Класс: 5.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Цели: формирование прочных навыков упрощать буквенные выражения и решать уравнения; развитие логического мышления, внимания, навыков самостоятельной и групповой работы, воспитание активности, дисциплинированности, коллективизма, целеустремленности.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания, умения упрощать выражения, решать уравнения;
- закрепить знание свойств сложения и вычитания;
- создать положительное эмоциональное отношение к учебе;
- воспитать чувства товарищества, взаимопомощи, аккуратность.
Формы учебной работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, листы рефлексии, презентация.
При проектировании урока учитываются психологические и индивидуальные особенности данного класса. По интеллектуальным показателям класс неровный (есть дети как с высоким, так и с низким уровнем интеллекта, развития). Учащиеся данного класса адекватно реагируют на стимулирующие вопросы и задания, но быстро утомляются. Поэтому в ходе урока необходимо менять виды деятельности, проводить физминутки. Дети любят общаться, поэтому надо включать групповые формы работы.
Использование современных образовательных технологий: информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, деятельностных – позволяет повысить эффективность урока.
Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.
Цели : формирование прочных навыков упрощать буквенные выражения и решать уравнения; развитие логического мышления, внимания, навыков самостоятельной и групповой работы, воспитание активности, дисциплинированности, коллективизма, целеустремленности.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания, умения упрощать выражения, решать уравнения;
- закрепить знание свойств сложения и вычитания;
- создать положительное эмоциональное отношение к учебе;
- воспитать чувства товарищества, взаимопомощи, аккуратность.
Формы учебной работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, листы рефлексии, презентация, индивидуальные карточки.
Ход урока
Ι. Устные упражнения.
(Слайды 3-5)
1) Решить уравнения и заполнить таблицу (индивидуальные карточки, решают в тетради, затем самопроверка).
Македония | 45+х=60 | х= |
Россия | х-37=40 | х= |
Римская Империя | 50-х=30 | х= |
Индия | х+17=80 | х= |
2) Вычислить значение выражения и заполнить таблицу(индивидуальные карточки, решают в тетради, затем взаимопроверка).
Славянские | 540:6 | |
Арабские | 210:70 | |
Римские | 1800:60 | |
Китайские | 99:11 |
3) Вычислить значение выражения и заполнить таблицу (индивидуальные карточки, решают в тетради, затем взаимопроверка).
Александр Македонский | а-35 при а=70 | |
Ярослав Мудрый | b+52 при b =72 | |
Петр I | х-у при х=122, у=23 | |
Иван Грозный | (а+b)-с при а=15, b=28, с=18 |
Прочитайте текст, заполняя пропуски словами, связанными с найденными ответами. (Слайд 6)
«Цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0, которые мы используем для записи чисел, принято называть __________. Однако придумали эти цифры в __________.
В __________ до 17 века для записи чисел использовали __________ буквы.
По Указу __________ Леонтий Филиппович Магницкий создал первый в России учебник по математике. Записи чисел в нем были сделаны с использованием __________ цифр.
В __________ использовался особый способ записи чисел. В наше время __________ цифры используются для записи месяцев, обозначения глав в книгах, на циферблатах часов.
ΙΙ. Тестирование по теоретическому материалу.
(слайды 7-9)
Класс делится на три команды (по рядам).
Вопросы первой команде:
- Значение буквы, которое при подстановке в уравнение превращает его в верное равенство (корень).
- Каким действием находится неизвестное уменьшаемое? (сложением).
- Записать название свойства а+b=b+а (переместительное).
Вопросы второй команде:
- Чему равно а+о? (а).
- Каким действием находится неизвестное слагаемое? (вычитанием).
- Записать название свойства а+(b+с)=(а+b)+с (сочетательное).
Вопросы третьей команде:
- Чему равно а-а? (0).
- Каким действием находится неизвестное вычитаемое? (вычитанием).
- Записать название свойства а-(b+с)=а-b-с (вычитание суммы из числа).
III. Физминутка.
(слайд 10)
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
IV. Решение упражнений.
(слайд 11)
1 команда | 2 команда | 3 команда |
1. Найти значение выражения | ||
х+у при х=49, у= 122 15+20+х при х=65 (х+230)-126 при х=156 184-(27+х) при х=157 58-х-38 при х=12 |
х-у при х=530, у= 180 х+27+30 при х=130 (48+х)-28 при х=184 354-(х+29) при х=325 49-х-28 при х=17 |
х-у при х=360, у= 270 59+х+28 при х=123 157+х-90 при х=203 278-(х+172) при х=106 74-х-34 при х=25 |
2. Гимнастика для глаз (слайд 12) | ||
3. Решить задачи с помощью уравнения (слайд 13) | ||
1) В корзине было несколько грибов. После того, как в корзину положили 15 грибов, в ней стало 47 грибов. Сколько грибов было в корзине первоначально? 2) Петя задумал число, отнял от него 85 и прибавил 44. Получилось 105. Какое число задумал Петя? |
1) У мальчика было 23 почтовых марки. Он подарил другу несколько марок, и у него осталось 17 марок. Сколько марок мальчик подарил другу? 2) Витя задумал число. Когда он к нему прибавил 624, а затем отнял 276, то у него получилось 357. Какое число задумал Витя? |
1) В корзине было несколько яблок. После того, как из нее взяли 15 яблок, в ней осталось 38 яблок. Сколько яблок было в корзине первоначально? 2) Маша задумала число. Когда она вычла его из 243, а затем вычла 83, то получила 112. Какое число задумала Маша? |
V. Итог урока. Домашнее задание.
(слайды 14-15)
1) Рефлексия
У каждого ребенка на парте лежит бланк, который он заполняет в конце урока и сдает учителю.
Фамилия, имя | |
Я умею решать уравнения | |
Я умею упрощать выражения | |
Я умею вычислять значение выражения | |
Я умею составлять уравнение по условию задачи | |
Мне важно научиться выполнять эти задания | |
Мне было интересно на уроке | |
Мне было неинтересно на уроке | |
Мне это не нужно | |
Моя оценка урока (от 1 до 5) |
2) Домашнее задание:
а) Составить и решить уравнение.
б) Придумать и решить задачу, которая решается уравнением.
в) Составить и упростить выражение.
Литература:
- Лебединцева Е.А., Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс.Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся – М.: Интеллект-Центр, 2012.