Использование проектных технологий на уроках художественного цикла дизайн-композиция и проектная деятельность с учащимися художественно-технологического профиля

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу

Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. Проектная деятельность один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный, и даже житейский опыт учащихся в реальном времени, сохраняя знания и умения, полученные на этих уроках в копилку сформированных навыков, и в будущем легко решать подобные проблемы. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного семиотического пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, добавляют умение работать в команде и ответственность за свою или совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы. Выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и проектных технологий. Применение проектных технологий на уроках художественного цикла, таких, как дизайн-композиция и проектная деятельность с учащимися художественно - технологического профиля лучшее тому подтверждение.

Статья содержит материал по примерному проведению вводного урока на тему проекта “Функциональный объект. Часы”. Использование и применение проектных технологий в творческой деятельности учащихся на уроках художественного цикла. Принципы, методы, средства и требования к проекту для применения в работе с учащимися, к разработке и созданию проекта на заданную тему.

Презентация представляет собой результат использования проектных технологий в

творческой деятельности учащихся 10 – 11 классов художественно - технологического профиля муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 124 с углубленным изучением отдельных предметов по предметам дизайн-композиция и проектная деятельность. Все проекты, представленные в презентации это полностью авторский продукт от эскиза до готового изделия, выполненного в материале, разработаны и созданы учащимися под руководством учителя Шабановой Елены Александровны, в рамках выше перечисленных уроков, за 32 учебных часа. Работая над проектом “Функциональный объект. Часы” из раздела учебной авторской программы “Формообразование и дизайн”, учащиеся продолжали изучать, повторять, а также расширять и углублять представления, знания, умения и навыки о возможностях использования и применения проектных технологий и методов проектной деятельности в своей творческой деятельности.

Презентация создана в помощь учителю основного, дополнительного образования, технологии и области искусства, который может использовать её на своих вводных уроках по предметам в качестве объяснения материалов урока или как пример работы учащихся подросткового возраста по направлениям проектной деятельности и дизайна в современной школе. Как правило, вводные уроки это первые уроки, ознакомительные в начале четверти или полугодия учебного года, а также при смене задания и направленности в обучении. Также эту презентационную работу можно использовать для ознакомления родителей с программой, по которой будут работать их дети.

Принципы проектной деятельности:

  • ученик определяет цель деятельности, учитель помогает ему в этом;
  • ученик открывает новые знания, учитель рекомендует источники знаний;
  • ученик выбирает, учитель содействует прогнозированию результатов выбора;
  • ученик несет ответственность за результаты своей деятельности,
  • учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности;
  • учитель имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

Основные требования к учебному проекту:

  • Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической.
  • Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является поэтапная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участником или участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.

Основные блоки проекта:

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация
  6. Портфолио (папка, в которой собраны все рабочие материалы)

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся:

Поисково-исследовательский метод

  • Сбор информации
  • Анализ и обработка данных
  • Поиск решений для поставленных задач

Технологически-практический метод

  • Подготовка необходимых материалов
  • Конструктивные решения поставленных задач
  • Практическая реализация проекта

Заключительный метод

  • Оценка результатов и процесса
  • Участие в конкурсах
  • Применение результатов на практике

Межпредметные связи:

предметы художественного цикла (рисунок, живопись, композиция, декоративно – прикладное искусство, графический дизайн);

основной общеобразовательной школы (черчение, история, технология, математика)

Разрабатывая и создавая проект, учащиеся развили в себе следующие знания, умения, навыки:

Рефлексивные: Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; поисковые (исследовательские) умения; умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле; запрашивать необходимую информацию у учителя, консультанта, специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы; выдвигать гипотезы; устанавливать причинно-следственные связи

Сотрудничества: Навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером по проекту; навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

Менеджерские: Умение проектировать процесс (изделие); планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решения и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов)

Коммуникативные: Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т.д., вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения, находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.

Презентационные: Навыки монологической речи, уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.

Предлагаемый примерный план урока:

  1. Организационная часть урока
  2. Приветствие
  3. Проверка готовности учащихся к уроку
  4. Сообщение темы урока
  5. Показ презентации (ознакомление с новой темой и пояснениями по использованию материалов на будущих уроках)
  6. Подробное объяснение учителя о методах работы
  7. Изучение составляющих проектирования
  8. Обсуждение темы урока, примерное составление тем
  9. будущих проектов на основе полученной информации на уроке, подведение итогов
  10. Домашнее задание

Цели и задачи урока: ознакомить учащихся с темой проекта, формами и методами работы. Возможностями применения в работе проектных технологий. Знакомство с темами творческого проекта, планированием работы и прогнозированием результатов творческой деятельности по заданной теме, последовательностью ведения работы, поиску аргументированных решений. Воспитание и пробуждение интереса к творческой деятельности, развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Выявление и направление организаторских способностей детей.

Оборудование, материалы и инструменты на урок для учащихся: тетрадь для конспектов, письменные принадлежности

Оборудование, материалы и инструменты на урок для учителя: мультимедийные средства (проектор, интерактивная доска или экран)

Зрительный ряд для учащихся: презентация PowerPoint

Тип урока: Вводный урок с элементами пассивного опроса и последующим диалогом – обсуждением (учитель - класс) пройденного материала

Ход урока (краткое описание)

Организационная часть урока. Рассаживание детей по местам с учётом хорошего обзора относительно экрана проектора.

Приветствие. Приветствие учащихся учителем. Запись в классный журнал даты, темы, задания на урок, проверка отсутствующих на уроке.

Проверка готовности учащихся к уроку. Проверка у учащихся степени подготовки к вводному уроку. Наличие на столах письменных принадлежностей, тетради для записи.

Сообщение темы урока. Сообщение темы урока. Вводное слово учителя.

Показ презентации, ознакомление с новой темой и пояснениями по использованию материалов на будущих уроках. Просмотр слайдов презентации с подробным объяснениями учителя, с элементами пассивного опроса учащихся робным объяснением учителя и подробным объяснением учителя и пасс и диалогом - обсуждениями от увиденного между учителем и классом.

Подробное объяснение учителя о методах работы. Учитель подробно объясняет суть задания и тему проекта на основе увиденного учащимися материала в презентации. С помощью, каких материалов, инструментов, средств, методов и технологий можно будет выполнить данное задание. Поясняет детали будущей работы. Специфику использованных материалов. Возможные трудности в работе и способы их решения. Раскрывает простор для творчества. Помогает сориентироваться в выборе направления темы.

Изучение составляющих проектирования. Учитель поясняет, что значит работать методами проектной деятельности и использовать проектные технологии в решение проблем связанных с разработкой и выполнением творческого проекта. Объясняет, что, любую выполняемую работу (стирка белья, ремонт квартиры или поход в магазин и т.д.) можно рассматривать как творческий проект. Каждый проект - это реализация замысла. Как правильно выполнить его? Какова последовательность проектирования? Об этом учащиеся узнают на уроке. А так же о том, что существуют несколько видов методов проектной деятельности, которые они будут использовать в своей работе. Узнают о доли принятия самостоятельных решений при выполнении поставленных задач и достижения поставленных целей в ходе выполнения работ. Познакомятся с возможностью использования новых форм и приёмов в работе.

Обсуждение темы урока, примерное составление тем будущих проектов на основе полученной информации на уроке, подведение итогов. Подводятся итоги урока. Подчёркиваются положительные и проблемные стороны от увиденного и услышанного во время вводного урока по теме творческого проекта. На основе полученной информации у учащихся, возникает ряд вопросов по обсуждению будущей работы. Обсуждаются темы, стили и направления, материалы и инструменты, фактуры, применение и возможная реализация готового продукта. Учащиеся направляются учителем в выборе темы проекта. Учитель объясняет, как поэтапно составить план для оптимального достижение целей и задач в работе над проектом.

Домашнее задание. В качестве подготовки домашнего задания учащимся предлагается ещё раз переосмыслить всю информацию полученную на уроке, сделать окончательный выбор в пользу той или иной темы проекта, в выборе того или иного материала для выполнения работ. Найти и подготовить аналоговый фотоматериал по выбранной теме проекта к следующему уроку для примера и разработки авторского эскиза.

Заключение

На основе выше изложенного, имея результат положительного прохождения данного задания, при разработке творческого проекта, могу сделать вывод, что внедряя новые наиболее продуктивные методы и формы обучения в современной школе, которыми являются проектные технологии, в учебный процесс, возрождаются достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. А поскольку программа обучения синтезирует межпредметные знания, способствуя осознанию теоретических связей в практической деятельности учащихся по выполнению творческих проектов, то выполнение школьниками творческих заданий является интересным и очень важным для жизни. Так как реализуются возможности проявить свои знания, способности и творчество, при разработке проекта, применив их, подчас из разных областей и получить реальный и ощутимый результат.

Я считаю, метод проектов будет и в дальнейшем востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки и повышение творческого потенциала учащихся. После окончания школы и поступление учащихся в вуз с соответствующим художественным профилем, знания, полученные на таких уроках, в том числе, помогают легче пройти экзаменационные испытания и в дальнейшем успешно учиться по выбранному направлению. Для выпускников нашей школы такими вузами являются Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Российский государственный университет туризма и сервиса и т.д., и т.п., где они с лёгкостью усваивают азы будущей профессии.

Список литературы:

  1. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. - 2001 - № 2.
  2. Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И. Основы теории дизайна. - М.,1999.
  3. Керимов А.Ф. “Черчение и рисование”. - М, 1987.
  4. Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М., 1988.
  5. Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. - М., 1996.