Циферблат. Римские цифры. 2-й класс
Тип урока. Урок изучения нового.
Цели урока:
Образовательная.
- Продолжить изучать величину “время”. Познакомить с римскими цифрами, которые очень часто присутствуют на циферблате часов.
- Учащиеся должны знать: понятие “циферблат”, римские цифры (в рамках программы).
- Учащиеся должны уметь: записывать и читать римские цифры, переводить римские цифры в арабские и наоборот.
Развивающая.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Речь учащихся.
Воспитательная.
- Прививать любовь к предмету посредством дополнительного материала.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, толковый словарь, учебник математики 2 класс авт. А.Л.Чекин.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Цифры живут на различных предметах:
Календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине,
И в телефоне,
И на машине,
И на вагоне…
Цифры – повсюду,
Цифры – кругом.
Мы их поищем – и быстро найдём!
– А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:
“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.
2. Устный счет.
1. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.
| 76 | 83 |
| 37 | 69 |
2. Назовите число, предшествующее числу 19, 57, 260.
Назовите число, следующее за числом 49, 82, 495.
Назовите число, в котором 3 дес. 5 ед., 8 ед. 2дес.
3. Постановка учебной задачи.
– А теперь отгадайте загадку.
Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы)
– А из чего состоят часы?
– Сегодня мы продолжим изучать величину “время” и познакомимся с
циферблатом часов.
– Что такое “циферблат”?
– Где нам это узнать? (толковый словарь)
Циферблат – пластинка с делениями, по которым движется стрелка в часах, измерительных приборах. Цифер – цифра.
Блат – лист (в переводе с немецкого языка) лист с цифрами.
- Как называется маленькая стрелка в часах?
- Как называется большая стрелка в часах?
– Посмотрите на циферблат и определите время. (6 ч.15 мин.)
– Как еще можно прочитать это время?
Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6 ч. 45 мин.).
– Который сейчас час?
– Почему же возникло затруднение?
(Не знаем, какими цифрами записаны числа).
– Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?
(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)
– Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока)
4. “Открытие” детьми нового знания.
Теперь всё узнаем о римских цифрах. Римские, римские… А почему они именно так называются?
Дети: Их придумали в Риме.
Учитель: Вы уверены? Предлагаю перенестись ненадолго в древний мир и увидеть, как появились римские цифры.
Историческая справка.
У древних людей кроме каменного топора и шкуры вместо одежды,
ничего не было. Поэтому первобытному человеку приходилось считать
не так уж много. Ну, а первыми помощниками при счёте много веков
назад также как и сейчас являлись …пальцы, камешки и конечно,
палочки. Но позже возникла проблема… Как запомнить, кто кому
сколько должен монет? Сколько народилось жеребят? Сколько корзин
зерна собрано? Возникла необходимость записывать числа. И тогда
древние люди стали изобретать цифры. Древние индейцы рисовали
вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев. Народы Древней
Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. В
Древнем Египте изобрели счёты. В Древней Индии изобрели для каждой
цифры свой знак. Чуть позже древние арабы упростили эти значки и
они стали выглядеть вот так. А в Древнем Риме пошли по самому
простому и одновременно самому гениальному пути. Древние римляне
для записи своих чисел отталкивались от изображения руки
человека.
– А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они
появились в Риме.)
– Так выглядели древние римляне, и древняя школа римлян.
– Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас
служат нам.
– Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью
чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)
– Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета.
Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?
– На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5палочек, стали
изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми.
Догадались?
Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.
– Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1палочку справа. Какое
число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо
прибавить, чтобы получилось 8?
– Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго
пересчитывать? (Надо записать V и слева поставить палочку
5-1=4)
– А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух
пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками:
одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз – X .
Иначе 10можно записать двумя пересекающимися палочками.
– Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку,
получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться
число 9.
Вывод: – какую особенность римской нумерации нужно запомнить?
(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)
Запись на страничке ученика римских чисел
5. Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
Задание 1
Цель: Познакомить с записью чисел от 1 до 12 римскими цифрами.
Задание 5
Цель: Учить читать римские цифры.
– На доске римские цифры, назовите их.
– Запишите римские цифры на циферблате своих часов.
Задание 7
Цель: учить называть числа третьего десятка по их записи римскими цифрами.
6. Самостоятельная работа в группах, самопроверка.
Цель работы: применить все полученные знания на практике.
У вас на столах листы. Данные числа надо записать римскими цифрами. Время ограничено.
Самопроверка.
Итог урока.
– Что такое циферблат?
– Где можно встретить римские цифры?
– Какие два правила применяют при записи чисел римскими
цифрами?