Пустота души - вот самое
страшное зло, которого
нельзя допустить.
В.К.Сухомлинский
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:
воспитывающая: пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
развивающая: развитие познавательного интереса к данному историческому факту, развитие внимания, памяти, речи, мышления;
обучающая: познакомить с историческими фактами времён ВОВ, ввести понятия “блокада”, “священный дар”, “дорога Жизни”.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор.
- Маленькие булки ржаного хлеба.
- Горчичный порощок.
- Старые обои.
- Листы белой бумаги А4.
Учитель:
Внимание! Внимание! Внимание! (слайд 1)Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Почти 70 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине,
Идут легенды о войне.
(слайд № 2 - звучит голос Левитана о начале войны, затем песня “Священная война”)
(слайд №3 – военная хроника)
Учитель: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель в ходе молниеносной войны захватить половину нашей страны. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.
Ученик:
Июнь! Клонился к вечеру закат.
И белой ночью разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят.
Не знающих, не ведающих горя.
Ученица:
Июнь! Тогда еще не знали
Со школьных вечеров к Неве шагая.
Что завтра будет первый день войны,
А кончится лишь в 45-м в мае.
Ученик:
И песня над рекой лилась Невой,
Мы шли навстречу утру и смеялись,
Ученица:
НЕ знали мы еще тогда с тобой.
Что с детством мы навечно попрощались.
Учитель: - Ребята, мы с вами много говорили о войне.
А кто из вас знает Что такое блокада? (ответы детей) ( слайд № 4)
Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. И не на один день, не на один месяц, и даже не на один год.
Ученик: (звучит отрывок Нашествие Д.Шостаковича)
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.
(слайд № 5 - звук бомбёжки)
Учитель: В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения. Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреляли Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!" В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ стук метронома. Вот так он выглядит и работает.
(слайд № 6 – видео-метроном)
Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.
Ученик: Вместе со взрослыми на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации дежурили и дети. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Учитель: 8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера и блокировали Ленинград с суши.
(слайд № 7 – “Священный дар”)
Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. Рацион хлеба дошел до 125 граммов детям и 250 граммов рабочим. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог.Сегодня и вы получите кусочек блокадного хлеба. (Режу хлеб)
Когда открывался магазин, продавец начинала резать хлеб и раздавать, сразу образовывалось две очереди. В одной – женщины, старики, которые пришли получить свой кусочек “священного дара” - так в Ленинграде называли хлеб, в другую очередь становились дети. Когда из-под ножа падала крошка хлеба, ребёнок осторожно, без суеты нанизывал её на пальчик и отправлял в рот, а затем уходил в конец очереди, уступая место другому малышу. (Раздаю хлеб на тарелочках)
Надвигался голод! Люди научились готовить себе еду из того, что было под рукой.
(Показываю тарелки: суп из обоев и печенье из горчичного порошка)
В одной тарелке суп, который варили в блокадном Ленинграде, а в другой лепёшки. Как вы думаете, из чего они приготовлены? (ответы детей).
(Показываю обои и горчичный порошок.)
Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.
В городе не было топлива и электричества. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в холодных домах. Чтобы согреться, они жгли мебель, книги.
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.
Учитель: Все эти нечеловеческие тяготы и лишения на равнее со взрослыми переносили дети и подростки.
Ученица: (девочка закутана в старый шерстяной платок, тащит старые санки с ведёрком)
Девчонка с ведерком пустым чуть движется,
А за Невою клубится пожарища дым.
А там меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать.
(Пауза. Стук метронома.)
Учитель: Посмотрите, что у меня в руках.
(Показываю дневник для девочек)
- Что это? (ответы детей). А для чего он нужен? (ответы детей).
Это дневник нашей Иришки. В него она записывает своих друзей, свои увлечения. В блокадном Ленинграде жила-была девочка чуть постарше вас. Звали её Таня Савичева, и она тоже вела дневник. Маленькая записная книжка – обтянутый шёлком, блокнотик, ставший блокадным дневником Тани - это крик души о помощи, о том, что ничего нет на свете страшнее войны. Этот дневник никого не оставляет равнодушным, даже взрослые не могут сдержать слёз. Вы спросите почему? Давайте полистаем дневник Танюши.
(слайд № 8 – дневник Тани Савичевой)
- "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
- "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
- "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
- "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
- "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
- "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
- "Савичевы умерли"
- "Умерли все”
- "Осталась одна Таня"
Учитель: Блокада отняла у Танюши родных, сделала её сиротой. При первой же возможности Таня Савичеву вывезли из блокадного Ленинграда. Но девочка не выдержала истощения и стресса, и вскоре умерла.19 мая на могиле Тани был поставлен памятник.
(слайд №9 – памятник Тане Савичевой)
Учитель: - Вы знаете, ребята, какой великий подвиг совершили ленинградские школьники? (ответы детей)
Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились, ни смотря, ни на что. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды. Опасен и тяжел был путь в школу. Ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы. В школах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев. Ученики шатались от голода.
Ученик:
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
(Пауза. Стук метронома.)
Учитель: Город не просто выживал, он давал фронту танки и самолеты. За 900 героических дней более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
На заводах и фабриках работали женщины, старики и инвалиды, потому что все мужчины ушли на фронт. Но рабочих рук не хватало. Тогда на помощь пришли мальчишки.
(слайд № 10)
Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Девочки тоже не отставали от мальчишек.
(слайд № 11)
Они вместе с мамами и старшими сёстрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почтах. Каждый жил с одной мыслью “Всё для фронта – всё для Победы!”
Учитель: - Как вы думаете, а можно ли было выжить в блокадном Ленинграде без чьей либо помощи? (ответы детей)
Конечно, нет.
С невероятными трудностями доставляли в Ленинград продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Когда озеро замёрзло, по нему сначала пустили обозы (телеги, которые тащили лошади), а затем проложили автомобильную трассу. Из города по ней вывозили детей, раненых, изготовленные снаряды, мины, пулемёты, а в город везли хлеб. Эту дорогу назвали “дорогой Жизни”. Как вы думаете, почему? (ответы детей) (слайд № 12)
Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А бывало лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.
Ученик:
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут - пустяк,
Поломка эта - не угроза
Да рук не разомкнуть ни как.
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? 2 тонны! Он спасет
16 тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт.
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
(Пауза. Стук метронома.)
Учитель: В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
(слайд № 13 – салют + медаль)
Учитель:
Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. А выжившие были представлены к уникальной награде – медали “За оборону Ленинграда”. Среди награждённых – 15249 детей. Город Ленинград был награждён орденом Ленина и ему было присвоено звание города-героя.Ученики: (каждый встаёт и рассказывает по одной строчке)
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(слайд № 14 – минута молчания)
Учитель: - Что вы почувствовали от увиденного и услышанного? (ответы детей)
Ребята, война давно закончилась, прошло много лет. А люди помнят о ней, передают рассказы о тех страшных годах. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Мы должны помнить, чтобы больше никогда не допустить. Мы стремимся к миру на всей планете. Нам жизнь дана на добрые дела. И если каждый передаст частичку своего тепла, мира, спокойствия другому, все будут жить в мире и согласии. (ответы детей) - Вспомните, пожалуйста, кто является символом мира? (ответы детей)
(слайд № 15)
- Правильно, голубь. И сейчас каждый из вас сделает голубя.
(изготовление голубей из бумаги)
- А теперь вручим этих голубей нашим гостям. Пусть они унесут с собой частичку тепла и мира.
Спасибо за внимание!