Урок окружающего мира по теме "Этажи пищеварительной системы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42 МБ)


Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с пищеварительной системой человека;
  • развивать мышление, память, умение слушать, слышать;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
  • формирование УУД.

Личностные УУД

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
  • формирование мотивации к учению
  • развитие умения не создавать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми

Регулятивные УУД

  • принимать и сохранять заданную учебную цель,
  • работать по плану,
  • обнаруживать и формулировать учебную проблему,
  • осуществлять самоконтроль результатов деятельности в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,
  • адекватно воспринимать предложения учителя и товарищей по исправлению ошибок
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
  • взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Познавательные УУД

  • осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
  • поиск и выделение необходимой информации из различных источников,
  • обработка информации (выделение основной и второстепенной),
  • обобщать полученные знания, делать выводы в результате совместной работы,
  • применять полученную информацию на практике,
  • осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД

  • слушать и понимать речь других,
  • работать в группе,
  • вырабатывать совместное решение при работе в группе,
  • задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнёром
  • контролировать действия партнёра,
  • эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества,
  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Оборудование:

Этапы урока.
Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Доска и оборудование

Организационный момент
(организация положительного самоопределения учащихся к деятельности на уроке)
2-3 минуты
– Здравствуйте, ребята! Сейчас мы проведём с вами урок окружающего мира. Предлагаю вам продолжить следующие предложения

На уроке надо…
На уроке я хочу…
На уроке я могу…

– Давайте пожмем, друг другу руки, улыбнёмся и пожелаем успехов в открытии новых знаний

 

Проговаривают про себя. По желанию 2-3 ученика проговаривают вслух

 

 

Жмут друг другу руки, улыбаются, желают успехов

 

Предложения написаны на доске

Актуализация знаний и создание проблемной ситуации
3 минуты
– Ребята, предлагаю посмотреть отрывок из известного вам мультфильма
– Что произошло в этом сюжете?
– А почему?
– А почему он всё-таки потом смог взлететь?

– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

 

– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
– Совершенно верно, мы сегодня с вами рассмотрим этажи пищеварительной системы. И мне очень хотелось, чтобы вы в конце нашего урока ответили на вопрос «Почему мы назвали тему нашего урока «Этажи пищеварительной системы»?»
– Миллионы людей имеют представление о том, как устроена Солнечная система, почему за летом следует осень, отчего, иногда идёт дождь, а порой падает снег… «Мы живём в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит, внутри их собственного организма». А ведь каждому из нас жизненно важно понимать, что представляет собой тело, как оно устроено и как работает, что его поддерживает, а что выводит из равновесия. Много ли человеку известно о своём теле, своём организме? Число открытий в этой области к началу XXI столетия достигло астрономических величин. И сейчас я вам предлагаю увеличить число открытий в данной области

 

– Карлсон не смог взлететь?
– У него не хватило сил?
– Карлсон съел банку варенья, пища попала к нему в организм, он получил новые силы?
– О пище, как она попадает в организм и как с помощью неё организм получает новые силы

«Пищеварение»

Слайд №1
 

 

 

 

 

Сайд № 2

Планирование деятельности
3 минуты
– Ребята, на доске размещены картинки. Выберите себе картинку, которая вам больше всего по душе.
Учитель предлагает учащимся разделиться на группы (зависимости от выбранной картинки)
– Ребята, давайте вспомним, используя эталон, как правильно работать в группе
 

Учащиеся выбирают

Ученики размещаются за столами

Проговаривают или зачитывают

На доске размещены  картинки: повар, яблоко, звёздочка

На столах ноутбуки с выходом в интернет, словари, дополнительная литература (детские энциклопедии), писчая бумага, ручки, карандаши, флешка-карта. В классе желательно иметь принтер для распечатывания информации (если такая необходимость возникнет). Эталоны

Поиск решения
15 минут
– Давайте разбираться, для чего нужно есть, что происходит с пищей в твоём организме, зачем нужна пища?

 

– Для поиска нужной информации на  ваших столах  всё необходимое есть. А также вы можете использовать раннее полученные знания

Работа в группах по темам:

1. Для чего нужно есть? (группа №1)
2. Что происходит с пищей в твоём организме? (группа № 2)
3. Зачем нужна пища? (группа № 3)

Учащиеся рассматривают содержимое на столах и дают комментарии, как и для чего эти предметы можно использовать

Слайд № 3
Физминутка
(Мы устали, засиделись)
1 минута
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели.
На зарядку дружно встали
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный.
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши?
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно.
От души мы потянулись,
И за парты вновь вернулись.
 

 

Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки

Повороты корпусом

Приседания.

 

 

Садятся за парты.

 

Повороты корпуса в стороны

По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.

Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.

 

Потягивания — руки вверх и в стороны
Дети садятся за парты.

 
Открытие нового знания
10 минут
– Ребята, я предлагаю заслушать результаты работы первой группы. Эта группа искала ответ на вопрос: для чего нужно есть?

 

 

 

 

– Предлагаю заслушать результаты работы второй группы. Эта группа искала ответ на вопрос: что происходит с пищей в твоём организме?
Делаем выводы, обобщаем материал
(учитель работает с презентацией)

Вспомогательные вопросы
– Какие органы принимают участие в питании и использовании пищи организмом?
– Какую роль играют различные органы в процессе пищеварения?

 

 

 

 

 

– Проверим с вами полученные знания

 

 

 

 

 

 

 

– Предлагаю заслушать результаты работы третьей группы. Эта группа искала ответ на вопрос: зачем нужна пища?

Вспомогательные вопросы
– На что используются поглощенные организмом вещества?

Делятся полученной информацией. Учащиеся других групп дополняют.
– В пище содержатся питательные вещества.
Питательные вещества нужны всем органам
тела, чтобы они могли работать. Без питательных веществ не смогли бы сокращаться мышцы.
Перестали бы работать мозг, органы чувств, сердце. Детям питательные вещества нужны еще и для роста, для правильного развития

Учащиеся делятся полученной информацией. Учащиеся других групп дополняют.

– Самый верхний «этаж» пищеварительной системы – ротовая полость. Из нутрии полость покрыта слизистой оболочкой – расположенные здесь железы выделяют слюну. За сутки человек выделяет от 0,5 до 2л слюны. Внешне она похожа на воду, но в 18-35 раз более вязкая. Слюна смачивает слизистую оболочку рта, усиливает вкусовые ощущения, обволакивает и увлажняет пищу. В полости рта начинается процесс глотания – с жевания, перемещения пищевого комка при помощи языка и движений щёк поближе к входу в глотку. Обычно глотка 14-15 см длинной и по виду напоминает бутылку, перевёрнутую основанием вверх. Из глотки пищевые массы опускаются в пищевод – очередной «этаж» пищеварительного тракта. Эта трубка длинной около 25 см, через которую измельчённая и обогащённая слюной пища проходит в желудок. В желудке пищевые массы делают первую длительную остановку. Следующий «этаж» пищеварительной системы – кишечник. Здесь заканчивается переваривание пищи. Желудочно-кишечный тракт – самая протяжённая система человеческого организма.

 

 

Учащиеся отвечают на тестовое задание и получают подтверждение правильного ответа

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делятся полученной информацией. Учащиеся других групп дополняют

– Действительно, человек устроен таким образом, что для поддержания своей жизнедеятельности постоянно нуждается в энергии. Основной ее источник – ПИЩА.

На слайде № 3 нажимаем на картинку «яблоко»

Слайд № 4
Слайд № 5
(по гиперссылке возвращаемся на Слайд № 3)

 

Возврат на Слайд № 3 по гиперссылке далее
нажимаем на картинку «звёздочка»
Слайд № 6 («Что происходит с пищей в твоём организме»)
Слайд № 7 («Ротовая полость, глотка, пищевод» – наглядный показ прохождения пищи (по щелчку))
Слайд № 8 («Желудок» – по щелчку выходит информация – щелчок – стрелочка обводит картинку – щелчок по картинке – увеличение картинки (Слайд № 9) – щелчок (вне картинки) – стрелочка обводит картинку – щелчок по картинке – возврат на Слайд №8)
Слайд № 10 («Кишечник» по щелчку выходит информация – щелчок – стрелочка обводит картинку – щелчок по картинке – увеличение картинки (Слайд № 11) – щелчок (вне картинки) – стрелочка обводит картинку – щелчок по картинке – возврат на Слайд № 10)
Слайд № 12 («Пищеварительная система») – информация выходит по щелчку

Слайд № 13 («Тест»)
Щелчок – выходит картинка «человек» – щелчок – стрелки – щёлкаем на стрелку – слайд № 14 (правильный ответ) – по гиперссылке возвращаемся на слайд № 13 – щёлкаем на стрелку – слайд № 15 (правильный ответ) – по гиперссылке возвращаемся на слайд № 13 щёлкаем на стрелку – слайд № 16 (правильный ответ) – по гиперссылке возвращаемся на слайд № 13 щёлкаем на стрелку – слайд № 17 (правильный ответ) – по гиперссылке возвращаемся на слайд № 13 – по гиперссылке возвращаемся на Слайд № 3

Слайд № 3 – щелкаем на картинку «повар»

Слайд №18 («Зачем нужна пища») – информация выходит по щелчку

Закрепление полученных знаний Самостоятельное применение нового знания
5 минут
– Предлагаю вам сейчас попытаться применить полученные знания на практике. У каждого из вас на столе лежит карточка для индивидуальной работы. Прочитайте задание и выполните его самостоятельно. Затем вы проверите это задание самостоятельно, исправив допущенные ошибки. Вспомните, как проверить свою работу по образцу. На столах у вас лежит эталон, можно воспользоваться им. За эту работу вы получите отметки. Если задание выполнено полностью правильно, найденные вами ошибки исправлены, то это отметка «5». Выполнение задания (Приложение 1)
Самопроверка. Самокоррекция.
– Пища попадает в рот, где начинается её переваривание, затем – через пищевод – в желудок. Оттуда – в кишечник, где и заканчивается её переваривание. Питательные вещества через стенки кишечника всасываются в кровь, а непереваренные остатки удаляются. Кровь разносит питательные вещества, которые нужны всем органам для работы, а также для роста и развития организма.
Эталон правильного ответа вывешивается на доске (Приложение 2)
Итог урока
Рефлексия
3 минуты
– Что нового вы узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Почему тема урока названа «Этажи пищеварительной системы»?

 

– Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?
– Как работал ты?
– Кому помогал ты?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем ещё надо поработать?

– В начале урока мы пожелали друг другу успехов в открытии новых знаний. Сейчас я предлагаю вам сотворить «Дерево успеха». Подумайте и выберите листочек нужного цвета (зелёный – не допустил ни одной ошибки, доволен собой, жёлтый – допустил неточность, красный – надо постараться, и успех придёт). Прикрепите листочек на дерево.

– Желудочно-кишечный тракт – самая протяжённая система человеческого организма.
И на каждом этапе, на каждом «этаже» нашего бесперебойного работающего «пищеварительного комбината» всё взвешено и подчинено строгим законам соразмерности и гармонии. Поэтому нельзя мешать природному порядку и, сообразуясь с внутренними часами необходимо вовремя принимать пищу.

 

 

 

 

Учащиеся выбирают листочек и прикрепляют его на дерево.

Слайд №19

 

 

 

 

 

 

 

На доске прикреплено «Дерево успеха»

Выставление отметок Отметки за урок учащиеся получат за выполненное индивидуальное задание(если ребёнок нашёл и исправил ошибку самостоятельно, то отметка не снижается)    
Домашнее задание
2 минуты
– Ребята, ваше домашнее задание будет состоять из нескольких уровней. Первый уровень выполняют все учащиеся. Второй и третий уровень по желанию. За второй уровень вы получите дополнительную отметку «5», за третий уровень – дополнительно две отметки «5»
I уровень– выучить из каких органов состоит пищеварительная система?
II уровень найти ответ на вопрос, что означает слово «витамин»?
III уровень составить «Кодекс здоровья»
Если при выполнении домашнего задания возникнут трудности, воспользуйтесь эталоном
– На этом наш урок подошёл к завершению. Большое спасибо всем за хорошую работу.
Учащиеся выбирают самостоятельно  

 

 

 

 

 

 

Слайд № 20

Пошаговый алгоритм работы с презентацией (вся информация выходит по щелчку)

Слайд №1
Сайд № 2
Слайд № 3
На слайде № 3 нажимаем на картинку «яблоко»
Слайд № 4
Слайд № 5
(по гиперссылке возвращаемся на Слайд № 3)
Слайд № 3 по гиперссылке далее нажимаем на картинку «звёздочка»
Слайд № 6 («Что происходит с пищей в твоём организме»)
Слайд № 7 («Ротовая полость, глотка, пищевод» – наглядный показ прохождения пищи (по щелчку))
Слайд № 8 («Желудок» – по щелчку выходит информация – щелчок – стрелочка обводит картинку – щелчок по картинке – увеличение картинки (Слайд № 9) – щелчок (вне картинки) – стрелочка обводит картинку – щелчок по картинке – возврат на Слайд №8)
Слайд № 10 («Кишечник» по щелчку выходит информация – щелчок – стрелочка обводит картинку – щелчок по картинке – увеличение картинки (Слайд № 11) – щелчок (вне картинки) – стрелочка обводит картинку – щелчок по картинке – возврат на Слайд № 10)
Слайд № 12 («Пищеварительная система») – информация выходит по щелчку
Слайд № 13 («Тест»)
Щелчок – выходит картинка «человек» – щелчок – стрелки – щёлкаем на стрелку – слайд № 14 (правильный ответ) – по гиперссылке возвращаемся на слайд № 13 – щёлкаем на стрелку – слайд № 15 (правильный ответ) – по гиперссылке возвращаемся на слайд № 13 щёлкаем на стрелку – слайд № 16 (правильный ответ) – по гиперссылке возвращаемся на слайд № 13 щёлкаем на стрелку – слайд № 17 (правильный ответ) – по гиперссылке возвращаемся на слайд № 13 – по гиперссылке возвращаемся на Слайд № 3
Слайд № 3 – щелкаем на картинку «повар»
Слайд №18 («Зачем нужна пища») – информация выходит по щелчку
Слайд №19
Слайд № 20