Циферблат. Римские цифры. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока. Урок изучения нового.

Цели урока:

Образовательная.

  • Продолжить изучать величину “время”. Познакомить с римскими цифрами, которые очень часто присутствуют на циферблате часов.
  • Учащиеся должны знать: понятие “циферблат”, римские цифры (в рамках программы).
  • Учащиеся должны уметь: записывать и читать римские цифры, переводить римские цифры в арабские и наоборот.

Развивающая.

  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Речь учащихся.

Воспитательная.

  • Прививать любовь к предмету посредством дополнительного материала.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, толковый словарь, учебник математики 2 класс авт. А.Л.Чекин.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

Цифры живут на различных предметах:
Календарях и трамвайных билетах,
На циферблатах часов, на домах,
Прячутся цифры в книжных томах,
И в магазине,
И в телефоне,
И на машине,
И на вагоне…
Цифры – повсюду,
Цифры – кругом.
Мы их поищем – и быстро найдём!

– А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:

“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.

2. Устный счет.

1. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

76 83
37 69

2. Назовите число, предшествующее числу 19, 57, 260.
Назовите число, следующее за числом 49, 82, 495.
Назовите число, в котором 3 дес. 5 ед., 8 ед. 2дес.

3. Постановка учебной задачи.

– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,
А с места не сойдет? (часы)

– А из чего состоят часы?
– Сегодня мы продолжим изучать величину “время” и познакомимся с циферблатом часов.
– Что такое “циферблат”?
– Где нам это узнать? (толковый словарь)

Циферблат – пластинка с делениями, по которым движется стрелка в часах, измерительных приборах. Цифер – цифра.

Блат – лист (в переводе с немецкого языка) лист с цифрами.

  • Как называется маленькая стрелка в часах?
  • Как называется большая стрелка в часах?

– Посмотрите на циферблат и определите время. (6 ч.15 мин.)
– Как еще можно прочитать это время?

Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6 ч. 45 мин.).

– Который сейчас час?
– Почему же возникло затруднение?

(Не знаем, какими цифрами записаны числа).

– Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?

(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)

– Вот сегодня на уроке мы познакомимся с Римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока)

4. “Открытие” детьми нового знания.

Теперь всё узнаем о римских цифрах. Римские, римские… А почему они именно так называются?

Дети: Их придумали в Риме.

Учитель: Вы уверены? Предлагаю перенестись ненадолго в древний мир и увидеть, как появились римские цифры.

Историческая справка.
У древних людей кроме каменного топора и шкуры вместо одежды, ничего не было. Поэтому первобытному человеку приходилось считать не так уж много. Ну, а первыми помощниками при счёте много веков назад также как и сейчас являлись …пальцы, камешки и конечно, палочки. Но позже возникла проблема… Как запомнить, кто кому сколько должен монет? Сколько народилось жеребят? Сколько корзин зерна собрано? Возникла необходимость записывать числа. И тогда древние люди стали изобретать цифры. Древние индейцы рисовали вместо самих цифр страшные головы, как у пришельцев. Народы Древней Азии при счёте завязывали узелки на шнурках разной длины и цвета. В Древнем Египте изобрели счёты. В Древней Индии изобрели для каждой цифры свой знак. Чуть позже древние арабы упростили эти значки и они стали выглядеть вот так. А в Древнем Риме пошли по самому простому и одновременно самому гениальному пути. Древние римляне для записи своих чисел отталкивались от изображения руки человека.

– А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)
– Так выглядели древние римляне, и древняя школа римлян.
– Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.
– Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 2? (С помощью пальцев.)
– Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. А как дальше?
– На руке человека 5 пальцев. Чтобы не писать 5палочек, стали изображать руку. Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались?

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5.

– Постройте из палочек цифру 5. Прибавьте 1палочку справа. Какое число получилось? (6), две палочки (7). А сколько палочек надо прибавить, чтобы получилось 8?
– Ну, а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать? (Надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)
– А как записать число 10? Мы знаем, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому 10 в римской нумерации изображали двумя пятерками: одна пятерка стоит как обычно, а другая перевернута вниз – X . Иначе 10можно записать двумя пересекающимися палочками.
– Постройте 10 с помощью палочек. Поставьте рядом еще одну палочку, получилось число 11, а если поставить слева палочку, получиться число 9.

Вывод: – какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)

Запись на страничке ученика римских чисел

5. Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

Задание 1

Цель: Познакомить с записью чисел от 1 до 12 римскими цифрами.

Задание 5

Цель: Учить читать римские цифры.

– На доске римские цифры, назовите их.
– Запишите римские цифры на циферблате своих часов.

Задание 7

Цель: учить называть числа третьего десятка по их записи римскими цифрами.

6. Самостоятельная работа в группах, самопроверка.

Цель работы: применить все полученные знания на практике.

У вас на столах листы. Данные числа надо записать римскими цифрами. Время ограничено.

Самопроверка.

Итог урока.

– Что такое циферблат?
– Где можно встретить римские цифры?
– Какие два правила применяют при записи чисел римскими цифрами?