Цель:
- Формировать представления о второстепенных членах предложения.
- Учиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении, обозначать графически.
- Тренироваться использовать дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
- Совершенствовать орфографические навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Проверка правильной посадки.
Настроимся на хорошую работу.
Приветствую тебя, новый день! Мы так рад, что ты наступил! Это значит, что перед нами откроются новые пути к успеху во всех делах. Мы здоровы и полоны сил. Всё, что мы наметили на сегодня, обязательно сбудется. Мы начинаем день с ощущением счастья и уверенности. Мы твёрдо знаем, за что бы я ни взялись, у нас всё получится замечательно.
II. Чистописание.
- Откройте тетради и запишите число и предложение “Классная работа.”
- Назовите орфограммы.
- Минутка чистописания:
- Что нужно помнить, когда будем прописывать. (о наклоне и высоте букв)
- Пропишите буквосочетания.
ов во ав ва ив ви ев ве яв вя ув ву ёв вё
III. Словарная работа.
- Расшифруйте слово.
- Что такое ветер?
- Узнаем лексическое значение слова “ветер”.
Вемтер - движение, течение, поток воздуха. По силе своей ветер бывает: ураган, шторм, буря (обычно с бурей соединены гроза и дождь), жестокий, сильный, ветримща: средний, слабый, тихий ветер или ветеромк, ветеромчек; по постоянству силы: ровный порывистый, шквалистый; по постоянству направления: пассатный или полосовой; постоянный; изменчивый, шаткий или переходный; смерч, вихорь, то есть круговой.
Виды ветров:
- Муссон — периодический ветер, несущий большое количество влаги, дующий зимой с суши на океан, летом — с океана на сушу. Муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе.
- Пассаты — постоянные ветры, дующие с довольно постоянной силой трёх-четырёх баллов; направление их практически не меняется, лишь слегка отклоняясь.
- Местные ветры:
- Бриз — тёплый ветер, дующий с берега на море ночью и с моря на берег днём; в первом случае называется береговым бризом, а во втором — морским.
- Бора — холодный резкий ветер, дующий с гор на побережье или долину.
- Фён — сильный тёплый и сухой ветер, дующий с гор на побережье или долину.
- Есть ли польза от ветра? Что бы случилось, если бы ветра не было?
Ветер – великий работник в природе (перегоняет тучи, облака). Очищает воздух (загрязненный воздух уносит из населенных пунктов). Вырабатывает электроэнергию. Ветер “съедает” горы, сглаживает их, создавая причудливые формы рельефа. Помогал мореплавателям. Переносит семена растений и споры грибов.
- Подберите имена прилагательные к слову ветер.
- Поставьте ударение в слове.
- Какую букву надо запомнить? Почему?
- Как называются слова написание надо запомнить?
- Проверьте безударную гласную.
- Запишите слово ветер. Подчеркните ошибкоопасные буквы в слове, поставьте ударение.
- Подберите однокоренные слова.
Вемтер, ветеромк, ветеромчек, вемтреная (погода), вемтряная (мельница).
- Разберите слова по составу.
- Что нужно помнить, при записи однокоренных слов?
Вывод: В однокоренных словах корень пишется одинаково.
IV. Проблемная ситуация.
- Весна.
- Дует лёгкий ветер.
- Лёгкий.
- Тают снега.
- Исследуйте и докажите, какие из данных примеров являются предложениями?
- Что называется предложением? (Предложение – это законченная мысль. В предложении слова связанные по смыслу.)
- На какие группы разделите предложения? (распространённые и нераспространённые предложения)
- Найдите подлежащее и сказуемое.
Решение проблемы: 1, 2, 4 – предложения, 3 – не предложение.
Доказательство:
1 – только из одного главного.
2 – состоит из главных и второстепенных членов
3 – только из второстепенных членов.
4 – состоит только из главных.
- Что знаете о подлежащем?
Подлежащее - главный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы: кто? что?; в предложении выражено именем существительным или местоимением; подчеркиваем “_____”
- Что такое сказуемое?
Сказуемое - главный член предложения; обозначает действие; отвечает на вопрос: что делать?; в предложении выражено глаголом; подчеркиваем “====”
- Что является грамматической основой предложения? (Подлежащее, сказуемое).
- Предложение может состоять из каких членов предложения? (Может состоять только из одного главного подлежащего, из одного главного сказуемого, состоит только из главных подлежащего и сказуемого, состоит из главных и второстепенных членов)
Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения.
- Нужны ли второстепенные члены предложения?
Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
- Сформулируйте тему урока? (Ученики формулируют тему и цель урока). Тема урока: “Второстепенные члены предложения”
Цель: Узнать, что такое дополнение, определение и обстоятельство. Научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении. Тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
VI. Открытие нового.
- Запишите распространенное предложение в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.
Дует лёгкий ветер.
- Обозначьте орфограммы.
- Найдите в предложении главные члены предложения
- Слово “лёгкий” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?
Определение - второстепенный член предложения; обозначает признак предмета; отвечает на вопросы: какой? какая?… , в предложение выражается прилагательным; подчеркиваем “~~~~”
Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.
Грачи вьют гнёзда.
- Обозначьте орфограммы.
- Найдите в предложении главные члены предложения.
- Слово “гнёзда” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?
Дополнение - второстепенный член предложения; обозначает предмет; отвечает на вопросы косвенных падежей; в предложении выражено именем существительным; подчеркиваем “– – – ”
Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.
Светит ласково солнце.
- Обозначьте орфограммы.
- Найдите в предложении главные члены предложения.
- Слово “ласково” на какой вопрос отвечает? Что обозначает? Какой частью речи является?
Обстоятельство - второстепенный член предложения; обозначает признак действия, способ и место действия; отвечает на вопросы как? куда? где? откуда? когда? в предложении выражено наречием, именем существительным подчёркиваем: “–. –. –”
Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради.
По дорогам звонко бегут быстрые ручейки.
- Обозначьте орфограммы.
- Разобрать по членам предложения и частям речи.
Вывод: Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?
V. Физкультминутка.
Очнулись деревья от зимнего сна. | (подняли руки вверх, покачиваемся из стороны в сторону) |
В апреле по лесу гуляет весна. | (кружимся на месте) |
В овраге ручьи шаловливо звенят. | (ритмично хлопаем) |
И с юга на родину птицы летят. | (машем руками “крылья”, и бегаем) |
VII. Самостоятельная работа.
- Прочитайте предложения. Какая тема объединяет предложения?
- Подберите к слову весна имена прилагательные.
- Составьте предложения о весне.
Это весна красивая, звонкая, нарядная. Весна - замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Новые звуки, краски, запахи дарит весна. Недаром поэты называют весну “утром года”.
- Составьте предложения о весне.
- Составьте cинквейн на тему “Весна”. (Звучит музыка)
- Прочитайте cинквейн “Весна”.
VIII. Итог урока.
- Подведём итоги урока. Какая тема урока?
- Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема? (Необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать.)
- Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
- Назовите второстепенные члены предложения? Что знаете о дополнении? Что знаете об обстоятельстве? Что знаете об определении?
IX. Домашнее задание.
- Учебник О. В. Пронина, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева “Русский язык” 3 класс с.133 упр.415
Литература.
1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова “Толковый словарь русского языка”
2. http://4stupeni.ru/stady/konspekt_3_lit/9701-znakomstvo-s-otryvkom-iz-rasskaza-issokolova.html
3. http://yrokityt.at.ua/publ/fizminutka/vesjolaja_zarjadka_4/54-1-0-1151