Экологическое воспитание на уроках зоологии

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17 МБ)


Как воспитать достойного гражданина России? Как реализовать ФГОС, преподавая  в основной школе? Как перестать отвечать на «незаданные детьми вопросы», а превратить изучение своего предмета в увлекательный совместный поиск? Как научить учеников осмысленно пользоваться моделями, работать с информацией, действительно понимать предмет?

Эти вопросы наверняка волнуют каждого учителя. Экологическое воспитание позволяет ответить на многие из них…
Представленный мастер-класс посвящен экологическому воспитанию на уроках биологии, а в частности на уроках зоологии.

Перед экологическим воспитанием ставятся следующие цели:

  • Воспитывать чувства патриотизма и любви к России.
  • Заложить у школьников основы экологической культуры;
  • Сформировать экологический стиль мышления;
  • Обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека.

Биология, как одна из естественных наук призвана сформировать у учащихся понимание жизни как наивысшей ценности на Земле.
Экологические кризисы потрясающие нашу планету являются прямым следствием непродуманного, безграмотного отношения человека к природе. Хотелось бы, чтобы таких потрясений было как можно меньше. Для этого необходимо у школьников заложить основы экологической культуры, сформировать экологический стиль мышления. Обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека. Наряду с материалом, изучаемым на уроках  зоологии, я предлагаю учащимся экологическую информацию, связанную с изучаемой темой. Раскрывая экологические аспекты тем раздела, учитываю тот факт, что у детей по-прежнему в основном развито конкретно-образное  восприятие окружающего мира. Дидактический материал подобран таким образом, что позволяет учащимся с пониманием воспринимать информацию и формировать у них теоретическую основу для приобретения умений и навыков экологически оправданного поведения  в природе, позволяющего снизить уровень неблагоприятного влияния человека на природу.
О необходимости и важности экологического воспитания неоднократно высказывались президент и председатель правительства нашей страны.

«Формирование в обществе этики бережного отношения к окружающей среде, воспитания экологического сознания нации, эта задача в первую очередь касается работы с подрастающим поколением» [http://www.vesti.ru/videos?vid=310783]

В.В. Путин

«Экологическое воспитание у нас традиционно стояло на последнем месте. Надо брать пример с европейских стран.
Сохранить окружающую среду можно общими усилиями. Экологически ответственными должны быть и чиновники, и бизнес, и простые граждане». [http://lifenews.ru/news/60815]

Д.А. Медведев

При изучении каждой темы по зоологии в рамках экологического воспитания ставятся конкретные цели, связанные с той или иной темой.

Для достижения поставленных целей применяются разнообразные методы и приемы. Особое внимание уделяется самостоятельной познавательной деятельности.

Учащиеся работают с инструктивной картой в группах.  Такая форма работы способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя, и учеников друг на друга. При организации подобного воздействия учитель выступает как модератор (управленец), а ученик как партнер учителя, помощник, консультант, как учащийся, то есть учащий себя сам под умелым руководством учителя.

Инструктивная карта включает в себя:

  • Цели урока
  • Теоретический материал
  • Разнообразные виды заданий:
    • Прочитайте внимательно текст
    • Выберите правильные суждения
    • Объедините понятия с соответствующими им характеристиками
    • Заполните пропуски
    • Приведите в соответствие типы питания эвглены зеленой с условиями их осуществления
    • Распределите простейших по группам
    • Восстановите цепочку причинно-следственных событий
    • Закончите предложения
    • Выберите правильные варианты
    • Оцените экологическую безопасность
    • Ваше мнение
    • Тестовые задания

Выводы:

Экологическое воспитание –

  • Вносит патриотическое воспитание на уроках зоологии;
  • Позволяет учащимся понять, что взаимодействие всех живых организмов является обязательным условием поддержания устойчивой биосферы;
  • Раскрывает творческий потенциал учащихся;
  • Повышает значимость предмета и пробуждает интерес к его изучению;
  • Воспитывает ответственное отношение к природе.

В Приложении вы можете познакомиться с инструктивной картой на примере темы: Подцарство одноклеточные, или простейшие.

Список литературы:

  1. Бабакова Т.А., Момотова А.П. 500 экологических задач. – Петрозаводск, Карелия: 2011.
  2. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. – М.: Российская энциклопедия, 2009.
  3. Биология в вопросах и ответах. Соросовский учебник Института «Открытое Общество». – М.: Международные отношения, 2005.
  4. Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ», 2008.
  5. Бровкина Е.Т. Уроки зоологии. – М.: 2007.
  6. Козлов М.А., Дольник В.Р. Введение в зоологию. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Атлас. – М.: МГУ, 2010