Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Методы:
- объяснительно-иллюстративный (письменное упражнение на применение знаний с использованием рисунков-схем, практическая работа на применение знаний правила, упражнение на классификацию подобных предметов);
- частично-поисковый (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации);
- репродуктивный (работа с книгой, нахождение подобия с опорой на рисунок, списывание).
Формы: фронтальная, работа в парах; ролевая игра (инсценирование); индивидуальная форма организации познавательной деятельности.
Цели урока:
- обучающая: создание условий для актуализации и упорядочения знаний детей об однокоренных словах; формирование представлений о корне слова, однокоренных словах; формирование умений в подборе родственных слов, выделении корня в однокоренных словах;
- развивающая: развитие умений находить однокоренные слова, выделять в них корень; развитие познавательного интереса к языку, мыслительных процессов; формирование орфографической зоркости;
- воспитательная: развитие коммуникативных качеств: слушать, вступать и вести диалог, доказывать свою точку зрения, создание условий для формирования познавательного процесса к русскому языку; воспитание любви к русскому языку, бережного отношения к природе и животным;
Оборудование:
- презентация к уроку; карточки для индивидуального домашнего задания и рефлексии.
- тетради, учебники: Русский язык. 3 кл. В 2 ч. Ч. 1: учебник / Т. Г. Рамзаева. – 18-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2012. – 158, [2] с.: ил.;
- рабочие тетради 1 по русскому языку: 3 класс: к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» / Е.В. Курникова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 79, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
1. Организационный момент. (1 мин.) | ||
Слайд 1. Чтение стихотворения, как настрой на работу: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «пять»! – Итак, у нас урок русского языка. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. – Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными. |
Внимательно слушают, психологически настраиваются на урок. |
Слайд 1 |
2. Актуализация знаний и умений. (3 мин.) | ||
– Вспомните, что такое родственные слова? – Для того чтобы вам было легче вспомнить, что такое родственные слова, мы посмотрим сценку. Будьте внимательны, подсказка в названии! Театрализованное задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?» Слайд 2. – Вы кто такие? -Я гусь, это гусыня, это наши гусята. – А ты кто? – А я ваша тётка-гусеница. – Есть ли в этом рассказе родственники? – Почему? Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово? Справка: этимологически слово ГУСЕНИЦА восходит к общеславянскому УСеница, т.е. "усатенькое, волосатенькое существо". Поэтому – корень ГУС-, суффиксы -ЕН-ИЦ-, окончание жен. р. ед. ч. -А. Начальное г такого же происхождения, что и в гуж. Гусеница буквально — «покрытая усами». Подобное слово ВЛАС-ЯН-ИЦ-А |
Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением. Уч-ся инсценируют мини-сценку «Родня ли Гусеница Гусю?» Смотрят сценку. Приходят к выводу: у слов общая часть, но разные значения. |
Слайд 2 |
3. Постановка темы урока, формулирование учебной задачи. (6 мин.) | ||
– Молодцы! Вы прекрасно справились! Продолжаем наш урок. – Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из ….. (капелек), лес – из …….. (деревьев), речь – из ………(предложений), предложения из ……(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». Каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – «смыслиночку». А какая самая главная из них? – ……(корень). – Кто из вас догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? – Правильно! Сегодня мы будем совершенствовать знания об однокоренных словах, и учиться выделять корень в словах. Интересная семья – В ней живут одни слова. Корень во главе идет Всем значенье придаёт, И в семействе все слова Смыслом связаны всегда. Слайд 3. – Пришло время поработать в тетради. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа. – Первое наше умение – писать красиво. Для этого проведем каллиграфическую минутку. – Сегодня на уроке будем работать над буквами В и Б. Слайд 3. – Какие элементы этих букв похожи? – Спишите буквы и соединения. вб / бв / вб / бв / (образцы прописаны в тетрадях) А сейчас покажите, как вы умеете красиво и правильно записывать предложение. Для этого нужно отгадать загадку. Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она?... (Ворона) – Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края? – Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой? – Как называют этих птиц? – Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму? – Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение? Слайд 3. Проворонила ворона вороненка. – Что это? – Прочитайте скороговорку медленно, постепенно увеличивайте темп. Прочитайте скороговорку в быстром темпе. – Назовите орфограммы в словах. – Спишите, подчеркните орфограммы. (организация записи предложения с проговариванием, один ученик работает у доски). Демонстрация правильного написания на слайде 3. |
Участвуют в диалоге, продолжают начатое предложение. Внимательно слушают, отвечают на вопросы. – О родственных словах. О корне слова. Работают в тетрадях. Отвечают на вопрос: Общий элемент – овал. Прописывают буквы и соединения: вб / бв / вб / бв / (Проговаривают: пишу чисто, правильно и красиво) – Это ворона. – Нет, вороны не улетают в теплые края. – У нас можно увидеть воробья, сороку, дятла, снегиря… – Зимующие. Те, которые улетают на зиму это перелетные птицы. – Сделать кормушки и добавлять в них корм для птиц. Сытая птица не замерзнет. – О вороне. – Это скороговорка. Проворонила ворона вороненка. – Во всех словах пишем непроверяемую безударную букву о, проверить не можем, так как ворона – словарное слово, а остальные слова образованы от слова ворона. Ученик записывает предложение на доске самостоятельно, выделяет орфограмму. Ученики записывают предложение, так же выделяют орфограмму. (Проговаривают: начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю точку). Сравнивают написанное предложения с предложением на слайде 3. |
Слайд 3 |
4. Этап усвоения новых знаний и способов действия. (15 мин.) | ||
Формирование понятия «корень», однокоренные слова. Слайд 4. – Самая главная часть слова – корень. – Как? – спросите вы.– Разве у слова может быть корень? Это же не растение! А вот послушайте: Много-много лет назад появилось на свете слово лёт. (Слайд 4) Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово лёт и стало оно расти (Слайд 4). Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от слова лёт (Слайд 4). Все они на него похожи, и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло! Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов корнем. И правильно сделали: от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова, это самая важная часть слова. Т.к. общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. – А какой вывод из сказки мы можем сделать? – Правильно! Слов без корня не бывает. (Слайд 4). – Корень выделяется значком Слайд 5. Наблюдение над однокоренными словами. – Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень. В слоновнике переполох: «Слоненок заболел, оглох!» Его зовет слониха, Но, видно, слишком тихо. И папа-слон ему трубит. А может быть слоненок спит? «Ну что с тобой, сынишка, Наш маленький слонишка?» Вдруг слоник потянулся, Как будто бы проснулся. Он просто замечтался Вот и не отзывался. (Е. Солдатова) 3) Работа по учебнику. а) Аналитический контроль над двумя признаками однокоренных слов. Упр. 119 с. 56 – Прочитайте текст. Найдите однокоренные слова. – А слова водитель и водник являются однокоренными? – Выпишите только однокоренные слова и выделите корень. б) Чтение правила с. 56 – Прочитайте правило. в) Вопросы: – Что такое корень? – Приведите примеры однокоренных слов. Молодцы! Вы хорошо поработали, а теперь пришло время отдохнуть! |
Внимательно слушают сказку. Приходят к выводу: Слов без корня не бывает. Один учащийся читает стихотворение со слайда, остальные внимательно слушают и выбирают однокоренные слова из текста, записывают их в тетрадь, выделяют корень (в слоновнике, слоненок, слониха, слон, слонишка, слоник). Добавляют два однокоренных слова (слонята, слоновая (кость)) Слайд 5 Один ученик работает у доски. Выполнение упражнения. Учащиеся по очереди записывают пары однокоренных слов на доске. Ответы учащихся: – Нет. Они имеют разные значения. Запись учащимися однокоренных слов в тетрадях: (Водитель, водит. Грузовые, грузы. Водник, вода.) Чтение правила Ответы детей, с опорой на правило. |
Слайд 4 Слайд 5 Учебник по русскому языку 3 класс, часть 1, Рамзаева Т.Г. 2012г |
5. Физкультминутка. (2 мин.) | ||
Слайд 6. Валеологическая пауза. По саване слон гулял, топ-топ, топ-топ (ладошками шагаем равномерно по коленям) Где слониха, слон не знал, топ-топ, топ-топ. А слониха у реки (руки сложены ладонь к ладони – показываем речку), буль-буль, буль-буль (сжатые кулачки быстро раскрываем, будто брызгаем водичкой) Мыла хобот и клыки (изображаем хобот, клыки), буль-буль, буль-буль (разбрызгиваем водичку). – И пускала в небо мыльные пузыри – Давайте понаблюдаем вместе со слоном за мыльным пузырем. Слайд 7. Упражнение для снятия утомляемости с глаз. |
Встают около парт, выполняют физические упражнения в соответствии с движениями на слайде. Выполняют задания по слайду 7 |
Слайд 6 Слайд 7 |
6. Закрепление изученного. (12 мин.) | ||
– Продолжаем работу! 1) Подбор однокоренных слов. – Следующая наша задача: проявить умение самостоятельно анализировать подбор однокоренных слов. Работа в рабочей тетради. С. 39 Упр. 2. Слайд 8. – А умеете ли вы работать в парах? Давайте вспомним правило работы в паре: «Уважайте мнение друг друга. Говорите по очереди. Не согласен – предлагай!» Задание: В каждой группе слов подчеркните «лишнее». Выделите корень в однокоренных словах. Соотнесение выполненного задания с образцом на слайде. Слайд 9. Подведение итогов работы в парах: – С какими словами работали? – Все ли слова однокоренные? – Оцените свою работу. Лексическая работа. Слайд 10 а) – К каждому предложению составьте и напишите подобное предложение. Пример: В лесу работает лесник. В саду работает садовник. Предложения: Под осиной растут подосиновики. …………………………………….. Муравьи живут в муравейнике. …………………………………….. Слайд 11 б) – Подумайте, как появились такие слова: грибник, космонавт, тракторист, сосняк, субботник. – Молодцы! Пора подвести итоги урока. |
Работа в парах в рабочей тетради. Каждая пара находит «лишнее» слово в группе однокоренных слов. Доказывают свою правоту, по каждой паре слов, выделяют корень в однокоренных словах. Взаимопроверка и оценивание работ. Отвечают на вопросы учителя. Следят за заданиями на слайде. Записывают предложения в тетрадь по образцу, выделяют корень: Под осиной растут подосиновики. Под берёзой растут подберёзовики. Муравьи живут в муравейнике. Скворцы живут в скворечнике. Отвечают на вопросы. Выдвигают предположения, отстаивают свою точку зрения. |
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |
7. Рефлексия. Итог урока. (5 мин.) | ||
– Что нового вы узнали на уроке? – С какими словами работали на уроке? – Что такое корень слова? – Назовите признаки однокоренных слов? – Понравился ли вам урок? Как вы думаете, вы успешно справились с заданиями? Давайте проверим! |
Отвечают на вопросы. – На уроке мы узнали, что родственные слова с общим корнем называются однокоренными словами. – Поработали с однокоренными словами. – Делали выводы, красиво и аккуратно писали в тетрадях. – Корень – это общая часть однокоренных слов. – Имеют общую часть (корень), в которой передаётся их основное значение. |
|
Рефлексия. | ||
– На доске прикреплены цветные магниты, а так же картинки для оценки настроения на уроке. Приложение 1 Сейчас я попрошу каждого из вас оценить свою работу на уроке. Возьмите цветной магнитик и прикрепите его к той картинке и записи, которая больше всего подходит к вашему мнению об участии и вашему настроению на уроке. Я не все понял! Я понял, но не могу объяснить! Мне понятно и я могу объяснить другому! Оценка эмоционального состояния учащихся, деятельности учащихся на уроке и ее результатов на уроке. Подведение итогов. Выставление и комментирование оценок за урок. Слайд 12 Запись домашнего задания. Индивидуальные задания по выбору на дом Приложение 2 (4 учащихся). Домашнее задание: С. 58, упр.125, правило. |
Парами подходят к доске и прикрепляют магнит к соответствующей картинке. Выставляют оценки. Получают индивидуальные задания (4 учащихся), остальные записывают домашнее задание (по учебнику) в дневнике. |
Слайд 12 |