Урок-соревнование "Обыкновенные дроби"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: урок применения знаний на практике

Форма урока: урок-соревнование

Цели урока:

  • обобщение и закрепление материала по теме «Обыкновенные дроби»
  • развитие математического мышления
  • развитие познавательного интереса к математике по средствам включения игровых элементов   и привлечения ИКТ

Задачи урока:

  • совершенствовать навыки работы в группе
  • развивать речь учащихся
  • учить отстаивать свою точку зрения

Необходимое оборудование и материалы:

  • компьютер
  • мультимедиапроектор
  • интерактивная доска
  • индивидуальные карточки с заданиями «Разминка»  
  • карточки-ключи к заданию «Разминка» для каждого ученика
  • индивидуальные комплекты сигнальных карточек: красная, зеленая, синяя

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Разделить учащихся на четыре группы, выделить 4хпомощников.

II. «Разминка» Определение темы урока. <Слайд 2>

– Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас необычный урок: урок – игра. Выполняя различные испытания, вы покажете свои знания, умения применять их в различных ситуациях. Любая игра – это соревнование, поэтому каждое задание будет оцениваться. Мне будут помогать 4 ученика: (представить помощников). Откройте тетради, запишите в них число и классная работа. Тему урока вы определите сами, выполнив задания разминки.
Перед каждым из вас лежат задания «Разминка». Приложение 1.
Положите эти карточки перед собой. Выполните указанные в карточке действия. Запишите ответы в соответствующую графу. Затем с помощью ключа определите зашифрованное слово. Время выполнения работы 7 минут.

Продолжение работы со <Слайдом 2>.

Представители первой (второй, …)  группы назовите получившиеся слово.

На слайде поочередно появляются слова:

1 – знаменатель
2 – неправильная
3 – сократимая
4 – числитель

Задание. Используя данные слова, попробуйте сформулировать тему урока. На счет «…три» поднимите руки. Отвечает представитель группы, которая быстрее подняла руку.
Итак, тема урока «Обыкновенные дроби» (записывают тему урока на доске и в тетради).

(За верно угаданное слово группы получают по 2 балла и еще 2 балла за верно названную тему урока)

III. Устная работа. «Радужный тест». <Слайд 3>

Продолжаем работу. У каждого лежат цветные карточки. Положите их перед собой и внимательно выслушайте задание. Решите предложенную задачу, затем на доске появятся три варианта ответа к задаче. Вам нужно выбрать правильный  ответ, соотнести его с цветом карточки. По команде «…три» показать карточку того цвета, который соответствует правильному ответу. Раньше времени карточки не поднимайте и не опускайте, иначе ответ не будет засчитан. Готовы? Внимание на экран. Эти задания оцениваются индивидуально.

(Помощники отмечают учащихся, которые решили все задачи правильно)

Работа с презентацией. <Слайды 4-8>

1. В корзине лежит 17 фруктов, из них 6 яблок и 5 апельсинов. Какую часть составляют яблоки от всех фруктов? []
2. В корзине лежит 17 фруктов, из них 5 яблок и 6 груш. Какую часть составляют яблоки от всех яблок и груш? []
3. В Московском Кремле находится Царь – колокол и Царь – пушка, отлитые русскими мастерами. Вес колокола 200т, а вес пушки составляет веса колокола. Сколько весит Царь – пушка? [80 т]
4. Для занятий физической культурой было куплено 6 футбольных  мячей, что составило всех купленных мячей.  Сколько мячей было закуплено? [10 мячей]
5. Бригада строителей построила дом за 40 дней. По плану требовалось  этого времени. Сколько дней отводилось на постройку этого дома? [50 дней]

– Помощники, выдайте «звезды» ученикам, которые ни разу не ошиблись.

III. «Кот в мешке» <Слайд 9>

– Мы подошли к следующему испытанию, «Кот в мешке».
Даны числа: 1; 67; 42; 101; 2; 7. Что делать с этими числами вы определите сами. Представитель от каждой группы выберет номер задания для своей  группы с этими числами.

(Учащиеся называют номера заданий и на доске открываются задания для групп.)

На выполнение этой работы отводится 1-2 минуты.

Группы получают карточки. Приложение 2.

Работа в группах.

– От каждой группы надо выделить представителя, который будет защищать ваше решение.

Работа с презентацией. <Слайды 10-13>
(Оценивается работа группы в целом и отдельно ученик получает звездочку, если не допустил ни одной ошибки.)

IV. Творческое задание «Укажите точные координаты звездочек» <Слайд 14>

– Переходим к следующему испытанию. Чтобы его успешно преодолеть, надо
вспомнить, что такое координатный луч?
– Что надо знать, чтобы определить координату точки?
– Как можно выразить одну и ту же величину дроби разными способами? (Учащиеся отвечают на вопросы)

Задание.  Единичный отрезок  равен 30 см. Расстояние до каждой звездочки: 10 см,  15 см, 20 см и 40 см

Каждая группа должна назвать точные координаты звездочки своего цвета. Задание считается выполненным, если смогли указать координаты как можно большим количеством способов. Даю две минуты на подготовку, а затем представитель от каждой группы выполняет задание на интерактивной доске. Максимальное количество баллов – 4.

Работа с презентацией. <Слайды 15-18>

(Оценивается работа группы в целом и отдельно ученик получает звездочку, если не допустил ни одной ошибки.)

V. Физкультминутка

Небольшая разминка и  упражнения для глаз <Слайд 19> 

VI. Быстро и правильно <Слайд 20> 

За 10 минут вам необходимо решить все задания Приложения 3.
Для одного – это сложное задание, поэтому в группе распределите между собой задания таким образом, чтобы были решены все задания за указанное время.
Оформить решение задач в тетради. Запишите в тетради номер задачи и решите ее.
Запишите ответы в листок «Быстро и правильно. Ответы» и отдайте помощникам.
Самопроверка

№ задания Ответы
1 8 км
2 48 книг
3 64 трактора
4 30 яблок
5 12 зеленых мячей

– Возьмите в руки карандаш и проверьте решение каждой задачи вместе со мной. Если задача выполнена  верно, то на полях поставьте «+», если задача решена неверно – «–». Если вы верно решили 2 задачи, то получите звездочку, если группа решила верно все задания ей засчитывается 5 баллов, т.е. за каждую задачу 1 балл.

Работа с презентацией. <Слайды 20-24>

VII. «Заморочки» из … <Слайд 25>                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Представители от каждой группы поочередно выберут себе «Заморочку». Решать ее могут все, но право первого ответа принадлежит группе, выбравшей это задание. Правильный ответ принесет группе 2 балла. Если  правильный ответ даст другая группа, то получит – 1 балл. Ученик, решивший задачу, получает звездочку. Успехов в разгадке «Заморочек».

Работа с презентацией. <Слайды 15-18>

VIII. Итоги

– Наша игра подошла к концу. Давайте подведем итоги урока. А пока помощники подсчитывают баллы и определяют, какая группа вышла победительницей, я хочу знать, есть ли в классе ребята, получившие 4 и более звезд. Этим ребятам я поставлю оценку «5» и в дневник, и в журнал. Вы показали хорошие знания, но это еще не все, что нужно знать об обыкновенных дробях. Ваши знания будут постепенно пополняться новыми сведениями о дробях. Поздравление (приз) группе-победительнице.

IX. Домашнее задание

– Повторить основные определения по теме «Обыкновенные дроби» У меня есть к вам просьба, уходя с урока, подойдите к доске, выберите смайлик с тем настроением, которое было у вас на уроке и ручкой рядом поставьте галочку.

– Спасибо за урок. С наступающим новым годом! <Слайд 26>

Литература:

  1. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Математика 5. М.: Мнемозина, 2011
  2. С.М. Никольский, М.К, Потапов. Математика 5 класс. М.: изд. Просвещение, 2010
  3. А.С. Чесноков, К.И. Нешков. Дидактические материалы по математике для 5 класса. – М.: Классикс Стиль, 2006
  4. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. Учебное пособие. Задачи на смекалку. 5-6 кл.

Интернет-ресурсы: www.Le-Savchen.ucoz.ru