Горные породы и минералы

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель урока:

  • сформировать у учеников понятие горные породы и минералы, их свойства и использование людьми,
  • познакомить с некоторыми видами горных пород и минералов,
  • воспитывать любовь к родному краю.

Используемые учебники и учебные пособия: коллекция “Гранит и его состав”, горные породы

Используемое оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер,
  • презентация "Горные породы и минералы"

Ход урока

1. Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Ребята, сегодня, прежде чем начать изучение новой темы, нам с вами надо вспомнить некоторые знания по окружающему миру, полученные во 2 и 3 классе.

- Назовите оболочки Земли: Слайд 2

- Ближайшая к Земле — атмосфера, это воздушное пространство вокруг Земли. Атмосфера состоит из азота, кислорода, водяных паров и незначительного количества других газов. Благодаря атмосфере на нашей планете возникла жизнь. Растениям, животным и человеку для дыхания необходим кислород, который они получают из атмосферы.

Моря, океаны, реки, озера, водохранилища, ледники образуют гидросферу — прерывистую водную оболочку Земли. Без гидросферы жизнь на нашей планете была бы невозможна (тело человека на 65% состоит из воды!).

- Вспомните, как называется каменная оболочка Земли?

- Литосфера — это твердая оболочка Земли, суша и дно океанов, ее образуют горные породы, а геологи называют земной корой. Слайд 3

- Из чего она состоит? (Из земли или почвы и горных пород)

- Как мы называем предметы, которые нас окружают? (Тела, вещества).

- Из чего состоят тела? (Из веществ).

- В каких состояниях может находиться вещество? (Жидком, твёрдом и газообразном).

- Какими свойствами обладают твёрдые тела? (Имеют постоянную форму и объём).

Проблемная ситуация.

- На партах у вас стоят коробочки. Прочитайте, что в них находится?

(Гранит, песок, глина, стекло, кирпич, цемент)

- Можно ли назвать их телами? (Да).

- Разделите их на группы.

- Сколько групп получилось?

(Две. 1 - гранит, песок, глина; 2 - стекло, кирпич, цемент).

- Как можно назвать тела первой группы? (Природные).

- Как можно назвать тела второй группы? (Искусственные).

- А как ещё можно назвать тела первой группы? (Горные породы).

- Какая же тема сегодняшнего урока? (Горные породы). Слайд 4

- Да, сегодня мы будем говорить о горных породах. Узнаем, из чего они состоят и как их использует человек.

2. Совместное открытие знаний.

- Почему самый древний период истории человечества назвали каменным веком? (Люди изготавливали орудия труда из камня. Делали ножи, копья, стрелы, наконечники. Их использовали для охоты и обработки добычи).

- Большинство горных пород – твёрдые тела, их главная особенность – постоянство формы, которую и использовали древние люди.

- А теперь давайте выясним, где современный человек применяет горные породы, и какие свойства при этом использует.

- Возьмите в руки гранит. Какими свойствами он обладает? (Твёрдый, прочный).

- Рассмотрите его. Как вы думаете, из чего он состоит?

В коробочках на партах вы видите: Слайд 5

- Гранит состоит из кварца, полевого шпата и слюды.

- Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы. На уроке мы будем говорить и о минералах. Выясним, чем горные породы отличаются от минералов.

- Вы видите, что цвет гранита может быть от белого до чёрного. Это зависит от цвета полевого шпата, который входит в его состав. Слайд 6

- Где он используется? (богатые могут позволить себе выложить во дворе плитку из гранита, изготавливают памятники архитектуры, украшают здания, станции метро, фонтаны, набережные рек в Санкт-Петербурге. Слайд 7-10

- Гранит – это горная порода. Кварц, полевой шпат и слюда – это минералы, из которых он состоит. Какой вывод можно сделать? Чем горные породы отличаются от минералов?

Вывод: Горные породы состоят из минералов.

- Рассмотрим ещё одну горную породу – глину. Слайд 11

- Как вы думаете, из чего она состоит? (Из мелко перетёртых камней).

- Что можно делать с глиной? (Лепить и строить).

- Какие изделия делают из глины? (Посуду, кирпич, дома).

- Какие свойства глины при этом используются?

(Мягкость и пластичность)

- Давайте попробуем что-нибудь слепить

- Получается? (Нет).

- Что нужно сделать? (Намочить глину).

- Да, из сырой глины можно лепить. Высохнув, она затвердевает и сохраняет форму. Но такие изделия бояться воды. А как же мы пользуемся посудой, ведь вода из неё не протекает? (Показываю). Как строят из кирпича дома?

- Как же сделать изделия из глины прочными?

Работа по учебнику с.93 прочитайте ,что делают с глиняными изделиями ,чтобы они были прочными?

(Обжигом).

- Мы узнали, как изготавливают кирпичи.

А чем скрепляют кирпичи? (Цементом).

- Давайте прочитаем в учебнике, как получают цемент (стр. 94)

3. Физминутка Слайд 12

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке.
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.

Выступление детей Слайд13

- Ребята, я сейчас Арина прочитает небольшой текст, а вы догадайтесь о каком камне идёт речь.

Открыт человеком около 5 тысяч лет тому назад. Считается самым твёрдым из всех открытых в природе камней. На него не оказывают воздействия агрессивные природные вещества. Поэтому древние греки назвали его адамасом. (Об алмазе).

- Правильно, “адамас” - “несокрушимый”. Это самый твёрдый материал. У геологов принято ставить минералам “оценки” за твёрдость. Только, в отличие от школьной системы оценок, она не 5-ти балльная, а 10-ти балльная. Так вот, алмаз - самый твёрдый минерал, его оценка твёрдости – 10 баллов. Слайд 14

А где ещё используют алмаз? (стр. 95) (Бормашина, стеклорез, свёрла для дрелей и т. д.)

Какие горные породы в нашей Республике Татарстан, расскажут дети:

Слайды 15-16

(На территории Татарстана выявлено 108 залежей угля.

В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка, глины для производства кирпича, строительного камня, гипса, песчано-гравийной смеси, торфа.

Основным ресурсом недр республики является нефть. Республика располагает 800 миллионов тонн извлекаемой нефти; размер прогнозируемых запасов составляет свыше 1 миллиарда тонн.)

Наша республика богата полезными ископаемыми, эти полезные ископаемые нужно беречь и охранять.

4. Самостоятельное применение знаний.

  1. Тест на партах. Слайд 17-25 Проверка на слайдах
  2. Задача о кирпиче, цементе. Слайд 26
  3. Кроссворд. Слайд 27
  4. Загадки о граните, угле. Слайд 28-29

5. Подведение итога.

-Что нового узнали на уроке?

- Чем отличаются горные породы от минералов?

- Какие свойства горных пород использует человек?

6. Домашнее задание: составить кроссворд, используя минералы и горные породы.

Оценивание.

Тест

1.Лёгкий, впитывает влагу, хорошо горит, служит подстилкой для скота, удобрением.

а) нефть

б) каменный уголь

с) торф

2. Добывается в шахтах, тяжёлая, прочная, ковкая, состоит из мелких, плотно соединённых зёрен.

а) железная руда

б) гранит

с) глина

3. Чёрный, с заметным блеском, твёрдый, тонет в воде, горюч.

а) нефть

б) торф

с) каменный уголь

4. Прочная железная порода, бывает серого, розового, красного цветов. Состоит из зёрен нескольких минералов: полевого шпата, кварца и слюды.

а) каменный уголь

б) известняк

с) гранит

5. Обычно белый или серый камень, образовался из остатков организмов.

а) известняк

б) железная руда

с) гранит

6. Тёмная маслянистая жидкость, горит, из неё получают бензин, керосин, мазут.

а) природный газ

б) нефть

7. Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла.

а) известняк

б) каменный уголь

с) песок

8. Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле.

а) глина

б) известняк

с) торф

Фамилия _________________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Оценка:

Фамилия _________________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Оценка:

 Фамилия _________________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Оценка:

Фамилия __________________________

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Оценка: