Цель урока:
- обобщить понятие дробей, их применение при решении задач;
- показать применение дробей в различных ситуациях во время военных действий.
- развивать творческое мышление, интерес к предмету;
Оборудование: доска, мел, карта, линейка, пакет с письмом.
Ход урока
1. Вступительное слово:
Более 60-ти лет прошло с того дня, когда закончилась 2 Мировая война. Но до сих пор есть люди, которые помнят о тех событиях. Сегодня мы попытаемся рассмотреть один из эпизодов той жестокой войны и покажем, как порой необходимы знания для решения вопросов на примере простых задач.
2. Сцена 1:
У доски за столом в “штабе” сидит командир. Заходит солдат с пакетом.
– Товарищ, командир, вам пакет, перехвачен разведкой.
Открывает, читает, говорит: “Срочно расшифровать!”
Задание классу: (на обратной стороне доски примеры):
3/4+2/3= ; 3/10+2/15= ; 4/9+1/6= ; 7/15+3/40= ; 6/7-2/3= ;
11/12-5/6= ; 7/12-3/8= ; 4/5-3/10= ; 3/7*2/5= ; 2 1/2 *2 4/5 = ;
4/11*4 7/12= ; 1-5/8= ; 7 5/12+4 2/8= ; 3/7:5/8= ; 2/3: 2/7= ; 6/11:3= ; 4:2\9= ; 5/8:3/4= .
Код:
А-1 5/12 | Н– 1/12 | Ч– 3/8 |
В– 13/30 | О– 5/24 | “0”-2 1/3 |
Е– 11/18 | П– 1/2 | “2”– 5/6 |
И– 13/24 | С– 6/35 | “1”-11 2/3 |
К– 24/35 | Т– 7 | “4”– 2/11 |
Л– 4/21 | У– 1 2/3 | “7”-18 |
Ответ: Танковое наступление 01 01 42 в 7 часов.
– Итак, немецкие войска готовят большое танковое наступление на Москву 1 января. Необходимо сорвать это наступление. Надо срочно доложить в штаб армии. (Звонит по телефону, но нет связи).
– Что со связью? Сержант Петров, ко мне!
– Наверное, обрыв линии. Я позову связиста.
– Немедленно восстановить.
Входит связист.
– Но, товарищ командир, я не уверен, хватит ли мне кабеля, осталось 2 катушки, да и те не полные.
Так посчитай и доложи!
(солдат считает)
– Каждая катушка по 5000 м, от второй я уже взял восьмую часть. Итого …?
Задание классу: Сколько метров осталось?
У доски решает ученик.
Ответ: 9375 м.
– Товарищ командир, у меня осталось 9375 м.
– Так, что мы имеем. До штаба на карте 2,5 см, а М=1:300000.Сколько это километров?
Задание классу: Какое расстояние до штаба?
У доски решает ученик.
Ответ: 7,5 км.
– Итак 7,5 км, значит должно хватить.
Входит солдат с докладом.
– Товарищ командир, к вам тут из партизанского отряда человек пришел.
– Пусть войдет.
Входит ученик, одетый в тулуп.
– Вчера на станцию прибыл эшелон с 10 вагонами горючего. Они готовят большое наступление.
– Я знаю, разведка доложила … С 10-ю вагонами, говоришь?
– Ага, так точно 10.
– Так, что же мы имеем..? 10 вагонов по 60 тонн. 1 танк – 2/5 тонны
Сколько танков?
Задание классу: сколько танков готовят к наступлению?
У доски решает ученик.
Ответ: 1500 танков.
– Ого! Будет месиво. Необходимо срочно подкрепление.
Вторая танковая дивизия расположена от нас в 110 км. При средней скорости в 40 км/ч за 2,5 ч они не успеют. Но если перейти на максимальный режим, увеличив скорость на 10 %,то возможно успеют.
Задание классу: Проверить, успеет ли вовремя танковая дивизия.
У доски решает ученик.
Ответ: 2,5 ч. Успеют.
– Ну, что ж, примем бой.
3. Подведение итогов.
Сегодня мы показали, как простые действия с дробями помогают в решении важных вопросов.