«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
Василий Александрович Сухомлинский
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:
- умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
- проявляет хорошие умственные способности, любознательность, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
- честен, самокритичен (нравственное здоровье);
- коммуникабелен (социальное здоровье);
- уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Стремление создать собственную систему работы по охране здоровья учащихся, конкретно для себя и своих воспитанников, вызвано осознанием того, что некоторые факторы образовательной среды оказывают негативное влияние на состояние здоровья учащихся. Именно учитель нередко первым замечает отклонения в здоровье детей и именно от учителя зависит, насколько меньше отклонений будет у его воспитанников.
Среди основных "школьных" факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся можно выделить следующие (Слайд 3):
- недостаток двигательной активности;
- несоблюдение гигиенических требований при организации учебного процесса;
- перегрузка учебных программ и технологий;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся.
(Слайд 4) Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей работе. (Слайд 5)
Принципы моей работы:
- учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;
- учет возрастно-половых особенностей;
- использование здоровьесберегающих действий для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма учащихся.
Основными направлениями в работе являются:
1. Создание здоровьесберегающего пространства для школьника. (Слайды 6-7)
Такое пространство создаёт условия для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития. Вместе с тем, оно способствует сохранению здоровья учащихся. В классе создана физкультурно-игровая зона, в которой проводятся оздоровительные минутки и двигательные переменки. Это место предназначено для отдыха детей, беседы с учителем, психологом, одноклассниками.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса. (Слайд 8)
Основные здоровьесберегающие идеи, лежащие в основе обучения и воспитания, вытекают из закономерностей жизнедеятельности школьника: снижение утомляемости путём чередования различных форм и методов проведения занятий, рационально составленного расписания; создание комфортной психологической обстановки во время проведения учебных занятий (поддержание позитивного контакта, преобладание положительных эмоций, доброжелательность учителя); индивидуальный и дифференцированный подход; оздоровительная направленность учебно-воспитательного процесса.
(Слайд 9) С целью оптимизации двигательной активности, защиты учащихся от переутомления в режим учебного дня включаются различные формы занятий физическими упражнениями: утренняя зарядка, оздоровительные минуты на каждом уроке, динамические перемены, динамическая пауза, уроки физкультуры, спортивные праздники и соревнования. Для детей, посещающих группу продлённого дня, используются следующие формы работы: прогулки на свежем воздухе, игры с элементами спорта, занятия в кружках и секциях.
Зрительная гимнастика.
Возьмите карандаш в обе руки. Вытяните руки. Передвиньте влево, неотрывно
следя за их движением глазами. Затем, так же неотрывно следя вправо. Повторить
несколько раз.
3. Воспитание у школьников культуры здоровья, формирование знаний, умений и навыков по развитию, укреплению и сохранению здоровья. (Слайд 15)
Основными задачами данного направления работы являются:
- развитие навыков самопознания (знание своего организма, развитие навыков гигиены тела, труда, отдыха);
- формирование навыков профилактики заболеваний (представление о заболеваниях, способы защиты);
- совершенствование навыков гигиены питания (следование принципам здорового питания);
- совершенствование навыков безопасного поведения (освоение модели поведения в экстремальной ситуации).
(Слайд 16) Таким образом, только комплексная организация всех направлений здоровьесберегающей программы и системный подход к организации учебно-воспитательного процесса позволит создать условия, при которых ученик сможет сохранить своё физическое и психическое здоровье.
Использованная литература:
- Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва: Вако, 2004.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Москва: Вако, 2004.
- Чупаха И.В., Пужаева Е.З. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Москва-Ставрополь: Народное образование, 2004.