Цель: формирование знаний у учащихся о значении лекарственных растений в жизни человека.
Задачи:
- уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений;
- прививать интерес к природе родного края;
- воспитывать бережное отношение учащихся к собственному здоровью.
Оборудование:
- раздаточный материал;
- презентация к занятию;
- АРМ учителя.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Учитель проговаривает вместе с детьми:
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Послушайте ребята стихотворение и постарайтесь определить тему урока, догадайтесь, куда мы отправимся в путешествие? (Учащиеся определяют тему урока после прочтения стихотворения)
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает вам, ребята!
– Правильно, ребята. Мы отправляемся в огород и узнаем, какие полезные растения там растут и как они помогают человеку. Тема нашего урока «Чудо-растения» (Cлайд1). Почему их так называют, мы сегодня постараемся узнать.
III. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, мы говорили на уроках о растениях. Без растений нет жизни на Земле, т. к. растения выделяют кислород. Растения помогают всем живым организмам дышать, а также помогают им лечиться от болезней. Такие растения называют лекарственными. Лекарственные растения человек издавна использовал для лечения болезней. Много лет тому назад люди начали выращивать растения на огородах. Такие огороды впервые были созданы по Указу Петра I в Санкт-Петербурге и были названы «аптекарские огороды» (Слайд 2). Давайте узнаем, какие же растения растут на нашем огороде.
Предварительная подготовка к уроку. Учитель делит учащихся на 3 группы (учащиеся дифференцированы в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала). Каждая группа получает карточку с описанием лекарственных свойств растения (тексты карточек различаются объёмом и сложностью текста) (Приложение 1). Учащиеся должны в течение 10 минут изучить содержание карточки и один-два человека из группы рассказывают о лекарственных свойствах растения по плану, используя рисунки растения и помощники (слайды презентации).
- Название растения.
- Где растёт растение
- Части растения, которые использует человек для лечения.
- Какие болезни лечат с помощью этого растения.
Карточка 1. (Слайды 3,4)
Подорожник большой. Подорожник растёт вдоль дорог. Если приложить к ранке чистый лист подорожника, то боль исчезнет, и ранка быстро заживёт. Настой из листьев подорожника лечит кашель. Сок подорожника лечит желудок. Из листьев можно сделать салат.
Карточка 2. (Слайды 5, 6)
Ромашка аптечная. Растёт ромашка вдоль дорог, на огороде. Листья ромашки похожи на листья укропа. Настой ромашки убивает микробов в организме человека. Настой ромашки лечит желудок. Отвар ромашки успокаивает человека. Чай с ромашкой, выпитый на ночь, укрепляет сон. Отвар из цветков ромашки укрепляет волосы, избавляет от перхоти.
Карточка 3. (Слайы 7, 8)
Одуванчик лекарственный. Цветки
одуванчика желтого цвета. Цветет одуванчик в
апреле-мае. Растение имеет сок. Листья, сок, корни
растения лечат. Отвар одуванчика лечит почки,
печень, кашель. Сок одуванчика убирает мозоли,
бородавки. Порошок из корней одуванчика улучшает
аппетит. Весной из листьев одуванчика делают
салат. Листья одуванчика опускают в соленый
раствор, чтобы убрать горечь. Из цветков
одуванчиков варят варенье, мёд.
Учитель Внимание! Все лекарственные
растения применяют только по назначению
врача. Такие лекарственные растения ещё можно
назвать чудо-растениями, потому что они лечат,
исцеляют от болезней, делают настоящее чудо.
IV. Физминутка. «Белый одуванчик». (Слайд 9)
Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой по воздуху летит.
Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – дети как пушинки, разлетаются по классу, затем собираются вместе.
V. Составление памятки «Правила сбора лекарственных растений»
Учитель: Чтобы растения помогли нашему организму, надо знать, как их правильно собирать: где и когда собирать. Вам выданы конверты, в которых на листочках написаны предложения. Выберите те, которые вы считаете верными. Выбранные предложения наклейте на лист-памятку. Время выполнения – 7 минут.
- Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду.
- Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
- Не собирают растения около дорог и заводов.
- Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.
- Сушить лекарственные растения нужно в хорошо проветриваемом месте
- Лекарственные растения можно самим выращивать на огороде
- Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ рвать, нюхать, брать в рот!
- Можно собирать пыльные, грязные, больные растения.
- Можно собирать растения около дорог и заводов
Проверка задания.
Учитель: Каждая группа читает свою памятку. Проверка, одновременно со слайдом презентации (Слайд 10).
VI. Закрепление нового материала
У каждого ученика на парте лежат карточки с изображением изученных растений (Приложение 4). Учитель читает загадку или задаёт вопрос, ученики поднимают карточку с изображением того растения, о котором идёт речь.
Загадки:
1. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)2. Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился … (одуванчик)3. Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся … (ромашки)
Вопросы:
- Порошок из корней этого растения используют для улучшения аппетита? (Одуванчик лекарственный)
- Если вас укусила пчела, или вы поранили ногу, лист какого растения вы используете? (Подорожник большой)
- У вас болит горло, – какое растение вы будете использовать для полоскания рта? (Ромашка аптечная).
- Из листьев этого растения готовят салат (Одуванчик лекарственный)
- Это растение используют для приготовления чая, который обладает успокаивающим действием. (Ромашка аптечная)
VII. Итог
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?
Беседа с учениками о том, что они нового интересного и полезного узнали на уроке. Что интересного вы можете рассказать своим родителям?
Список использованной литературы:
- Все о 100 самых популярных лекарственных растениях. С-Пб, СЗКЭО, 2009.
- Краткая энциклопедия лекарственных растений. Т. В. Гитун, Т. Е. Киселенко. С-Пб, Феникс, 2005.
- Хомченко С.В., Чудо-растения. Киров, Экон, 2005.
- Школьник Ю., Растения. Полная энциклопедия. М., ЭКСМО, 2007.
- Энциклопедия лекарственных растений. Самолечебник: И. Куреннов, С-Пб, Мартин, 2008.
Интернет-ресурсы:
- http://domir.ru/1rastenia/?file=podorozhnik-bolshoj.php
- http://www.labrador.ru/ipb/index.php?showtopic=25454&st=560
- http://greenhousephoto.ru/1/4/sornyak-s-dlinnim-kornem.html
Приложения