Как воспитать достойного гражданина России? Как реализовать ФГОС, преподавая в основной школе? Как перестать отвечать на «незаданные детьми вопросы», а превратить изучение своего предмета в увлекательный совместный поиск? Как научить учеников осмысленно пользоваться моделями, работать с информацией, действительно понимать предмет?
Эти вопросы наверняка волнуют каждого учителя.
Экологическое воспитание позволяет ответить на
многие из них…
Представленный мастер-класс посвящен
экологическому воспитанию на уроках биологии, а
в частности на уроках зоологии.
Перед экологическим воспитанием ставятся следующие цели:
- Воспитывать чувства патриотизма и любви к России.
- Заложить у школьников основы экологической культуры;
- Сформировать экологический стиль мышления;
- Обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека.
Биология, как одна из естественных наук
призвана сформировать у учащихся понимание
жизни как наивысшей ценности на Земле.
Экологические кризисы потрясающие нашу планету
являются прямым следствием непродуманного,
безграмотного отношения человека к природе.
Хотелось бы, чтобы таких потрясений было как
можно меньше. Для этого необходимо у школьников
заложить основы экологической культуры,
сформировать экологический стиль мышления.
Обеспечить понимание научных принципов
хозяйственной деятельности человека. Наряду с
материалом, изучаемым на уроках зоологии, я
предлагаю учащимся экологическую информацию,
связанную с изучаемой темой. Раскрывая
экологические аспекты тем раздела, учитываю тот
факт, что у детей по-прежнему в основном развито
конкретно-образное восприятие окружающего
мира. Дидактический материал подобран таким
образом, что позволяет учащимся с пониманием
воспринимать информацию и формировать у них
теоретическую основу для приобретения умений и
навыков экологически оправданного поведения
в природе, позволяющего снизить уровень
неблагоприятного влияния человека на природу.
О необходимости и важности экологического
воспитания неоднократно высказывались
президент и председатель правительства нашей
страны.
«Формирование в обществе этики бережного отношения к окружающей среде, воспитания экологического сознания нации, эта задача в первую очередь касается работы с подрастающим поколением» [http://www.vesti.ru/videos?vid=310783]
В.В. Путин
«Экологическое воспитание у нас
традиционно стояло на последнем месте. Надо
брать пример с европейских стран.
Сохранить окружающую среду можно общими
усилиями. Экологически ответственными должны
быть и чиновники, и бизнес, и простые граждане».
[http://lifenews.ru/news/60815]
Д.А. Медведев
При изучении каждой темы по зоологии в рамках экологического воспитания ставятся конкретные цели, связанные с той или иной темой.
Для достижения поставленных целей применяются разнообразные методы и приемы. Особое внимание уделяется самостоятельной познавательной деятельности.
Учащиеся работают с инструктивной картой в группах. Такая форма работы способствует регулированию поведения учеников, их сближению, улучшению личностных отношений. Взаимодействия возникают не только в результате воздействия учителя на учеников, но и учеников на учителя, и учеников друг на друга. При организации подобного воздействия учитель выступает как модератор (управленец), а ученик как партнер учителя, помощник, консультант, как учащийся, то есть учащий себя сам под умелым руководством учителя.
Инструктивная карта включает в себя:
- Цели урока
- Теоретический материал
- Разнообразные виды заданий:
- Прочитайте внимательно текст
- Выберите правильные суждения
- Объедините понятия с соответствующими им характеристиками
- Заполните пропуски
- Приведите в соответствие типы питания эвглены зеленой с условиями их осуществления
- Распределите простейших по группам
- Восстановите цепочку причинно-следственных событий
- Закончите предложения
- Выберите правильные варианты
- Оцените экологическую безопасность
- Ваше мнение
- Тестовые задания
Выводы:
Экологическое воспитание –
- Вносит патриотическое воспитание на уроках зоологии;
- Позволяет учащимся понять, что взаимодействие всех живых организмов является обязательным условием поддержания устойчивой биосферы;
- Раскрывает творческий потенциал учащихся;
- Повышает значимость предмета и пробуждает интерес к его изучению;
- Воспитывает ответственное отношение к природе.
В Приложении вы можете познакомиться с инструктивной картой на примере темы: Подцарство одноклеточные, или простейшие.
Список литературы:
- Бабакова Т.А., Момотова А.П. 500 экологических задач. – Петрозаводск, Карелия: 2011.
- Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. – М.: Российская энциклопедия, 2009.
- Биология в вопросах и ответах. Соросовский учебник Института «Открытое Общество». – М.: Международные отношения, 2005.
- Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: ИД «МиМ», 2008.
- Бровкина Е.Т. Уроки зоологии. – М.: 2007.
- Козлов М.А., Дольник В.Р. Введение в зоологию. Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Атлас. – М.: МГУ, 2010