На сегодняшний день тот факт, что иностранный язык изучается со второго класса, является признанием существующего социального интереса к изучению иностранных языков и подтверждением важности предмета. Раннее обучение иностранному языку даёт большой практический эффект в повышении качества владения языком в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму иностранному языку, необходимость владения которым становится всё более очевидной. Кроме того, изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребёнка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения; стимулирующее влияние на общие речевые способности ребёнка.
Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации к изучению иностранного языка, а для этого необходима такая методическая система, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Чем же живёт ребёнок? В чём реализуется его личность? Конечно, в игре. По меткому выражению Выготского “игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребёнок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений” [4]. Конечно, это не означает, что всё обучение иностранным языкам в начальной школе сводится только к игре. Но следует признать, что отдельные игровые методы и приёмы необходимы на уроках.
Учитывая требования примерной программы обучения иностранным языкам, проанализировав УМК по немецкому языку И. Л. Бим Die ersten Sritte для 2 класса, нами был разработан комплекс игровых заданий для 2 класса (1 полугодие) по немецкому языку. Данные задания могут использоваться на каждом уроке в качестве фонетической или речевой зарядки, а также физкультминутки. Кроме того, учитель может взять их за основу при разработке сценария внеклассного мероприятия.
Задания разработаны с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта и представляют собой немецкий алфавит, за каждой буквой которого зашифровано своё задание. Каждая игра или конкурс сопровождается компьютерной презентацией и звуковым сопровождением (если это необходимо).
Цели:
- образовательные: формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;
- развивающие: развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а так же их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
- воспитательные: воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка.
1. Буква А а
Alphabet (игра со зрителями)
В зрительный зал заранее раздаются 2 комплекта букв (или развешиваются в классе): печатные и письменные. За определённое время команды должны собрать свой алфавит. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильнее. (Прилагается музыкальное сопровождение)
2. Буква B b
Buchstabe + Buchstabe
Каждый участник команд получает карточку с буквосочетаниями. Необходимо правильно назвать буквы, из которых состоит данное буквосочетание, назвать звук, который они дают, найти на экране слово, в котором они встречаются, правильно прочитать его и, нажав на него мышкой, стереть с экрана. Побеждает та команда, которая не допустит ошибок.
3. Буква С с
Сhiffre
Командам предлагается расшифровать предложения по схемам.
Ist das Pixi
Ja, das ist Pixi.
Nein, das ist nicht Pixi
Sind das Lulu und Waldo?
Ja, das sind Lulu und Waldo
Nein, das sind nicht Lulu und Waldo
Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильнее. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
4. Буква D d
Das ist meine Freunde
Представитель каждой команды должен назвать всех участников команды соперников. Побеждает та команды, которая сделает это с меньшим количеством ошибок или без них.
5. Буква Е е
Eins, zwei, drei, vier –
Alle, alle zählen wir
Каждая команда получает карточку с математическими примерами, написанными словами. Нужно решить примеры, записать ответ цифрой, а затем прочитать полностью пример с ответом. Побеждает та команда, которая решит правильно наибольшее количество примеров, а также не допустит ошибок при чтении. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
6. Буква F f
Frage - Anwortspiel
Каждая команда по-очереди задаёт друг другу вопросы о буквах алфавита: Welches Buchstabe kommt nach…? (Какая буква после …?) и отвечает на вопросы. Побеждает та команда, которая даст большее количество правильных ответов.
7. Буква G g
Gelehrter sind wir
Каждая команда получает карточку с зашифрованным заданием. Кроме того, на карточке ключ к расшифровке – это алфавит, где каждая буква пронумерована. Нужно расшифровать послание. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильнее. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
8. Буква Н h
Hallo!
Каждая команда должна разыграть диалог - знакомство. Побеждает та команда, которая сделает это наиболее выразительно и без ошибок.
9. Буква I i
Ich bin Schüler.
Каждый участник команды должен кратко рассказать о себе. Побеждает та команда, участники которой сделают это правильнее.
10. Буква J j
Ja – Stuhl, nein - Stuhl
Играют все участники команд. Каждый игрок получает свою карточку с цифрой. В классе стоят два стула (Ja - Stuhl, Nein - Stuhl). Учитель называет цифру (например, 4) и задаёт вопрос (например: Ist Däumelinchen gross?). Оба ученика, которые имеют номер четыре, должны как можно быстрее занять соответствующий стул [5]. Побеждает та команда, участники которой дали большее количество правильных ответов.
- Ist Waldo klein?
- Ist Lulu gross?
- Ist Weise Eule klug?
- Берлин – столица Германии
- Известный немецкий писатель это Шарль Перро.
- Bonn, Berlin, München, Köln – это крупные города Германии.
- Людвиг Ван Бетховен это великий немецкий композитор
- Цифра 10 по-немецки zehn
- Жителей Германии называют немцы
- Братья Гримм – это известные русские писатели сказочники
- Мерседес, Фольксваген, БМВ – это немецкие машины
- Германия по-немецки – Deutschland
11. Kättenspiel
Каждая команда получает карточку с зашифрованным посланием. Нужно её расшифровать. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее. (Чтобы проверить правильность послания, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
12. Lustiege Sätze
Игра в живое предложение. Каждая команда получает комплект карточек (слова из одного предложение). 1 участник – 1 член предложения. Участники должны занять такие места, чтобы составить правильное повествовательное предложение. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
Sind das Malwina und Buratino?
Sind das Alissa und Basilio?
Когда предложения построены, учитель может попросить ребят без подготовки поменяться местами и построить вопросительное предложение.
13. Malen wir
Каждая команда получает карточку с именами немецких школьников. Необходимо, закрасить имена мальчиков синим цветом, а имена девочек красным. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильнее. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.).
14. Буква N n
Namen
Каждая команда получает карточку, на которой зашифрованы немецкие имена. Необходимо переставить буквы так, чтобы получилось составить имя. Побеждает та команда, которая расшифрует наибольшее количество имён. Если обе команды смогут расшифровать все имена, то побеждает та, которая сделает это быстрее. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
15. Буква О о
О = 0
Каждая команда должна придумать и записать письменно несколько математических примеров, ответом которых будет 0. Побеждает та команда, которая за отведённое время придумает большее количество примеров.
16. Буква Р р
Pantomime
От каждой команды выбирается по одному участнику. Учитель шёпотом называет им имена героев учебника. Задача участников без слов показать командам этого героя. Команды отвечают по-немецки по-очереди. Игру можно провести несколько раз с разными ведущими из одной и второй команды. Побеждает та команда, которая угадала больше персонажей учебника.
17. Буква Q q
Magische Quadrat
Команды получают карточки с написанными на них строчками букв. По вертикали и горизонтали здесь зашифрованы имена героев учебника. Побеждает та команда, которая быстрее найдёт все зашифрованные имена. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
18. Буква R r
Rechnen wir
Каждая команда получает карточку с зашифрованными примерами. Побеждает та команды, которая решит быстрее и правильнее. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
19. Буква S s
Stehen wir richtig
Каждый участник команды получает карточку с написанной на ней прописью цифрой. По сигналу команды должны выстроиться по порядку. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и правильнее.
20. Буква T t
Turnen wir!
Все учащиеся встают в общий круг. От каждой команды выбирается 2 представителя, которые выходят за дверь. В кругу выбирается ведущий, который будет показывать движения, а все остальные должны незаметно на него смотреть и повторять движения. При этом дети повторяют считалку:
Eins, zwei, drei, vier
Alle, alle turnen wir.
Fünf, sechs, sieben, acht,
Haben wir das gut gemacht
У представителей команды будет 3 попытки угадать ведущего. (Ist das …?) Игра проводится сначала с представителем одной команды и ведущим, затем с представителем другой команды и другим ведущим. Побеждает та команда, участник которой быстрее определит ведущего.
21. Буква U u
Unbekanntе Regel
Каждая команда получает письмо, в котором есть несколько ошибок. Задача команд исправить ошибки и выразительно прочитать письмо. Побеждает та команда, которая исправит больше ошибок и выразительнее прочитает письмо. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
22. Verwirrung
Каждая команда получает комплект букв, из которых за определённое время нужно составить имена героев учебника. Побеждает та команда, которая за определённое время правильно составит имена героев.
Waldo Karabas
Lulu Buratino
(Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
23. Буква W w
Wer ist das?
(игра со зрителями)
От каждой команды нужен 1 представитель, которому завязывают глаза. Затем из зала выбирают 5 желающих поучаствовать в конкурсе. По сигналу дети хором спрашивают: «Wer ist das?» Представители команд должны с закрытыми глазами определить, кто перед ними и ответить на немецком языке. Побеждает та команда, которая угадает больше участников, при этом учитывается правильное построение предложений на немецком языке при вопросе Ist das…?
24. Буква Х х
X-files
Каждая команда получает карточку с текстом, в котором пропущены буквы. Нужно вставить буквы и прочитать текст. Побеждает команда, которая правильно вставит буквы и выразительно прочитает получившийся текст. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
25. Буква Y y
Ypsilon
Команды получают карточки с цепочкой букв. Нужно вычеркивать буквы, которые есть в названии конкурса (y, p, s, I, l, o, n), а остальные буквы прочитать по-порядку так чтобы получилась фраза. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее. (Чтобы проверить правильность, нужно кликнуть на слайде, и всплывёт верный ответ.)
26. Буква Z z
Zungenbrecher
Каждая команда получает карточку с 2 скороговорками. Нужно ответить скороговорки хором и в быстром темпе. Побеждает та команда, у которой это получится лучше. (Можно сравнить чтение детей с образцом.)
Дополнение: все задания представлены как командные соревнования. Но учитель в зависимости от цели урока, возможностей класса по своему желанию может использовать данные задания при организации индивидуальной, парной работы с дальнейшей самопроверкой (сличение с образцом на слайде) или фронтальной работы.
Список литературы
- Игры – обучение, тренинг, досуг// Под ред. В. В. Петрусинского. – М., 1994.
- Интерактивные формы организации учебного процесса в начальной школе. – Владимир: ВОИУУ, 2004
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров - М.: Издательский центр «Академия», 2004
- Ткачук Т. Г. «Развитие интереса у школьников младших классов на уроках французского языка».//Иностранные языки в школе 1997г - №5.
- revolution.allbest.ru