Повторяем написание разделительных Ь и Ъ знаков

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Уметь различать ь и ъ знаки.
  • Коллективно вывести правило написания ь и ъ знаков.
  • Орфографический тренинг написания слов с ь и ъ знаками.
  • Отрабатывать написания непроизносимой согласной в корне слова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Беседа по вопросам:

– Какие предложения произносятся с целью сообщить что-то?
– Какие предложения произносятся с целью спросить что-то?
– Какие предложения произносятся с целью приказать кому-то, попросить о чем-то?
– Какие предложения вы знаете по интонации?

III. Повторение изученного материала

Игра «Кто быстрее». (Описание игры. Три команды. Участники по сигналу учителя по очереди вставляют пропущенные буквы в слова. Остальные следят за правильностью и быстротой выполнения задания.)

На доске записаны слова по вариантам.

1 вариант 2 вариант 3 вариант
ПРЕЛЕС… НЫЙ РАДОС…НЫЙ ИНТЕРЕС…НЫЙ
ВКУС… НЫЙ ЛЕС…НИЦА КАПУС…НЫЙ
ИЗВЕС…НЫЙ ЧУДЕС…НЫЙ УС…НЫЙ
ГРУС…НЫЙ СЧАС…ЛИВЫЙ ЗАВИС…ЛИВЫЙ
ЗДРА…СТВУЙ ОПАС…НЫЙ СВИС…НУТЬ
ГРУС…НЫЙ ДОБЛЕС…НЫЙ НЕНАС…НЫЙ

После проверки ученики по памяти записывают любой столбик слов, выделяют орфограмму.

IV. Актуализация опорных знаний

– Угадайте, о какой букве говориться в рифмованном упражнении?

Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед я, ю, и, е, ё.

– Какую роль выполняет мягкий знак в словах перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я?

Графически показать выбор Ь знака.

– Закончите рифмованное упражнение дружным ответом.

Было сели, стало съели.
Догадаться вы сумели
Почему случилось так?
Кто виновен?

(Твердый знак)

– Что вы помните о правописании слов с разделительным твердым знаком?
– После каких приставок и перед какими гласными он пишется? Приведите примеры слов с разделительным твердым знаком. (Показ графически выбор Ъ)

Физкультминутка

1) Упражнение в правописании разделительных Ь и Ъ знаков.

На доске записаны слова:

ноч…ю, руч…и, заяч…я, в…юга, п…ют
с…есть, под…езд, об…яснение, с…ёмка, под…ёмный

– Что объединяет слова в группах?
– Какую букву вставите в первую группу? Почему?
– Какую букву вставите во вторую группу? Почему?От чего зависит выбор Ь или Ъ знака? (От места орфограммы в слове).

2) Работа в тетради «Пишем грамотно».( №1 ).

Выполнение упражнения 1, страница 19. Задание: вставить Ь или Ъ.

(Орфографический тренинг. Учащиеся сначала самостоятельно вписывают нужный знак, а после фронтальной проверки записывают слова в два столбика.)

Ъ

Ь

3) Выполнение упражнения 2 (учебник), работа в парах.. Закрепление умения
выбирать нужный знак: разделительный Ь или Ъ. выполняется письменно в парах. Ученики обсуждают, какой знак нужно вставить в большую часть слов группы и какое слово лишнее.

(Перед началом выполнения упражнения напомнить, как графически доказывать выбор мягкого или твердого знака.)

Лишние слова: объезд, вьюга, семья, въезд.

V. Самостоятельная работа

Развитие осознанности при выборе Ь или Ъ.
Учитель диктует слова. Ученики записывают их, распределив в столбики с Ъ и Ь знаками. Дописать по 2 слова в каждый столбик.

Платье,подъем, варенье, семья, изъявить, съемка, вьюга, певунья, подъезд, шалунья, воробьи.
Ъ Ь

VI. Итог урока

– От чего зависит выбор знаков: Ъ или Ь? Как графически доказать выбор Ь или Ъ знаков?

Прочитайте рифмы-запоминалки.

Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал хором,
Колья – Колей никогда.

Твердый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не можем
Съезд, съедобный, объясненье
И подъезд, и объявленье.

VII. Рефлексия

– Дети, понравился вам урок? Как вы можете оценить свою работу на уроке и активность?
– Отметьте в своей карточке. Я благодарю вас за работу. Спасибо.

7. Домашнее задание