Класс: 3
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическая цель: создать условия для осознания особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным, применения знаний в знакомой и новой учебной ситуации.
Задачи урока:
- Образовательная: создать условия для осмысления учащимися понятия “изменение глаголов по числам” через организацию поисково-исследовательской деятельности самих учащихся для углубления понимания его грамматического признака.
- Развивающая: создать условия для формирования умения различать глаголы единственного и множественного числа, определять число, правильно употреблять их в речи. Развивать орфографическую зоркость. Способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать.
- Воспитательная: создать условия для формирования УУД, интереса к предмету.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная.
Педагогические технологии: личностно ориентированного и проблемного обучения, здоровьесберегающая и ИКТ.
Средства обучения:
1. Т.Г.Рамзаева “Русский язык” часть 2 Москва “Дрофа” 2009 г.
2. Раздаточный материал – карточки
3. Мультимедийное оборудование
4. Толковый словарь школьника
Источники информации:
- О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку. Москва: “ВАКО”, 2009 г.
- Газеты “Начальная школа” (Приложение к газете “Первое сентября”) 2011-2012 гг.
- Журналы “Современный урок: начальная школа”, 2011-2012 гг.
- Статьи из Интернета.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологическая подготовка.
Презентация. Слайд № 1
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Встанем, подравняемся,
С трудностями справимся.
Ребята, я приглашаю вас к сотрудничеству и очень надеюсь на вашу поддержку, призываю вас быть очень активными в течение всего урока. Я желаю сегодня вам успеха.
2. Упражнение в чистописании.
Слайд №2
Подпишите число. Классная работа.
В первой строке пишите соединения букв.
Во второй строке пишите слова
Красивый прелестный красота
Какое слово лишнее? Почему? (прелестный, другой корень)
Данила, найди в словаре значение слова “прелестный”.
Прелестный – вызывающий восхищение, очаровательный. (Ответ Данилы)
Назовите орфограммы в этом слове.
(непроизносимая согласная “т”, приставка “пре” - запомнить)
3. Актуализация знаний.
Слайд №3
Пока Данила работает со словарем, вспомним:
- С какими частями речи вы уже знакомы?
- Что такое глагол?
Его роль в предложении....
Подберите слово однокоренное со словами красота, красивый, чтобы оно являлось глаголом (красуется).
Составьте предложение с этим словом.
4. Словарная работа.
Слайд №4.
– Картинный диктант.
Молоток, карандаш, помидор, собака, малина, заяц, морковь, машина.
Слайд №5
– Взаимопроверка
5. Сообщение темы и цели урока.
Слайд № 6
Задание в парах.
1. Прочитайте слова с доски.
Плывёт, читают, звенит, играют
2. Разделите слова на две группы.
3. По какому признаку разделили?
4. Сформулируйте тему урока (записать на доске)
6. Реализация построенного проекта.
Слайд № 7
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Текст
В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали. Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел нежную песню.
- Что нужно уметь, чтобы не допускать таких ошибок? (Изменять глаголы по числам)
- Для чего нужно уметь изменять глаголы по числам? (Чтобы грамотно писать и говорить)
Слайд № 8
- О чем будем говорить?
- На какие вопросы мы должны найти ответы?
7. Первичное закрепление с проговариванием. Работа с новым материалом.
Слайды № 9-10
Подберите верно глаголы к фотографиям.
Дорога проходит.
Машины мчатся.
Озеро замерзло.
Определите число глаголов.
- Глаголы в единственном числе обозначают действие скольких предметов?
- На какие вопросы отвечают глаголы, обозначающие действие одного предмета? Учебник стр.79 (Прочитайте).
- А если глаголы обозначают действие нескольких предметов, то в каком числе они будут?
- На какие вопросы отвечают глаголы во множественном числе? Учебник стр.79 (Прочитайте)
Физкультминутка под музыку Грига “Утро”.
Закройте глаза, расслабьтесь, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежит маленькое солнышко. Лучики солнышка согревают пальчики, идёт тепло по рукам. Руки успокоились, отдыхают. Солнечные лучики спустились по ногам, согревают стопы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Мы дышим легко, спокойно. Откройте глаза, улыбнитесь друг другу. Встаньте и потянитесь.
– Продолжаем работу с учебником. Прочитайте сведения о глаголах на странице 79.
Слайд №11
Задания в парах:
Волны бьются
Чайки кричат.
Плывем на корабле.
Светит солнце.
- 1 вариант. Выписать глаголы, определить число.
- 2 вариант. Самостоятельно подобрать по 2 глагола и определить число. Тема “Весна”.
(Солнце греет. Тают снега. Звенит капель. Бегут ручьи. )
8. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Слайд № 12
На стене висит картина.
На ней светит яркое солнце.
Длинные дороги ведут к замку.
Художник изобразил красивый пейзаж.
- 1 вариант. Выписать глаголы, определить число.
- 2 вариант. Изменить у глаголов число.
Слайд № 13
Проверка.
9. Включение в систему знаний и повторение.
Слайд № 14
Чтение текста.
- Сколько предложений?
- О чем говорится в первом предложении?
- Ветер что делает? (гуляет, подгоняет).
Списать первое предложение, определить число глаголов. Выполнить разбор предложения.
10. Итог урока.
Слайд №15
- Как изменяются глаголы?
- На какие вопросы отвечают?
- Что обозначают?
11. Домашнее задание.
Слайд №16.
На карточке Первый солнечный д .нёк.
Дует вешний в.терок.
Воробьи разв.селились
В эти тёплые д.ньки.
А сосульки просл.зились
И повесили н.сы.
1. Вставить пропущенные буквы.
2. Подчеркнуть глаголы, определить число.
12. Рефлексия.
Слайд №17.
Помните цель нашего урока? (Научиться различать глаголы единственного и множественного числа.)
Сейчас проанализируйте свою работу на уроке и оцените.
Достигли ли вы своей цели?
Выберите смайлик и прикрепите на доску.
Слайд №18.
Молодцы! Спасибо за поддержку на уроке.