Цели: Обучить детей рисовать лошадь с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объемной фигуры.
Задачи:
Обучающая:
- Обучить детей рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно-анатомического строения, объемной фигуры, световых оттенков шерсти.
- Обучить особенностям рисованию по представлению.
- Обучить сравнивать и анализировать анатомии животных, сходных по строению тела.
Воспитательные:
- Воспитать восхищение разнообразием природных форм, выработку бережного отношения к природе.
Развивающая:
- Развить графические навыки, глазомер, цветоощущения.
- Развить зрительные представления учащихся, зрительную память.
Оборудование занятия:
Для учителя – ПК, проектор.
Зрительный ряд: фотографии животных, рисунки детей, слайды; репродукции картин.
Литературный ряд: стихи, загадки о животных.
Ход урока
I. Организация класса.
II. Вводная беседа.
1. Фольклор о животных.
У ч и т е л ь. Вспомните известные вам загадки о животных. Охарактеризуйте, как народное слово образно говорит о них.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое. (Корова)С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица. (Коза)Когда он в клетке, то приятен,
На шкуре много пятен.
Он хищный зверь, хотя немножко
Как лев и тигр, похож на кошку. (Леопард)Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи! (Собака)Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (Волк)
2. Беседа о жанре анималистки (показ слайда по анималистическому жанру).
- Кого изображают художники-анималисты?
- Давно ли человек стал рисовать животных?
- Посмотрите репродукции, слайды, фотографии. Что их объединяет?
- Как художники, скульпторы изображают различных животных?
- Где чаще всего мы видим рисунки художников-анималистов?
(В книгах о природе, в учебниках по биологии)
Для анализа сходства и различия в строении тела животных учитель демонстрирует изображение 2-3 домашних животных (в положении сбоку, когда вся фигура и 4 ноги видны).
- Что общего в строении тела животных? (горизонтальное положение туловища, довольно длинная шея, пространственное положение удлинённой головы, 4 конечности.)
- Найдите различие.
III. Практическая работа.
У ч и т е л ь.Сегодня мы рисуем животное, которое особенно часто используют художники в своих книгах - коня.
Этапы выполнения работы:
1. Устный анализ форм частей тела животного (разбирается на таблице).
У ч и т е л ь. Туловище лошади имеет вытянутую яйцевидную форму. Шея дугообразно сужается к голове. Длина её примерно равна половине общей высоты лошади.
Рисуем отдельные части тела.
Голова лошади имеет трапециевидную вытянутую форму. Большие ноздри окружены мясистыми выпуклыми крыльями, рот с крупными мягкими губами. Между остроконечными, широко поставленными ушами растёт щетинистая чёлка.
Шея широкая, мускулистая, трапециевидной формы, её верхний контур слегка изогнут, нижний - более прямой.
Передняя часть туловища широкая, мощная, округлая. В месте соединения лопатки и плеча образуется скруглённый угол, верхняя сторона которого отделяет туловище от шеи. Нижняя сторона- контур груди - образует другой скруглённый угол, переходящий в контур брюха и поднимающийся до контура задних ног. Линия стены волнистая: над поясом передних конечностей выгибается, за ним плавно опускается и поднимается к поясу задних конечностей, опять опускается, соединяясь с контуром длинного хвоста.
Ноги у лошади длинные, сильные, стройные. Верхняя часть более толстая, покрыта плотными, рельефными мышцами, нижняя - тонкая, внизу копыто-костяное уплотнение.
2. Рисование лошади.
Возможно выполнение рисунка на цветном фоне.
Учитель на доске последовательно, как разбирали на экране, изображает лошадь. Дети повторяют этапы рисунка следом за ним.
Наиболее доступен детям 1-ый вариант, когда рисуют сначала голову, затем намечают верхний контур шеи, спины и положение хвоста, как основа для дальнейшего построения рисунка.
При 2-м варианте рисования лошади рисунок идёт от определения положения силуэта на листе:
1) Несколькими линиями намечаются основные формы животного – туловище, шея, голова.
Отметим длину и высоту всей фигуры, находят размеры основных частей, для чего всю высоту делят на 3 части (для головы и шеи, для туловища, ног). Всю длину делят на 2 части (для туловища и хвоста, для головы и шеи). В ограниченных штрихами местах намечают обобщённую форму туловища (удалённым овалом), голову и шею (трапециями), ноги (линейно).
2) Затем дают более точную характеристику формы основных частей тела. Уточняют местоположение вершины вогнутой линии спины, нижнюю линию контура туловища. Спина лошади, таким образом, прогибается, контур нижней части живота совпадает с контуром первоначального овала.
Сверху и спереди туловище отделяют наклонной линией от шеи, плавно соединяют её с линией плеча и груди. Эти линии резко соединяют с нижним контуром шеи, выделяя в нём небольшие неровности. Верхнюю линию шеи слегка изгибают и плавно соединяют с линией спины. От ушей ведут прямую линию головы до ноздрей. Здесь она изгибается кнаружи и вовнутрь, плавно очерчивая губы, переходит в прямую линию нижней челюсти, огибая угол нижней челюсти, соединяется с ушами.
Контур ног очень сложный. На первый взгляд ноги кажутся прямыми и ровными, но нарисованные таким образом они будут напоминать палки. У передних ног контур берёт своё начало на верхней поверхности туловища. Оба контура (две линии ног) слегка выпуклы. Направляясь к низу, линии выравниваем, сокращаем между ними расстояние. Затем они чуть расходятся, у запястья образуя утолщение, после чего вновь сходятся и далее (часть ноги над копытом лошади и пучок волос на этом месте) идут почти параллельно к пясти. У пясти контуры образуют выпуклую сзади щётку и выемку под ней, спереди - выпуклость и впадину. Оба контура, сходясь вместе, гнуты и параллельны до линии брюха. Тут передний контур ломается в колене и, слегка изгибаясь, опускается вниз до предплюсны. Задний контур, продолжая выгибаться кнаружи, опускается ниже колена, изгибается в обратную сторону и у предплюсны образует утолщение, затем плюсну с копытом.
3) На последнем этапе рисуют глаза, ноздри, гриву, хвост, отмечают выпуклые части таза, пояса передних конечностей, мускулатуру головы, ног, передают объёмную форму тоном и цветом.
Завершаем работу красками или графическими материалами (восковые мелки, пастель, цв. карандаши, тушь). При этом обратить внимание детей на возможность передачи шерсти животного техникой “отдельного мазка” (или штриха), на создание множеством “мазков” (штрихов) фактуры меха, гривы, хвоста.
4) Дать рисунку название.
П р и м е ч а н и е. В процессе объяснения учитель показывает на экране, затем выполняет на доске, а только после этого дети изображают в альбоме.
IV. Итог урока
1. Экспресс-просмотр рисунков, анализ работ.
Учитель проводит анализ в соответствии с требованиями к работе:
- анатомически верный рисунок (есть все части тела);
- соблюдаются пропорции, достаточно крупный размер в листе;
- удачная передача движения;
- проработаны мелкие детали (шерсть, глаза, копыта и др.);
- общая выразительность, завершённость, аккуратность;
- удачное название.
У ч и т е л ь. Почему художники так любят изображать коня?
(Он помощник человека издавна, это красивое, грациозное животное, с выразительными движениями.)
2. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: сделать карандашом наброски собак, кошек с натуры (по возможности), с фотографий, репродукций, иллюстраций. Рисунок в цвете (цвет окраски подбирать на палитре).