"Корень. Однокоренные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный (письменное упражнение на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила, упражнение на классификацию подобных предметов);
  • частично-поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);
  • репродуктивный (работа с книгой, нахождение подобия с опорой на рисунок, списывание).

Формы: фронтальная, работа в парах; ролевая игра (инсценирование); индивидуальная форма организации познавательной деятельности.

Цели урока:

  • обучающая: создание условий для актуализации и упорядочения знаний детей об однокоренных словах; формирование представлений о корне слова, однокоренных словах; формирование умений в подборе родственных слов, выделении корня в однокоренных словах;
  • развивающая: развитие умений находить однокоренные слова, выделять в них корень; развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости;
  • воспитательная: развитие коммуникативных качеств: слушать, вступать и вести диалог, доказывать свою точку зрения, создание условий для формирования познавательного процесса к русскому языку; воспитание любви к русскому языку, бережного отношения к природе и животным;

Оборудование:

  • презентация к уроку; карточки для индивидуального домашнего задания и рефлексии.
  • тетради, учебники: Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник / Т. Г. Рамзаева. – 18-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012. – 158, [2] с.: ил.;
  • рабочие тетради 1 по русскому языку: 3 класс: к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» / Е.В. Курникова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
1. Организационный момент. (1 мин.)
Слайд 1.
Чтение стихотворения, как настрой на работу:
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
– Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения.
– Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.

Внимательно слушают, психологически настраиваются на урок.
Слайд 1
2. Актуализация знаний и умений. (3 мин.)
– Вспомните, что такое родственные слова?

– Для того чтобы вам было легче вспомнить, что такое родственные слова, мы посмотрим сценку. Будьте внимательны, подсказка в названии!

Театрализованное задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?» Слайд 2.

Вы кто такие?
-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?
– А я ваша тётка-гусеница.

– Есть ли в этом рассказе родственники?
– Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово?

Справка
: этимологически слово ГУСЕНИЦА восходит к общеславянскому УСеница, т.е. "усатенькое, волосатенькое существо".
Поэтому – корень ГУС-, суффиксы -ЕН-ИЦ-, окончание жен. р. ед. ч. -А. Начальное г такого же происхождения, что и в гуж. Гусеница буквально — «покрытая усами».
Подобное слово ВЛАС-ЯН-ИЦ-А
Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.



Уч-ся инсценируют мини-сценку «Родня ли Гусеница Гусю?»

Смотрят сценку.




Приходят к выводу: у слов общая часть, но разные значения.








Слайд 2
3. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи. (6 мин.)
– Молодцы! Вы прекрасно справились! Продолжаем наш урок.
– Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из ….. (капелек), лес – из …….. (деревьев), речь – из ………(предложений), предложения из ……(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». Каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». А какая самая главная из них? – ……(корень).

– Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Правильно! Сегодня мы будем совершенствовать знания об однокоренных словах, и учиться выделять корень в словах.
Интересная семья –
В ней живут одни слова.
Корень во главе идет
Всем значенье придаёт,
И в семействе все слова
Смыслом связаны всегда.

Слайд 3.
– Пришло время поработать в тетради. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.
– Первое наше умение – писать красиво. Для этого проведем каллиграфическую минутку.
– Сегодня на уроке будем работать над буквами В и Б. Слайд 3.
– Какие элементы этих букв похожи?
– Спишите буквы и соединения.
вб / бв / вб / бв /
(образцы прописаны в тетрадях)

А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Для этого нужно отгадать загадку.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?...
(Ворона)
– Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края?
– Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой?

– Как называют этих птиц?


– Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму?

– Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение?
Слайд 3.
Проворонила ворона вороненка.
– Что это?
– Прочитайте скороговорку медленно, постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку в быстром темпе.

– Назовите орфограммы в словах.




– Спишите, подчеркните орфограммы.
(организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски).
Демонстрация правильного написания на слайде 3.
Участвуют в диалоге, продолжают начатое предложение. Внимательно слушают, отвечают на вопросы.






– О родственных словах. О корне слова.




Работают в тетрадях.


Отвечают на вопрос: Общий элемент – овал.
Прописывают буквы и соединения:
вб / бв / вб / бв /
(Проговаривают: пишу чисто, правильно и красиво)

– Это ворона.
– Нет, вороны не улетают в теплые края.
– У нас можно увидеть воробья, сороку, дятла, снегиря…
– Зимующие. Те, которые улетают на зиму это перелетные птицы.

– Сделать кормушки и добавлять в них корм для птиц. Сытая птица не замерзнет.

– О вороне.


– Это скороговорка.
Проворонила ворона вороненка.


– Во всех словах пишем непроверяемую безударную букву о, проверить не можем, так как ворона – словарное слово, а остальные слова образованы от слова ворона.

Ученик записывает предложение на доске самостоятельно, выделяет орфограмму.

Ученики записывают предложение, так же выделяют орфограмму.
(Проговаривают: начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю точку).
Сравнивают написанное предложения с предложением на слайде 3.














Слайд 3






















4. Этап усвоения новых знаний и способов действия. (15 мин.)
Формирование понятия «корень», однокоренные слова.
Слайд 4.
– Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. (Слайд 4) Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти (Слайд 4). Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт (Слайд 4). Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень.
– А какой вывод из сказки мы можем сделать?
– Правильно! Слов без корня не бывает. (Слайд 4).
– Корень выделяется значком

Слайд 5.
Наблюдение над однокоренными словами.
Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень.

В слоновнике переполох:
«Слоненок заболел, оглох!»
Его зовет слониха,
Но, видно, слишком тихо.
И папа-слон ему трубит.
А может быть слоненок спит?
«Ну что с тобой, сынишка,
Наш маленький слонишка
Вдруг слоник потянулся,
Как будто бы проснулся.
Он просто замечтался
Вот и не отзывался.
(Е. Солдатова)

3) Работа по учебнику.
а) Аналитический контроль над двумя признаками однокоренных слов. Упр. 119 с. 56

– Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова.
– А слова водитель и водник являются однокоренными?
– Выпишите только однокоренные слова и выделите корень.

б) Чтение правила с. 56
– Прочитайте правило.
в) Вопросы:
– Что такое корень?
– Приведите примеры однокоренных слов.
Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть!


Внимательно слушают сказку.













Приходят к выводу: Слов без корня не бывает.

Один учащийся читает стихотворение со слайда, остальные внимательно слушают и
выбирают однокоренные слова из текста, записывают их в тетрадь, выделяют корень (в слоновнике, слоненок, слониха, слон, слонишка, слоник).

Добавляют два однокоренных слова (слонята, слоновая (кость)) Слайд 5
Один ученик работает у доски.

Выполнение упражнения.
Учащиеся по очереди записывают пары однокоренных слов на доске.
Ответы учащихся:
Нет. Они имеют разные значения. Запись учащимися однокоренных слов в тетрадях: (Водитель, водит. Грузовые, грузы. Водник, вода.)
Чтение правила

Ответы детей, с опорой на правило.
Слайд 4






Слайд 5





Учебник по русскому языку 3 класс, часть 1, Рамзаева Т.Г. 2012г
5. Физкультминутка. (2 мин.)
Слайд 6. Валеологическая пауза.

По саване слон гулял, топ-топ, топ-топ
(ладошками шагаем равномерно по коленям)
Где слониха, слон не знал, топ-топ, топ-топ.
А слониха у реки
(руки сложены ладонь к ладони – показываем речку), буль-буль, буль-буль (сжатые кулачки быстро раскрываем, будто брызгаем водичкой)
Мыла хобот и клыки (изображаем хобот, клыки),
буль-буль, буль-буль (разбрызгиваем водичку).

– И пускала в небо мыльные пузыри
– Давайте понаблюдаем вместе со слоном за мыльным пузырем.

Слайд 7
. Упражнение для снятия утомляемости с глаз.


Встают около парт, выполняют физические упражнения в соответствии с движениями на слайде.







Выполняют задания по слайду 7
Слайд 6



Слайд 7

6. Закрепление изученного. (12 мин.)
– Продолжаем работу!
1) Подбор однокоренных слов.
– Следующая наша задача: проявить умение самостоятельно анализировать подбор однокоренных слов.
Работа в рабочей тетради. С. 39 Упр. 2.
Слайд 8.
– А умеете ли вы работать в парах? Давайте вспомним правило работы в паре:
«Уважайте мнение друг друга.
Говорите по очереди.
Не согласен – предлагай!»
Задание: В каждой группе слов подчеркните «лишнее».
Выделите корень в однокоренных словах.

Соотнесение выполненного задания с образцом на слайде.
Слайд 9.

Подведение итогов работы в парах:
– С какими словами работали?
– Все ли слова однокоренные?
– Оцените свою работу.

Лексическая работа. Слайд 10
а) – К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение.
Пример: В лесу работает лесник.
В саду работает садовник.
Предложения:
Под осиной растут подосиновики.
……………………………………..
Муравьи живут в муравейнике.
……………………………………..


Слайд 11
б) – Подумайте, как появились такие слова:
грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник.

– Молодцы! Пора подвести итоги урока.








Работа в парах в рабочей тетради.



Каждая пара находит «лишнее» слово в группе однокоренных слов. Доказывают свою правоту, по каждой паре слов, выделяют корень в однокоренных словах.

Взаимопроверка и оценивание работ.
Отвечают на вопросы учителя. Следят за заданиями на слайде.

Записывают предложения в тетрадь по образцу, выделяют корень:
Под осиной растут подосиновики.
Под берёзой растут подберёзовики.
Муравьи живут в муравейнике.
Скворцы живут в скворечнике.

Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения, отстаивают свою точку зрения.
Слайд 8



Слайд 9




Слайд 10





Слайд 11


7. Рефлексия. Итог урока. (5 мин.)
– Что нового вы узнали на уроке?

– С какими словами работали на уроке?

– Что такое корень слова?

– Назовите признаки однокоренных слов?

– Понравился ли вам урок? Как вы думаете, вы успешно справились с заданиями? Давайте проверим!
Отвечают на вопросы.
– На уроке мы узнали, что родственные слова с общим корнем называются однокоренными словами.
– Поработали с однокоренными словами.
– Делали выводы, красиво и аккуратно писали в тетрадях.
– Корень – это общая часть однокоренных слов.
– Имеют общую часть (корень), в которой передаётся их основное значение.
Рефлексия.
– На доске прикреплены цветные магниты, а так же картинки для оценки настроения на уроке. Приложение 1
Сейчас я попрошу каждого из вас оценить свою работу на уроке. Возьмите цветной магнитик и прикрепите его к той картинке и записи, которая больше всего подходит к вашему мнению об участии и вашему настроению на уроке.

Описание: 221058_70055-700x500Я не все понял!


Описание: x_b09a2678Я понял, но не могу объяснить!
Описание: 42 Мне понятно и я могу объяснить другому!


Оценка эмоционального состояния учащихся, деятельности учащихся на уроке и ее результатов на уроке. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок за урок.

Слайд 12
Запись домашнего задания. Индивидуальные задания по выбору на дом Приложение 2 (4 учащихся).

Домашнее задание:
С. 58, упр.125, правило.








Парами подходят к доске и прикрепляют магнит к соответствующей картинке.











Выставляют оценки. Получают индивидуальные задания (4 учащихся), остальные записывают домашнее задание (по учебнику) в дневнике.




















Слайд 12