должен быстро и дифференцированно оценить знания каждого учащегося, владеть информацией о знаниях и затруднениях учеников, то есть управлять процессом усвоения материала, процессом обучения. В этом мне очень помогают карточки с выборочным ответом. Перфокарты к ним, выполненные родителями из оргстекла в добрые ещё времена, не потеряли своей актуальности и по сей день, несмотря на массовую компьютеризацию. Каждая перфокарта имеет 10 рядов круглых отверстий по 5 в ряду (всего 50 отверстий). Чтобы ускорить подготовку рабочих листочков, размер перфокарты сделан соответствующим половине тетрадной страницы. Для того чтобы собранные на проверку рабочие листки можно было складывать, не разбирая, правый верхний угол их срезан. Такой же срез имеется на перфокартах. Даже необычный вид карточки из оргстекла вызывает у ребят интерес. На пачку собранных рабочих листков накладываю контрольный лист, прокалываю места правильных ответов. На проверку затрачиваю минут 7. Другое дело – составить эти карточки. Но временные затраты на подготовку компенсируются экономией времени на уроке.
Применение таких карточек с выборочным ответом не только обеспечивает объективное определение уровня знаний и умений, но и стимулирует процесс обучения.
Правописание корней с чередованием а–о. Вариант 1.
- Пышная р_стительность
- Новая отр_сль
- Выр_щенный юннатами
- Вишенка подр_стала
- Быстро повзр_слели
- Предл_гать способ решения
- Вл_жить большой труд
- Уютно распол_житься
- Небольшой р_сточек
- Уменьшить сл_гаемое
1 – а
2 – о
3 – искл.
И более трудное задание, когда приходится выбирать слово с чередованием гласных в корне, не путать с корнями, где гласная проверяется ударением, то есть ученик решает задачу со сходными, но неодинаковыми условиями, требующими различных способов действий.
Чередование а–о в корнях Вариант 1
Отметьте слова с чередованием а – о в корне, 1-я колонка – a, 2-я колонка – о.
|
|
Другая тема: “Правописание О-Ё после шипящих”. Сначала отрабатываем навык правильно выбирать гласную в корне.
О-Ё после шипящих в корне слова, вариант №1.
Отметьте слова, в которых после шипящих в корне пишется “о”.
|
|
|
Следующее задание требует больших мыслительных операций:
О-Ё в разных частях слова и разных частях речи. Вариант 1.
Отметить слова, в которых пишется “о”.
|
|
|
Составлены карточки правописания НЕ с разными частями речи с постепенным усложнением задания: сначала НЕ с существительными, НЕ с прилагательными, НЕ с глаголом, НЕ с причастием. Итоговые задания выглядят тaк: одно – вспомнить, кaк пишется НЕ со всеми частями речи, но часть речи указана; в другом задании – часть речи должны определить сaми.
Правописание “НЕ”. Вариант №3.
Найдите предложения, в которых частица “не” пишется слитно
- С существительными
- Их ожидал (не)успех, а провал
- Сей в (не)настье, а убирай в вёдро.
- (Не)взгоды закаляют характер
- И волны и суша покорны тебе, завидует (не)друг столь дивной судьбе.
- С (не)привычки туманится и тяжелеет голова.
- С прилагательными
- Он человек далеко (не)молодой, лет около 45.
- Роста он был (не)большого, сложен щеголевато.
- (Не)красна изба углами, красна пирогами.
- В (не)обыкновенной тишине зарождался рассвет.
- Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был (не)подвижен.
- С глаголами
- (Не)взлюбила мачеха свою падчерицу.
- Миномет бил до тех пор, пока до окопа (не)добежали краснофлотцы.
- Завод (не)довыполнил план второго квартала по вине смежников.
- Видит око, да зуб (не)ймет.
- Море (не)истовствало всю ночь.
- С деепричастиями
- (Не)навидя, кляня и любя: за мученья, за гибель — я знаю, все равно: принимаю тебя.
- Владимир шел, (не)разбирая дороги.
- Читать, (не)размышляя, что есть (не)пережевывая.
- Алексей упал в снег, (не)отрывая глаз от противника.
- Он остановился, (не)доумевая.
- С местоимениями
- Не/у/кого искать защиты.
- Не стыдно молчать, коли (не)чего сказать.
- Остер меч, да (не)кого сечь.
- Дышать уже быдо (не)чем.
- Торопиться было не/к/чему.
- С причастиями
- Телегин сложил (не)дочитанное письмо.
- Солнце яркое, но (не)греющее смотрело холодно с высоты неба.
- Ленинград — это город, воплощающий в себе (не)меркнущие идеи Октября.
- Комната была (не)освешена, т.к. лампочки были не зажжены.
- Перед молодыми весь мир, еще (не)открытый ими.
“НЕ” с разными частями речи (после изучения деепричастия). Вариант №1.
Отметить случаи, когда частица “не” пишется раздельно.
- (не)останавливаться ни перед какой преградой
- никем (не)исследованная местность
- никогда (не)знавшие страха
- (не)обыкновенное происшествие
- (не)сожалея о случившемся
- вовсе (не)интересная книга
- (не)сдавшиеся на милость врага
- (не)погибшая, а возрожденная из пепла земля
- посуда (не)убрана
- (не)дорогой, а красивый ситец
Другая трудная тема: правописание Н-НН в прилагательных, причастиях и наречиях.
НН и Н в прилагательных. Вариант №2.
Отметить слова, в которых пишется НН.
|
|
Н и НН в прилагательных и причастиях. Вариант 1
Отметить те случаи, когда пишется одна Н.
|
|
Н и НН в кр. прилагательных, кр. причастиях и наречиях. Вариант 1
Отметить те случаи, когда пишется НН.
- Это общество было организова…о недавно.
- Заседание совета школы прошло организова…о.
- Моя подруга организова…а и внимательна.
- Решение было давно мною обдума…о.
- Ученик отвечал на вопросы учителя обдума…о и чётко.
- Мать удивлё…о посмотрела на сына.
- Большинство присутствующих было удивле…о словами товарища.
- На территории нашей республики сосредоточе…о много промышленных предприятий.
- Зрители сосредоточе…о смотрели передачу, посвящённую космосу.
- Лицо старика было хмуро и сосредоточе…о.
Количество карточек по всем основным темам орфографии и пунктуации (около 80 тем) рассчитано на количество учеников в классе; карточки разложены в ящиках с указанием тем, поэтому не затрачивается много времени на поиски нужного материала к уроку. Раздаточный материал можно использовать для комментированного письма, для подбора примеров, иллюстрирующих то или иное правило, для работы со слабоуспевающими учащимися при организации повторения. Задания отличаются по объёму и сложности, что позволяет разнообразить виды и формы работы на уроке.
Активность учащихся в учебном процессе сама по себе не возникает, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий. Невозможен какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения знаний не просто в “усвоенную информацию”, a в духовный багаж человека. Одно из условий, при котором появляется и развивается интерес, – понимание нужности изучаемого, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность. Для решения этой задачи очень часто использую игру “четвёртый лишний”. Например, так начинаю урок по теме “Правописание букв Н и НН в прилагательных”. На доске заранее записаны 4 словосочетания:
песча/н,нн/aя отмель
овся/н,нн/aя кашa
тума/н,нн/aя даль
серебря/н,нн/aя ложка
Ученики, устно работaя в паре, находят лишнее прилагательное – туманное. Это качественное прилагательное, остальные – относительные. Обращаем внимание, что найти другой вариант “четвёртого лишнего”,– значит узнать, сколько Н пишется в прилагательных. Это задача урока.
При изучении темы “Глагол”, объясняя, почему важно знать спряжение глагола, подбираю для иллюстрации следующую “четвёрку”:
колыш/у,a/тся ветви
постел/е,и/шь простыню
узнa/е,и/те новости
зaкле/ю,я/т конверт
Подойдёт игра “Четвёртый лишний” и при изучении правописания суффиксов прилагательных –К– и –СК-. Прочитаем слова:
немец/к,ск/ий
фрaнцуз/к,ск/ий
рус/к,ск/ий
мaтрос/к,ск/ий
Найдём лишнее слово. Обращаем внимание, что из-за схожести звучания конца слов невозможно на слух определить написание. Задача урока – разобраться в этом.
Изучая правописание букв Н и НН, прочитаем предложения:
Общество организова/н,нн/о недавно.
Секция прошла организова/н,нн/о.
Девочка внимательна и организова/н,нн/а.
Сравнение, сопоставление и анализ примеров поможет выяснить правильное написание слов.
Подбирают четвёрку слов и сами ученики:
Р..стает быстро
Новая отр..сль
Неожиданно выр..сли
Дружно р..стиНеприятная сыр..сть
Мощно разр..стается
Кости ср..стутся
Чахлый р..сточек
Полезно проводить на уроке “диктанты по аналогии”. Например, записав в тетради:
Пять задач..
Скворч..нок
Изво..ик
Пузырёч..к
В постел..
/Не/счастье
Учащиеся должны выяснить, что объединяет эти слова, и подобрать по три примера на каждый случай.
Ученикам интересно готовить раздаточный материал самим. Из тетради для словарных диктантов выбирают 10 трудных словосочетаний, лучше те, в которых сами когда-то допустили ошибки, затем находят ошибкоопасные места и зашифровывают. Составить карточку не так-то просто. Но потраченное время окупается. Происходит попутное повторение, причём более продуктивное, осмысленное, ученики начинают понимать законы орфографии. Кроме того, позиция учеников при этом не “я – экзаменующийся”, a “я – экзаменатор”. Карточки выполняют одноклассники и возвращают на проверку составившим ученикам – “учителям”.
Обобщая свой опыт, поделилась теми методами, приёмaми и формaми работы, которые, кaк мне кажется, помогaют пробудить в ребёнке творческое начало, живой интерес к учёбе и желание совершенствоваться, учат трудиться.
“Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала” [1].
Литература
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Горшкова В.Н. Синтаксис и пунктуация. Упр. с выборочным ответом. М.: Просвещение, 1975.
- Созонов В.П. найти в себе точки опоры. Ижевск: 2007.
- Сухомлинский В.А. Всё начинается с учителя. М.: 1983.
- Карасик Л.А. Цепочка грамотности.// Русский язык в школе.– 1998.– №3.