Цели урока:
- Познакомить детей со значением леса, его охраной; с экологическими проблемами лесной зоны.
- Закрепить представление о расположении зоны лесов на карте России и карте Воронежской области.
- Расширять кругозор, прививать интерес к урокам окружающего мира.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Давайте время не терять,
И к нашей теме приступать.
- Прочтите её: «… и человек».
Кто-то немного у нас пошалил,
И первое слово с доски утащил.
Обратимся мы к загадке,
И будет снова всё в порядке.
Загадка:
Есть у ребят
Зелёный друг
Веселый друг
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес.)
(Звучит музыка.)
- Вы вошли в лес. Тихо в лесу, сумрачно. Но остановитесь и приглядитесь внимательно: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит гусеницу, вот какая-то пёстрая птица пролетела и скрылась в кустах, вот белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу. Нужно только уметь смотреть, наблюдать. Посидите, какое-то время тихо, не выдавая себя, и лес начнёт вам открывать свои тайны.
Стихотворение (читает ученик):
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою,
Ночью тёмной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь-мы свои.
(С.Погореловский)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Чтоб в лесу не заблудиться,
Нам нужно будет потрудиться.
Карта в классе есть у нас,
Она поможет нам сейчас.
Зону вы лесов найдите,
Да всё верно покажите.
- Как называется карта? (Карта природных зон.)
- С какими природными зонами мы уже познакомились?
- Покажите на карте зону лесов. Каким цветом на карте она показана?
- Какие виды леса можно выделить в этой зоне? (Хвойный лес, смешанный лес и широколиственный.)
Задание (3 человека работают у доски).
При помощи условных знаков обозначить хвойный лес, смешанный лес и широколиственный. Определить место обитания данных растений.
На доске 3 карточки:
1 карточка (лиственница, пихта).
2 карточка (сосна, берёза).
3 карточка (дуб, липа).
Остальные ученики в это время выполняют мини-тест (устно).
1. Как меняется характер лесов с севера на юг?
- Хвойные – широколиственные – смешанные.
- Смешанные – хвойные – широколиственные.
- Хвойные – смешанные – широколиственные.
2. Какое дерево не относится к хвойным лесам?
- Кедровая сосна.
- Ясень.
- Лиственница.
3. Какое дерево относится к мелколиственным лесам?
- Дуб.
- Берёза.
- Липа.
4. Какие цепи питания составлены правильно?
- Кедровая сосна – кедровка.
- Кедровая сосна – полёвка – соболь.
- Травянистые растения – заяц-беляк – соболь.
III. Изучение нового материала.
Тайн в лесу, конечно, много,
Как же выбрать нам дорогу?
Может, кто подскажет нам?
Кто-то ойкает – вон там. (Рисунок Лесовичка.)
Лесовичок:
Помогите, отцепите!
Я добром вам отплачу:
Клубок волшебный Вам вручу.
Если класс ваш смелый, дружный,
Он укажет путь вам нужный.
И богатство вы найдёте,
С урока умными уйдёте.
Только есть наказ один:
Нить из рук не выпускайте,
Умных мыслей не теряйте.
На доске картинка, на которой изображён пенёк. От пенька идёт 5 дорожек. На каждой дорожке есть следы.
Долго катится клубочек,
Впереди у нас пенёчек.
У него дорожек пять,
Что же дальше предпринять?
Давайте все мы их пройдём,
И надпись сделаем на нём:
Куда ведут лесные дали,
Чтоб люди больше не плутали!
Перед началом урока учитель кладёт карточки некоторым ученикам (карточки в виде грибочков, осенних листиков и птичек).
- Какие следы оставлены на первой дорожке? (Грибочки, листочки, птички.)
- Кто нашёл у себя на парте те же следы?
- Переверните карточку. Что на ней написано? (Загадка.)
Давайте загадки отгадаем,
И что будет дальше, мы узнаем.
Загадки о растениях.
1 листик – загадка о берёзе.
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
2 листик – загадка о ландыше.
На зелёненьком шнурочке
Белые и душистые звоночки.
3 листик – загадка о землянике.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться.
А имя дала мне
Родная землица.
Загадки о животных.
1 птичка – загадка о сове.
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
2 птичка – загадка о бобрах.
Водяные мастера
Строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины
И плотину.
3 птичка – загадка о медведе.
Зимой – спит,
Летом – ульи ворошит.
Загадки о грибах.
1 грибок – загадка о мухоморе.
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый ...
2 грибок – загадка о лисичках.
Растут на опушке
Рыжие сестрички
А зовут их ...
3 грибок – загадка о подосиновике.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я ...
- Что общего у всех отгадок? (Это лесные жители.)
- Какой вывод сделаем? Чем является для них лес? (Домом.)
Вывод: Лес является домом для растений, грибов и животных.
Перед нами вторая дорога.
А вторая дорога в сторону ушла немного
К домику нас привела.
А живёт-то там – Яга!
С бабушкой беда случилась,
Заболела, простудилась.
А кругом за три версты:
Ни аптек и не души!
- Как вы думаете, чем может помочь лес Яге? (В лесу растут лекарственные растения.)
- Какие вы знаете лекарственные растения?
Вывод: Лес – источник лекарственных трав.
Перед нами третья дорога.
Третья дорога впереди-
Бумага, лыжи на пути.
Из чего делают бумагу?
- Для чего ещё используют древесину? (Для изготовления мебели, спорт. инвентаря, в кораблестроении и т.д.)
Вывод: Лес – источник древесины.
Уже четвёртая дорога,
Осталось нам совсем немного.
(Картинка, на которой изображён лес в виде лёгких.)
Работа по учебнику (стр.106-107 до последнего абзаца).
Учебник быстро открывайте,
Причём здесь лёгкие узнайте.
- О какой роли леса узнали из учебника?
- Какое новое слово встретилось? (Фитонциды).
- Что оно означает? (Фитонциды – особые вещества, которые выделяют листья многих деревьев. От них погибают болезнетворные микробы.)
Вывод: Лес – защитник воздуха.
Пятый путь впереди.
На лес ещё раз посмотри.
Красив в любое время года:
Зимой, весной и летом – да!
А осень – просто красота!
Ученик читает стихотворение:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца
Лес пахнет дубом и сосной...
- Для чего мы ходим в лес? (Чтобы отдохнуть.)
Вывод: Лес-место отдыха человека.
IV. Физкультурная минутка.
V. Продолжение работы над темой.
- Какую надпись сделаем?
- О чём узнали? (О значении леса.)
На всех дорогах побывали -
Значение леса мы узнали.
Что-то мой клубок опять
Вокруг пенёчка стал катать?
Может, надпись здесь не та?
Может, надпись неверна?
Но ведут обратно ноги
Вновь по этой же дороге.
И задумалась тут я,
В чём причина здесь друзья?
Ну-ка, тише!
Кто-то плачет?
Это наш Лесовичок!
Защитить свои деревья он от вырубки не смог.
Всем нам нужен лес как дом
Платит он всегда добром.
К сожаленью, очень часто, отвечают ему злом.
И проблемы у него специфические -
Не какие-нибудь простые, а экологические!
Вокруг пенька вы обойдите.
На надпись новую взгляните.
(Карточка значение леса меняется на экологические проблемы.)
- О какой проблеме говорит Лесовичок? (О вырубке леса.)
- Как можно решать эту проблему? (Не вырубать лес без надобности, рационально использовать, сажать лес и т.д.)
Ученики читают стихотворение:
1. Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, рёбра и киль -
Странствовать по морю в бурю и штиль.2. Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья – лететь в небеса,
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.3. Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пёстрые дятлы стучат.4. Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень -
Вот что сажаем в сегодняшний день!
- Как ещё мы можем помочь лесу? (Собирать макулатуру.)
Решите задачу: 60 кг макулатуры сохранит от вырубки приблизительно 1 дерево. Сколько деревьев сохранят учащиеся, собрав 720 кг? (12 деревьев.) Сколько нужно собрать килограмм макулатуры, чтобы сохранить 20 деревьев? (1т 200кг)
- Человек любит отдыхать в лесу, но часто оставляет после себя горы мусора. Какая экологическая проблема из-за этого возникает?
- Загрязнение леса (2 проблема).
- Истребление растений и животных (3 проблема).
- Пожары (4 проблема).
- Послушайте, что однажды увидел Лесовичок.
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы
И ожил потухающий костёр
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
VI. Работа по учебнику стр.111. Памятка «Как разводить костёр».
VII. Домашнее задание стр.106-111, вопросы и задания.
VIII. Подведение итогов урока.
Работа по карте Воронежской области.
Посмотрите, что за диво
Карта нова и красива.
Сундуки кругом стоят.
Что за клады там хранят?
Лесовичок не обманул,
Богатство нам сполна вернул.
Сундуки переверните,
Что написано, прочтите:
(Шипов лес, Теллермановский лес, Усманский бор, Хреновской бор).
Не золото в тех сундуках,
А лес родной в твоих руках.
- Ребята, а чтобы вы хотели пожелать лесу?
- А завершить хочется словами К.Паустовского:
«Лес хранит почвенную влагу, смягчает климат, останавливает сухие и жаркие ветры, преграждает путь сыпучим пескам. Из лесных болот берут начало реки. Невозможно перечислить все бедствия, которые несёт истребление лесов. Если бы вы знали о них, то у вас не поднялась бы рука даже на то, чтобы сломать для букета ветку цветущей липы».
- Кто считает, что он хорошо поработал, покачайте руками. А кто считает, что он отлично поработал – похлопайте.