Урок литературного чтения: "В.М. Гаршин. "Сказка о жабе и розе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В.М. Гаршина.
  2. Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
  3. Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.
  4. Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.
  5. Работать над развитием речи, развивать воображение и наблюдательность.
  6. Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.

Ход урока

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями русских писателей, будем читать, писать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

Давайте прочитаем эпиграф урока.

Слайд 1 Проявлять любовь ко всему живому, что нас окружает, мы научимся на уроке.
Слайд 2 - О чём мы будем говорить на уроке?

- Узнаёте героев, которых так старались нарисовать?

Слайд 3 - Мы продолжаем работать над «Сказкой о жабе и розе».

- Что хотел писатель подсказать названием сказки? (Жаба и роза вместе не смотрятся, это «противоположности».)

- Что это будет? (Конфликт.)

Слайд 4 - Наша задача понять, что существует два мира добро и зло.
Слайд 5 - Выразите свои представления о жабе и розе по следующему плану.
Слайд 6 - А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор.

Рождение розы.

- Подробно ли описана красота розы? (Нет.)

- А что описано? (Утро, роса, всё вокруг.)

- О чём это говорит? (О счастье.)

- Какие чувства испытывает роза? (Плакать не от горя, а от счастья жить.)

- Когда плачут люди от счастья?

- Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ.

- Что помогает понять счастье розы? (Аромат.)

- Что автор использует для этого? (Эпитеты, образные определения.)

ТОНКИЙ, СВЕЖИЙ АРОМАТ
БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ.

- Что вы поняли? (Роза счастлива.)

- Говорит ли автор об этом напрямую? (Нет. Автор использует аллегорию.)

- А вы ощущаете, что роза счастлива, красива? (Это соответствует вашим словам.)

- А теперь посмотрим, что использовал автор при описании жабы? Выберем точные подробные выражения. Какая она?

Слайд 7 Вывод: В чём разные жаба и роза?
Слайд 8
Слайд 9 - Где кульминация, то есть самый напряжённый момент?
Слайд 10 - Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни?»

- Какова главная мысль рассказа? (Красота спасёт мир. Добро победит зло.)

Слайд 11 - Предлагаю составить свое небольшое стихотворение, связанное с темой урока. У вас есть выбор: вы можете работать индивидуально или объединиться в группу. Вам помогут рифмы.
Слайд 12 "Когда роза начала вянуть, ее положили в толстую старую книгу и высушили, а потом, уже через много лет, подарили мне. Потому-то я и знаю всю эту историю".
- А вы дома, напишите всю эту историю, но от имени, от лица розы, которая и рассказывает всю эту историю Гаршину. Или перескажите сказку или составьте тест по сказке.
Слайд 13 Заканчиваем урок.