Цели:
- Уметь различать ь и ъ знаки.
- Коллективно вывести правило написания ь и ъ знаков.
- Орфографический тренинг написания слов с ь и ъ знаками.
- Отрабатывать написания непроизносимой согласной в корне слова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Беседа по вопросам:
– Какие предложения произносятся с целью
сообщить что-то?
– Какие предложения произносятся с целью
спросить что-то?
– Какие предложения произносятся с целью
приказать кому-то, попросить о чем-то?
– Какие предложения вы знаете по интонации?
III. Повторение изученного материала
Игра «Кто быстрее». (Описание игры. Три команды. Участники по сигналу учителя по очереди вставляют пропущенные буквы в слова. Остальные следят за правильностью и быстротой выполнения задания.)
На доске записаны слова по вариантам.
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
ПРЕЛЕС… НЫЙ | РАДОС…НЫЙ | ИНТЕРЕС…НЫЙ |
ВКУС… НЫЙ | ЛЕС…НИЦА | КАПУС…НЫЙ |
ИЗВЕС…НЫЙ | ЧУДЕС…НЫЙ | УС…НЫЙ |
ГРУС…НЫЙ | СЧАС…ЛИВЫЙ | ЗАВИС…ЛИВЫЙ |
ЗДРА…СТВУЙ | ОПАС…НЫЙ | СВИС…НУТЬ |
ГРУС…НЫЙ | ДОБЛЕС…НЫЙ | НЕНАС…НЫЙ |
После проверки ученики по памяти записывают любой столбик слов, выделяют орфограмму.
IV. Актуализация опорных знаний
– Угадайте, о какой букве говориться в рифмованном упражнении?
Перед е, ё, и, ю, я Я в корнях стою, друзья. Воробьи, семья, жильё – Перед я, ю, и, е, ё. |
– Какую роль выполняет мягкий знак в словах перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я?
Графически показать выбор Ь знака.
– Закончите рифмованное упражнение дружным ответом.
Было сели, стало съели. Догадаться вы сумели Почему случилось так? Кто виновен? (Твердый знак) |
– Что вы помните о правописании слов с
разделительным твердым знаком?
– После каких приставок и перед какими
гласными он пишется? Приведите примеры слов с
разделительным твердым знаком. (Показ
графически выбор Ъ)
Физкультминутка
1) Упражнение в правописании разделительных Ь и Ъ знаков.
На доске записаны слова:
ноч…ю, руч…и, заяч…я, в…юга, п…ют
с…есть, под…езд, об…яснение, с…ёмка, под…ёмный
– Что объединяет слова в группах?
– Какую букву вставите в первую группу? Почему?
– Какую букву вставите во вторую группу?
Почему?От чего зависит выбор Ь или Ъ знака? (От
места орфограммы в слове).
2) Работа в тетради «Пишем грамотно».( №1 ).
Выполнение упражнения 1, страница 19. Задание: вставить Ь или Ъ.
(Орфографический тренинг. Учащиеся сначала самостоятельно вписывают нужный знак, а после фронтальной проверки записывают слова в два столбика.)
Ъ |
Ь |
3) Выполнение упражнения 2 (учебник), работа в
парах.. Закрепление умения
выбирать нужный знак: разделительный Ь или
Ъ. выполняется письменно в парах. Ученики
обсуждают, какой знак нужно вставить в большую
часть слов группы и какое слово лишнее.
(Перед началом выполнения упражнения напомнить, как графически доказывать выбор мягкого или твердого знака.)
Лишние слова: объезд, вьюга, семья, въезд.
V. Самостоятельная работа
Развитие осознанности при выборе Ь или Ъ.
Учитель диктует слова. Ученики записывают их,
распределив в столбики с Ъ и Ь знаками. Дописать
по 2 слова в каждый столбик.
Платье,подъем, варенье, семья, изъявить, съемка, вьюга, певунья, подъезд, шалунья, воробьи. | |
Ъ | Ь |
VI. Итог урока
– От чего зависит выбор знаков: Ъ или Ь? Как графически доказать выбор Ь или Ъ знаков?
Прочитайте рифмы-запоминалки.
Будем мы всегда, где надо, Мягкий знак вставлять в слова, Чтобы хорь не стал хором, Колья – Колей никогда. Твердый знак нам нужен
тоже, |
VII. Рефлексия
– Дети, понравился вам урок? Как вы можете
оценить свою работу на уроке и активность?
– Отметьте в своей карточке. Я благодарю вас
за работу. Спасибо.
7. Домашнее задание