Декоративно-прикладное искусство. Дымково. Хохлома

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (18 МБ)


Цель материала – помочь учителю в проведении уроков по теме ДПИ, развить творческое начало в ребенке, получить удовольствие от проведенного урока, как учителю, так и ученику.

№ слайда Cодержание
1 Титульный слайд

Декоративно-прикладное искусство

(Материалы к урокам по МХК. Дымково, Хохлома)

2 Дымковская игрушка. Название связано с селом Дымково, что находится близ г. Кирова (бывшая Вятка). Здесь местные мастерицы издавна лепили глиняную игрушку, которая распродавалась на празднике проводов зимы. Многие игрушки делали как свистульки. Да и сам праздник назывался "Свистунья". Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.
3 Ды?мково — слобода в составе г. Кирова. Расположена на берегу р. Вятка. Дата возникновения не установлена. Считают, что Дымково было основано выходцами из Великого Устюга в 1439 г. Впервые заречный посад упоминается в грамоте Ивана грозного в 1582 г. Жители слободы занимались различными ремёслами: изготовлением игрушек для праздника “Свистунья” и для продажи на ярмарках.
4 Легенда гласит... Исследователи считают, что развитие дымковской игрушки связано с обрядовым праздником весны “Свистунья”, который посвящён встрече бога Ярила.

Одна из старинных легенд рассказывает, что однажды город окружили враги. Казалось, нет от них спасения. И придумали горожане “военную” хитрость. Все жители, и стар, и млад взяли глиняные свистульки и ночью незаметно подкрались к врагам. И такой свист подняли! Заметались испуганные враги, показалось им, что на выручку к горожанам пришло огромное войско, и в страхе бежали прочь. С тех пор вятичи отмечают свою победу весёлой “Свистуньей”.

5 А как же делалось чудо? Игрушка лепится из местной красной глины по частям (в отличие от других игрушек, которые лепятся из единого куска глины). Перед обжигом игрушки высушивают и только потом обжигают. Раньше игрушки обжигали в настоящей русской печи, теперь обжигаются в муфельных печах. Для побелки используется смесь мела и молока, в которую окунают дымковскую игрушку. При этом поверхность покрывается плотным белым слоем. Для раскрашивания использовали сухие краски, растертые на яйце. Сейчас используется гуашь, разведенная на яйце.
6 Мастерица лепит игрушку из красной глины, а потом белит ее мелом, разведенным на молоке, и раскрашивает красками на яйце, на уксусе или квасе. В росписи и лепке для мастерицы нет ограничений. У ее индюка хвост точно диванная подушечка с фестонами, на козлике - штанишки с кружевами, в ее изделиях фантазия свободно переплетается с реальностью.
7 Петушиное разноцветье!
8 Чем знаменито Дымково? Встреча с поэтом

Чем знаменито Дымково? -
Игрушкою своей,
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги!
От капелек росы...
В ней что-то есть от радости,
Гремящей как басы.
Она глядит не прянично -
Ликующе и празднично!
В ней молодость — изюминка!
В ней удаль и размах...

Сияет охра с суриком
На всей земле в домах.
Сияет охра с суриком,
Чтоб всем светло не сумрачно 
И злость и хмурость льдинкою 
Без всякого следа 
Пусть под улыбкой Дымково 
Растают навсегда!
(В.Фофанов)

9 Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая – создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. За столетия существования дымковского промысла в нем сложились свои темы, сюжеты и образы.
10 Дымковские красавицы
11 Среди дымковских игрушек лишь тиары и свистульки обладали непосредственной игровой функцией, вероятно, сохранившейся издревле. Фигурки и композиции служили украшением подоконников и горок с посудой, заменяя собой дорогие фарфоровые статуэтки. Но их создатели не подражали фарфоровой пластике. Под ее влиянием на древних корнях народной глиняной игрушки родилось новое самобытное и неповторимое искусство.
12 Хохломская роспись Добро пожаловать!

Роспись хохломская, словно колдовская.
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома!

13 Считают, что хохломская роспись возникла в XVII в. на левом берегу Волги, в деревнях Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи и др. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегород. области.

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название “хохломская роспись”, или просто “хохлома”.

14 Cтолица золотой хохломы – город Семенов

Построенный по плану, подобному плану Парижа, он внесен в список памятников градостроительства под открытым небом. Город и его округа славились ложкарным промыслом. И не случайно в 2000 году в Семенове отмечали тысячелетие ложки, а в 2004 – расписанная хохломская ложка, размером 2,6 метра, даже вошла в книгу рекордов Гиннеса. 

15 Легенда Хохломы

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

16 Минуты поэзии

Поэт Виктор Боков так сказал о своей любви к искусству золотой Хохломы:

...Как я люблю хохломское искусство!
Ложки и те у меня хохломские.
К ним у меня постоянное чувство,
С детства они мне родные, родные!..
Кисть хохломская, большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!

17 А вот и тайны узоров...
18 Хохлома – это поэзия!

Кисть хохломская! – Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
В. Набоков

У красы точёной - сарафан парчовый 
По волнам узоров яхонты горят. 
Что за чародеи Хохлому одели 
В этот несказанный праздничный наряд? 
Роспись хохломская словно колдовская 
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий 
Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!
П. Синявский

19 Хохломская роспись

Человек впервые увидевший знаменитую хохломскую посуду, сверкающую “золотом”, расписанную гибкими “травками”, веточками с лесной ягодой да завитками “кудрины”, непременно остановится, пораженный этим чудом народного искусства, и, конечно поинтересуется, откуда пришло это чудо, где было рождено.

20 Чудеса хохломы
21 Это интересно... Самое крупное село, в котором жили мастера росписи, раньше называлось Бездели. Под таким названием оно дается в исторических документах XVIII-XIX веков. Сейчас это село Новопокровское. Издревле мастера по росписи объясняют его происхождение следующим образом: “Хлебопашцы завидовали нашему занятию художеством. Считали наш труд за безделье. “Не работают они, а только кисточкой балуются”, - говорили про нас, так и прозвали наше село - Бездели”.
22 Приглашаем на вернисаж “Великолепие Хохломы”
23 Эти липовые ложки, Блюдца, ковшики, матрешки, Расписала нам сама Золотая Хохлома! (Л. Куликова)
24 Вспомним синквейн...

"Cing" во французском языке значит пять. Синквейн — это пятистрочная строфа. Синквейн – стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или явления.

25 Композиция синквейна
26 Синквейн “Хохлома” и “Дымково”. Рефлексия. Мне на уроке было...
27 Примечание. Интернет-источники

Приложение.