Цели урока:
- Познакомить учащихся историей заселения Южной Америки.
- Определить расовый, этнический состав населения.
- Выявить территории, где проживает коренное население материка, образ жизни индейцев.
- Установить, как формировалось современное население материка.
- По картам атласа, определить размещение населения на континенте.
- Сформировать представление о современной политической карте Южной Америки.
Оборудование: политическая карта Южной Америки, атласы, к/к, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Слайд 1 Здравствуйте! Сегодня мы с вами совершим путешествие в Южную Америку. Ребята, а как мы с вами доберёмся до материка? – Почему? – Какой? Итак, наша дорога длинная, нам очень много надо успеть и поэтому без промедления оправляемся в путь. Для успешной работы вы разделились на группы, которые в течение урока будут выполнять различные задания. Ваша задача работать быстро и набрать как можно больше баллов. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Итак, в путь! |
– на самолёте – нужно переплыть океан – Атлантический |
Слайд 2
Ребята, что интересного вы узнали о Южной Америке? |
– ответы учащихся |
Слайд 3
На доске вы видите кроссворд, разгадав его, вы узнаете тему сегодняшнего урока. 1. Самая длинная горная цепь Земли, составная часть самой протяжённой в мире горной системы, которая в виде гигантского станового хребта протянулась через всю Южную Америку? 2. Самый высокий водопад мира, расположенный в самом труднодоступном районе южной Америки. 3. Как называется южноамериканский влажный экваториальный лес? А.Гумбольд называл эти леса гилеями. 4. Кто открыл Америку? 5. Название дерева, в переводе означающее «сломай топор». 6. Самая многоводная река на Земле? 7. Самое высокогорное озеро мира. Вы ответили на все вопросы правильно. А тема нашего урока: «Население и политическая карта Южной Америки». Южная Америка – континент, который характеризуется не только богатством и разнообразием, контрастами природы, но и сложным этническим составом населения. Цель нашего урока: познакомиться с историей заселения материка, о народах проживающих в Южной Америке. А также о странах Южной Америки. Население и политическую карту Южной Америки мы будем изучать по следующему плану: Слайд 4 – Заселение материка – Народы, проживающие на материке – Размещение населения – Традиции и обычаи народов Южной Америки – Современные страны Южной Америки – Проверь себя – Домашнее задание |
– Анды – Игуасу – сельва – Колумб – кебрачо – Амазонка – Титикака |
Открыли тетради, записали число и тему урока. Мы начинаем путешествие во времени. Слайд 5 Мотивация урока: На территории Южной Америки не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. Как же человек проник в пределы Южной Америки? Более 35 тыс. лет назад на месте Берингова пролива была суша. Заселение Америки шло по «сухопутному мосту» через Беренгию из Северо-Восточной Азии. В Южную Америку древние индейцы пришли из Северной Америки почти 20 тыс. лет назад. Они образовали многочисленные племена, заселившие весь материк. Слайд 6. Индейские народы прошли длительный путь исторического развития. На континенте сложилось несколько центров древних цивилизаций (Чавин, Наска и др.). Народы этих культур владели техникой ковки, литья, выплавки меди, серебра, золота. Они занимались земледелием, возделывали кукурузу, фасоль, тыкву. Слайд 7 Завоевание Южно Америки европейцами и переселение их на материк началось с 16 века. Первыми были испанцы и португальцы, а позднее – выходцы из других стран Европы. Ко времени проникновения испанцев в Анды там уже существовало крупное рабовладельческое государство, в котором под началом племени инков было объединено не менее ста различных индейских племен. Расширяя свои владения, колонизаторы обратили в рабов индейцев приатлантических областей, частично истребили их или оттеснили вглубь материка на неудобные для жизни земли. Сокращение численности индейцев вынудило колонизаторов искать дешёвую рабочую силу. Для работы на плантациях из Африки начали ввозить негров-рабов. |
В тетрадях записывают число и тему урока. |
Слайд 9
|
Схему вычерчивают в тетрадях, подписывают названия народов, образовавшихся в результате смешения рас. |
Размещение населения. Задания по группам. Используя карты атласа «плотность населения», учебник стр. 183-184 выявить: 1 гр. Численность населения Южной Америки? Густонаселенные районы. 2 гр. Районы с низкой плотностью населения. 3 гр. Объясните неравномерность размещения населения Южной Америки. 4 гр. Назовите крупнейшие города Южной Америки. Какова их численность? Покажите их на карте. Слайд 13 Города Южной Америки. |
– Численность населения составляет 350 млн. человек. В приморской части континента живут примерно 90%. – Обширные внутренние районы заселены редко, а некоторые территории экваториальных лесов почти безлюдны. – В прибрежные районы прибывали переселенцы. – Сан-Паулу (15 млн. человек) Буэнос-Айрес (10 млн. человек) Рио-де-Жанейро (6 млн. человек) |
Слайд 14 Политическая карта Южной Америки. Задания по группам. 1 гр. Назовите самые большие по площади государства. 2 гр. Назовите страны, не имеющие выхода к морю. 3 гр. Назовите страны расположенные на Тихоокеанском побережье. 4 гр. Назовите страны расположенные на Атлантическом побережье. Слайд 15 По природным особенностям выделяют страны Востока (Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай). И андийские страны (Венесуэла, Боливия, Эквадор, Колумбия, Перу, Чили). Слайд 16 Большинство названий государств материка имеют или испанское происхождение, или португальское. Гондурас – «глубина» Никарагуа – имя местного вождя Пуэрто-Рико – «богатый порт» Аргентина – «страна серебра» Чили – в переводе с местного наречия «там холодно» Венесуэла – первооткрыватели увидели постройки на сваях и назвали по ассоциации с итальянским городом «Венеция» Бразилия – название дано от породы красного дерева пау-бразил, древесина которого во времена колонизации играла в торговле значительную роль. |
– Бразилия, Аргентина, Боливия, Перу, Колумбия, Венесуэла – Боливия, Парагвай – Колумбия, Эквадор, Перу, Чили – Колумбия, Венесуэла, Гайана, Суринам, Гвиана, Бразилия, Уругвай, Аргентина. |
Слайд 17 Угадай страну по описанию. Задания по группам. 1 гр. Эта страна – пятое по территории и седьмое по числу жителей государство мира. Территория страны составляет около 48% территории всей Южной Америки. Она превышает по площади территорию США (без Аляски). 12 тысяч видов растительности свойственно только этой стране (молочные деревья, винная пальма бурити, шоколадное дерево, бутылочное дерево и др.) Назовите государство и её столицу. 2 гр. Испанские завоеватели, давшие имя стране от латинского слова «серебро» |
– Бразилия – Аргентина – Эквадор – Чили |
Слайд 18 Нанесите на контурную карту страны Южной Америки. Слайд 19 Проверь себя. 1 гр. Заселение Америки шло по «сухопутному мосту» через ___________. Первыми заселили материк __________. Они относятся к _______________ расе. 2 гр. Представители каких рас проживают на материке? А) _______________. Б) _______________. В) _______________. Как называют потомков от смешанных браков: А) индейцы + европейцы = ___________. Б) европейцы + негры = _____________. В) индейцы + негры = ______________ . 3 гр. Численность населения Южной Америки составляет _______ млн. человек. Большая часть населения проживает _____________ части материка. Сюда прибывали ___________. 4 гр. Три города входят в десятку крупнейших по численности городов мира: это ___________, __________, __________. К странам Востока относятся страны: _________, ________, ________, __________. К андийским странам относятся ________, _______, ________, ________, ________, _________. Слайд 20 Домашнее задание. Стр. учебника181-186, 31. Каждой группе составить рекламный буклет с приглашением посетить одну из стран Южной Америки, с описанием достопримечательностей этой страны. 1 гр. Бразилия 2 гр. Аргентина 3 гр. Перу 4 гр. Чили |
Работа на к/к |
Вот и подошло к концу наше путешествие. Я надеюсь, что вам оно понравилось. Вы хорошо потрудились и результатом вашей работы стали хорошие оценки. |