Тип урока: урок закрепления нового материала
Цели урока:
- Образовательные: повторить и закрепить понятия о смежных и вертикальных углах;
- Развивающие: развивать умение анализировать условие задачи;
- Воспитательные: воспитание аккуратности (аккуратное выполнение чертежей на доске и в тетрадях, рациональное распределение записей).
Структура урока:
- I этап. Организационный момент
- II этап. Актуализация опорных знаний
- III этап. Закрепление изученного материала
- IV этап. Зарядка для глаз
- V этап. Самостоятельная работа
- VI этап. Домашнее задание
- VII этап. Итог урока
Ход урока
I. Организационный момент
(Слайд 1-2)
Приветствие, сообщение темы, целей и задач.
Учитель: Вам было задано домашнее задание: повторить п.14 и 15, ответить на вопросы 1, 2, 3, 6, 7. Сейчас проверим, как вы подготовились к уроку.
II. Актуализация опорных знаний
(Слайд 3)
Вопрос: Какие углы называются смежными? (Ответ. Два угла называются смежными, если у них одна сторона общая, а другие стороны являются дополнительными полупрямыми)
Вопрос. Из рисунка назвать смежные углы. (Ответ: ∠АОВ и ∠ВОС – смежные углы)
Вопрос. Какая сторона у них общая? (Ответ: ОВ – общая сторона.)
Вопрос. Назвать дополнительные полупрямые. (Ответ. ОС и ОА – дополнительные полупрямые.)
(Слайд 4) Вопрос. Какими свойствами обладают смежные углы?
Ответ.
- Сумма смежных углов равна 180° (теорема)
∠1 + ∠2 = 180°
- Если два угла равны, то и смежные с ними углы равны.
- Если угол не развернутый, то его градусная мера меньше 180°.
- Угол, смежный с прямым, есть прямой угол.
(Слайд 5)
Вопросы. Могут ли два смежных угла быть равными:
а) 75° и 80°; Ответ: (нет, т.к.75° + 80°=155°)
б) 94° и 96°; Ответ: (нет, т.к. 94° + 96°= 190°)
в) 83° и 97°? Ответ: (да, т.к. 83° + 97°= 180°)
(Слайд 6)
Устно.
Дано:
∠АОВ а ∩ АО а ∩ ОВ ∠3 = ∠4 |
Доказательство.
1. ∠3 смежный с ∠1, ∠4 смежный с ∠2 . 2. Т.к. ∠3 = ∠4 (по условию), то ∠1 = ∠ 2, |
Доказать ∠1 = ∠2 |
(Слайд 7)
Вопрос. Какие углы называются вертикальными?
(Ответ. Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются дополнительными полупрямыми сторон другого).
∠ 1 и ∠ 3 – вертикальные углы
∠ 2 и ∠ 4 – вертикальные углы
(Слайд 8)
Вопрос. Каким свойством обладают смежные углы?
Ответ. Вертикальные углы равны. (теорема)
∠ 1 = ∠ 3
∠ 2 = ∠ 4
III этап. Закрепление изученного материала. Решение задач.
(Слайд 9)
№3 (учебник)
Дано: ∠1 и ∠2– смежные ∠1 больше ∠2 в 2 раза |
Решение. 1. Пусть ∠2 = х, тогда ∠1=2х 2. Т.к. ∠1 + ∠2 = 180°(по теореме о смежных углах), то х + 2х = 180° 3х = 180°, ⇒ х =180°: 3, х = 60°. 3. Следовательно: ∠2 = 60°, ∠1 = 2∙60°= 120° Ответ: ∠1= 120°, ∠2= 60°, |
Найти ∠1 и ∠2 |
(Слайд 10)
№6(2)
Дано: ∠1 и ∠2 – смежные ∠1 : ∠2 = 3 : 7 |
Решение. 1. Пусть х. – коэффициент пропорциональности. Тогда ∠1 = 3х, ∠2 = 7х (по условию задачи) 2. Т.к ∠1 + ∠2 = 180°(по теореме о смежных углах), то 3х + 7х = 180°, 10х = 180°, х = 18°. 3. Следовательно: ∠1 =3 ∙ 18°=54°, ∠2 =7 ∙ 18°=126° Ответ: 54°; 126°. |
Найти ∠1 и ∠2 |
(Слайд 11)
Дано: ∠1 и ∠2 – смежные ∠2 составляет 0,2 от∠1 |
Решение 1. Пусть ∠1 = х, тогда ∠2 = 0,2х (по условию). 2. Т.к. ∠1 + ∠2 = 180° (по теореме о смежных углах), 3. Следовательно: ∠1=150°, ∠2= 0,2∙ 150°= 30°. Ответ: 150°, 30° |
Найти ∠1 и ∠2 |
(Слайд 12)
Дано: а ∩ b ∠2 меньше ∠1 в 4 раза |
Решение 1. Пусть ∠2 = х , тогда ∠1 = 4х (по условию), 2. Т.к. ∠1+ ∠2 = 180° (по теореме о смежных углах), 3. Следовательно: ∠2 = 36°, ∠1 = 4∙36° = 144° ∠3= ∠1, ∠4= ∠2 (по теореме о вертикальных углах), Ответ: 144°, 36°, 144°, 36°. |
Найти ∠1, ∠2, ∠3 и ∠4 |
(Слайд 13)
Дано: AС ∩ ВD = O ∠ВОС = 23° |
Решение 1. ∠АОD = ∠ВОС = 23° (по теореме о вертикальных углах) 2. ∠АОВ + ∠ВОС = 180° (по теореме о смежных углах). Следовательно: ∠АОВ =180°– ∠ВОС, 3. ∠СОD = ∠АОВ = 157° (по теореме о вертикальных углах). Ответ: 157°, 157°, 23°. |
Найти: ∠СОD, ∠АОВ, ∠АОD. |
(Слайд 14)
Устно. Вопрос. Назовите смежные и вертикальные углы.
Ответ.
Смежные углы:∠ АОМ и ∠ АОD, ∠АОD и ∠NОD, ∠NОD и ∠NОМ, ∠NОМ и ∠АОМ .
Вертикальные углы: ∠АОМ и ∠NОD, ∠АОD и ∠NОМ.
IV этап. Зарядка для глаз
(Слайд 15)
V этап. Самостоятельная работа (на листочках).
Вариант 1 | Вариант 2 |
№1. Один из углов, получившихся при пересечении двух прямых, равен 87°. Найдите остальные углы. | №1. Один из углов, получившихся при пересечении двух прямых, равен 118°. Найдите остальные углы. |
№2. Разность смежных углов равна 50°. Найдите меньший угол. | №2. Один из смежных углов в 4 раза меньше другого. Найдите больший угол. |
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 |
№1. 93°, 87°, 93°. | №1. 62°, 118°, 62° |
№2. 75°. | №2. 36°. |
VI этап. Домашнее задание.
- §2. Пункты 14-15.
- Задачи на стр. 26. № 6(4), № 12.
VII этап. Итог урока.
- Повторили понятия смежных и вертикальных углов
- Научились решать задачи, используя знания о смежных и вертикальных углах.
- Стали еще на одну ступеньку выше в изучении геометрии.