Цели:
- Закреплять знания детей о зимних явлениях природы.
- Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к окружающему, пантомимическую выразительность, эмоциональную и коммуникативную сферу.
- Способствовать развитию воображения.
- Сформировать основы культуры поведения, умение вести диалог.
- Воспитывать чувство сопереживания героям сказки, умение анализировать их поступки.
Оборудование: Сундучок с зефиром; магнитофон, аудиозапись вьюги, песен; “волшебная” палочка; елочки для декорации леса; 2 зеркала со словами “Дружба”, “Доброта” из фольги, разрезанное на части; снежинки с загадками.
Игровые персонажи: ребенок в роли снежной королевы, заранее подготовленные дети в костюмах Кая и Герды, атрибуты оленей, зверей.
Ход занятия
По волшебному пути
В сказку можешь ты войти!
Только где волшебный путь?
Как нам в сказку заглянуть?
Музыка сейчас раздастся –
В сказку нам попасть удастся!
Звучит аудиозапись – завывание вьюги. Входит Снежная королева.
Дети, из какой я сказки?
Но сегодня я пришла к вам совсем другая, добрая. Я не стану замораживать вас, как Кая. Потрогайте мои руки, они совсем теплые.
Рис.1
Дети трогают руки Снежной королевы.
Я хочу узнать, что вы о моем царстве знаете? Отгадайте загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость людям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала. (Снежинка)
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век:
Морковка – нос, в руке – метла,
Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Молодцы, все загадки отгадали. Давайте себя похвалим.
Коммуникативная игра “Ах, какой я молодец!”
Снежная королева. А теперь я приглашаю вас в мое царство, где Кай составляет слово. Какое это слово, вы узнаете, когда попадете в мое царство. Хотите помочь Каю? Тогда собирайтесь в дальний путь!
Этюд психогимнастики “Путешествие в зимний лес”
По заснеженному полю,
По реке, покрытой льдом,
По заснеженному лесу
Мы идем, идем, идем
И друзей своих ведем.
Дети встречаются со снеговиком.
Дети. Снеговик, а не видел ли ты Кая? Мы спешим к нему на помощь.
Снеговик. Поиграйте со мной, тогда скажу.
П/И “Снеговик”
Снеговик! Снеговик!
Мы слепили во дворе:
Нос – морковкой,
Рот - картошкой
И ведро на голове.
Снеговик. Видел я в лесу девочку, которая тоже ищет Кая. Давайте посмотрим сказку.
Театрализованная игра.
Герда (оглядываясь)
Похоже, сбилась я с пути,
Самой дорогу не найти.
Ах, слышу, музыка звучит –
Лесной народ сюда спешит.
Выход дети в костюмах зверей – белочка, зайчик, медвежонок, лисенок.
Звери
А здесь у нас – лесная школа,
Сюда приводят медвежат,
Белочек, веселых зайчат,
И рыжих маленьких лисят.
Герда
Ой, звери лесные! Помогите!
На Север мне дорогу укажите!
Рис.2
Зайчик
Я, хоть и маленький,
Но зато удаленький.
Герде дорогу укажу
И на север провожу.
Зайчик и Герда прогуливаются возле елок.
Зайчик. Что ж, дальше Герда, сама шагай. Я дальше с тобой не пойду. Ведь мама ждет - домой пойду.
Зайчик уходит, машет лапкой.
Герда
Спасибо, зайка!
Мне помог –
И ускакал себе в лесок.
(Вглядывается в даль)
Ой, вижу, нарты ко мне летят,
По тундре их олени мчат.
Звучит аудиозапись песни “Увезу тебя я в тундру”, появляются олени.
Олени
На север домчит тебя олень,
Садись, Герда, поскорей!
Олени и Герда передвигаются по залу.
Рис.3
Вот владенья королевы.
Герда. “Спасибо, милые олени”.
Герда видит Кая, который собирает кусочки разбитого зеркало с буквами.
Кай, Милый Кай, ты узнаешь меня?
Кай. Не мешай мне, девочка. Я занят делом.
Герда обнимает Кая, целует в щеку, он оживает, удивляется.
Что ты тут делаешь, милая Герда?
Герда. Я так долго тебя искала! Поспешим из этого ледяного царства.
Рис.4
Кай. Я еще не выполнил задания Снежной королевы – не собрал разбитое зеркало, поэтому не могу прочесть слово, которое на нем написано.
Герда. А я знаю дружных ребят, которые обязательно нам помогут. Давай их поможем.
Кай и Герда приглашают на помощь детей, собирают вместе зеркало и читают на нем слова “дружба” и “доброта”.
Неожиданно появляется Снежная королева.
Снежная королева. Как вы посмели появиться здесь? Я заморожу вас холодом! Только самая горячая дружба может победить меня.
Кай и Герда. Снежная королева, мы выполнили твое задание. Здесь написано слово “дружба”. Дружные и смелые ребята нам помогли! Отпусти нас домой!
Снежная королева. А вот сейчас посмотрим, какие они дружные и смелые! Вот моя волшебная палочка. Человек может держать ее только одну секунду, а дальше превращается в ледяную фигуру. Попробуйте передать эту палочку, не уронив.
Игра “Передай волшебную палочку”
Снежная королева. Вижу-вижу, умеете все делать быстро и ловко. Но только этого не достаточно. Выполните последнее мое задание: украсьте комнату букетом цветов, которые не мерзнут, потому что вы согреете их своим теплом и добротой.
Дети украшают комнату, составляя композицию из цветов.
Герда. Да все ребята у нас добрые и дружные. Покажем Снежной королеве, как мы умеем петь. Дружно в круг вставайте, песню о дружбе запевайте.
Дети пою песню “Если добрый ты”
Снежная королева.
Снова вы победили мой холод, разогрели мое сердце.
Полюбила я детей,
Не могу жить без затей.
Кая, Герду вам отдам,
Отпущу всех по домам.
Хочу вам подарить макет моего царства, играйте дружно.
Кай
Можно много слов прекрасных
О друзьях сказать,
Никогда не стоит, дети,
Друга обижать.
Герда
Потому что без друзей
Очень трудно жить,
Скажем вместе:
Все вместе: Дружбой надо дорожить.
Рис.5
Литература
1. Л. Н. Шаманская. Л. Ю. Козина Путешествие по сказкам. Нравственное развитие дошкольников с ОНР. Москва 2010.