Что изучает физика? Физические явления. Наблюдения и опыты. 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цель урока: Раскрыть значение физической теории, познакомить с научным методом познания.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • напомнить понятия «физика», «законы», «опыт», «наблюдение», другие физические термины;
  • познакомить с понятием «синквейн».

2. Воспитательные:

  • воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • учить уважительно относиться к мнению других.

3. Развивающие: развивать познавательные интересы, самостоятельность в приобретении новых знаний с использованием дополнительной литературы.

Межпредметные связи. Этот урок связан с такими учебными дисциплинами, как география, биология, экология, математика, астрономия.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные предметы, понятия изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Учитель, при помощи синквейна может увидеть проблемы, возникшие при усвоении учеником данной темы, и, исходя из этого, скорректировать дальнейший ход урока. «Это форма свободного творчества, но по определенным правилам».

Примеры синквейнов, написанных учениками 10-х классов (Приложение).

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом году. Напоминает технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ. Раздает раздаточный материал – научную статью.

2. Изучение нового материала.

Задание №1.

1.1. Во время чтения вы должны делать следующие пометки на полях:

  • «V» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  • «–» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
  • «+» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
  • «?» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

1. 2. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы:

«V» «–» «+» «?»
Я это знал Это противоречит тому, что я знал Это для меня абсолютно новое Я хочу узнать об этом больше

1.3. Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения.

1.4. Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе в парах.

3. Закрепление материала.

Задание №2. Составить синквейн к слову «физика».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в I-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное.

Пример синквейна к слову «электризация»:

  1. Электризация.
  2. Вредная, полезная.
  3. Притягиваются, трутся, искрятся.
  4. Сообщение телу электрического заряда.
  5. Ей поддаются все тела.

Пример синквейна к слову «физика»:

  1. Физика.
  2. Фундаментальная, макроскопическая.
  3. Изучает, описывает, формулирует.
  4. Область естествознания, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира.
  5. Наука.

4. Задание на дом.

Введение, §1, §2, выписать в тетрадь и выучить определения.