Цели урока:
Образовательная: научить приемам работы ручными инструментами (лобзиком) материаловедению.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, бережливость и чувства ответственности при коллективной работе.
Развивающая: развивать образное мышление, творческие способности; формировать эстетический и художественный вкус;
Оборудование:
- выпиловочный столик;
- лобзик;
- шаблон;
- фанера;
- наждачная бумага.
Оформление доски: новые термины (лобзик, шаблон, выпиловочный столик, фанера).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение:
III. Объяснение нового материала.
Ответ учащихся: Воспользоваться инструментом с узким режущим полотном.
Учитель: Наша с вами задача выпилить из фанеры узор растительного характера, состоящий из пяти отдельных деталей, которые собираются в единое целое изделие. Данное изделие будет служить декоративным украшением пришкольного участка. Для этого мы устанавливаем выпиловочный столик на верстаке. Посадка должна быть прямой. При пилении заготовка поворачивается, а лобзик остается в прямом положении.
- Устройство лобзика, установка пилки.
Лобзик состоит:
1 – верхний зажим;
2 – пилка;
3 – рамка;
4 – ручка;
5 – нижний зажим.
- Приемы работы.
Учитель: Зубья пилки должны быть направлены вниз.
Учитель демонстрирует приемы замены пилки и работы лобзиком, знакомит с правилами безопасной работы.
- Правила безопасности работы:
– разрешается работать только исправным лобзиком, обеспечивающим надежное и правильное закрепление пилки;
– ручка лобзика не должна иметь трещин, сучков;
– выпиливание выполняется на специальных столиках. Столики должны быть ровными и гладкими;
– при выпиливании применяется прямая сидячая поза;
– основная опасность при работе лобзиком – ранение рук в результате поломки пилки. Пилку следует перемещать сверху вниз равномерно, без перекосов, с небольшим нажимом на металл.
IV. Практическая работа.
Дежурный раздает заготовки из фанеры для выпиливания.
Физминутка на расслабление кисти рук.
Учитель: Как можно выпиливать по внутреннему контуру?
Ответ ученика: Нужно выполнить отверстие шилом или сверлом, вставить пилку, закрепить и продолжить работу.
- Контроль качества изделия ведется на протяжении всей практической работы.
- Сборка деталей в изделие.
Зачистка деталей наждачной бумагой. Подгонка деталей изделия.