Тип урока. Урок изучения нового.
Цели урока:
Образовательная.
- Продолжить изучать величину “время”. Познакомить с римскими цифрами, которые очень часто присутствуют на циферблате часов.
- Учащиеся должны знать: понятие “циферблат”, римские цифры (в рамках программы).
- Учащиеся должны уметь: записывать и читать римские цифры, переводить римские цифры в арабские и наоборот.
Развивающая.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Речь учащихся.
Воспитательная.
- Прививать любовь к предмету посредством дополнительного материала.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, толковый словарь, учебник математики 2 класс авт. А.Л.Чекин.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Цифры живут на различных предметах:
Календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине,
И в телефоне,
И на машине,
И на вагоне…
Цифры – повсюду,
Цифры – кругом.
Мы их поищем – и быстро найдём!
– А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:
“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.
2. Устный счет.
1. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.
76 | 83 |
37 | 69 |
2. Назовите число, предшествующее числу 19, 57, 260.
Назовите число, следующее за числом 49, 82, 495.
Назовите число, в котором 3 дес. 5 ед., 8 ед. 2дес.
3. Постановка учебной задачи.
– А теперь отгадайте загадку.
Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы)
– А из чего состоят часы?
– Сегодня мы продолжим изучать величину
“время” и познакомимся с циферблатом часов.
– Что такое “циферблат”?
– Где нам это узнать? (толковый словарь)
Циферблат – пластинка с делениями, по которым движется стрелка в часах, измерительных приборах. Цифер – цифра.
Блат – лист (в переводе с немецкого языка) лист с цифрами.
- Как называется маленькая стрелка в часах?
- Как называется большая стрелка в часах?
– Посмотрите на циферблат и определите время. (6
ч.15 мин.)
– Как еще можно прочитать это время?
Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6 ч. 45 мин.).
– Который сейчас час?
– Почему же возникло затруднение?
(Не знаем, какими цифрами записаны числа).
– Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?
(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)
– Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока)
4. “Открытие” детьми нового знания.
Теперь всё узнаем о римских цифрах. Римские, римские… А почему они именно так называются?
Дети: Их придумали в Риме.
Учитель: Вы уверены? Предлагаю перенестись ненадолго в древний мир и увидеть, как появились римские цифры.
Историческая справка.
У древних людей кроме каменного топора и шкуры
вместо одежды, ничего не было. Поэтому
первобытному человеку приходилось считать не
так уж много. Ну, а первыми помощниками при счёте
много веков назад также как и сейчас являлись
…пальцы, камешки и конечно, палочки. Но позже
возникла проблема… Как запомнить, кто кому
сколько должен монет? Сколько народилось
жеребят? Сколько корзин зерна собрано? Возникла
необходимость записывать числа. И тогда древние
люди стали изобретать цифры. Древние индейцы
рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у
пришельцев. Народы Древней Азии при счёте
завязывали узелки на шнурках разной длины и
цвета. В Древнем Египте изобрели счёты. В Древней
Индии изобрели для каждой цифры свой знак. Чуть
позже древние арабы упростили эти значки и они
стали выглядеть вот так. А в Древнем Риме пошли по
самому простому и одновременно самому
гениальному пути. Древние римляне для записи
своих чисел отталкивались от изображения руки
человека.
– А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими?
(Они появились в Риме.)
– Так выглядели древние римляне, и древняя школа
римлян.
– Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад.
Они и сейчас служат нам.
– Представьте, что вы древние римляне и не знаете
цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С
помощью пальцев.)
– Да, действительно пальцы сыграли немалую роль
в истории счета. Вам понятны цифры римской
нумерации I, II, III. А как дальше?
– На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать
5палочек, стали изображать руку. Однако рисунки
руки делали очень простыми. Догадались?
Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.
– Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте
1палочку справа. Какое число получилось? (6), две
палочки (7). А сколько палочек надо прибавить,
чтобы получилось 8?
– Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки
долго пересчитывать? (Надо записать V и слева
поставить палочку 5-1=4)
– А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит
из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации
изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит
как обычно, а другая перевернута вниз – X . Иначе
10можно записать двумя пересекающимися
палочками.
– Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом
еще одну палочку, получилось число 11, а если
поставить слева палочку, получиться число 9.
Вывод: – какую особенность римской нумерации нужно запомнить?
(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)
Запись на страничке ученика римских чисел
5. Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
Задание 1
Цель: Познакомить с записью чисел от 1 до 12 римскими цифрами.
Задание 5
Цель: Учить читать римские цифры.
– На доске римские цифры, назовите их.
– Запишите римские цифры на циферблате своих
часов.
Задание 7
Цель: учить называть числа третьего десятка по их записи римскими цифрами.
6. Самостоятельная работа в группах, самопроверка.
Цель работы: применить все полученные знания на практике.
У вас на столах листы. Данные числа надо записать римскими цифрами. Время ограничено.
Самопроверка.
Итог урока.
– Что такое циферблат?
– Где можно встретить римские цифры?
– Какие два правила применяют при записи чисел
римскими цифрами?