Цель:
- Учить решать задачи на сообразительность.
- Продолжать учить детей количественному и порядковому счету до 10.
- Учить создавать фигуры - силуэты.
- Закрепить названия геометрических фигур.
- Развивать смекалку, внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать интерес к математике.
Демонстрационный материал:
- конверт с письмом;
- деревянные дощечки с цифрами от 1 до 10;
- цветы: колокольчики, ромашка, василек;
- стульчики с наклеенными на спинках цифрами от 1 до 10;
Раздаточный материал:
- билеты с геометрическими фигурами от 1 до 10;
- карточки с цифрами.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какие детские передачи вы любите смотреть по телевизору?
(Ответы детей)
Сегодня мы отправимся в гости к Каркуше из передачи «Спокойной ночи малыши». Каркуша уехала в деревню и приглашает нас в гости. На каком транспорте мы с вами отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Что за чудо? Желтый дом.
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Ответы детей)
Правильно, мы отправляемся на автобусе. Вот наши билеты на них изображены фигуры, нужно подсчитать, сколько геометрических фигур на билете и найти в автобусе место с цифрой, соответствующей их количеству.
(Дети рассаживаются на стульчиках, на спинках которых приклеены цифры от 1 до 10.)
Мы отправляемся в путь, а чтобы нам не было скучно, в пути решим задачи-шутки.
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас?
- На столе лежало яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе?
- Одно яйцо варится 3 минуты. Сколько времени варится три яйца?
- Сколько орехов в пустом стакане?
Мы доехали до лужайки, где растут разные цветы. Но лепестки каждого цветка разной геометрической фигуры. Какой формы лепестки у ромашки? (Овальные.) У василька? (Треугольные.) У колокольчика (Ромб.) Сколько лепестков у колокольчика? А у ромашки? А у какого цветка меньше лепестков? На сколько лепестков у ромашки больше чем у колокольчика? (Дети сравнивают по количеству каждый цветок.) Теперь мы на этой красивой лужайке отдохнем.
Физ. минутка.
Поднимайте плечики. Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! тишина.
Травку покушали, тишину послушали
Выше, выше, высоко прыгай на носках легко.
(Дети выполняют движение по тексту.)
-Вот, мы прискакали в таинственный лес. Давайте погуляем по лесной опушке.
-Посмотрите, сорока прилетела! Сорока, сорока-белобока, что ты нам принесла?
(у сороки в клюве блестящий мешочек).
Воспитатель достает письмо, читает
-Я мишка косолапый, веселый и лохматый
В лесу спокойно жил
С лисичкою дружил.
А злой колдун однажды
Всех нас погубил.
Вы ребята помогите,
Из фигур нас соберите!
Вот фотография мишки и лисички (Приложение 1), (Приложение 2)
Походите вы по лесу и поищите фигурки. Расколдовать нужно лисичку и мишку!
Дети ищут фигуры и размещают их на магнитной доске по образцу.
Воспитатель: Садитесь вокруг на полянку, смотрите на изображения зверей.
- Давайте посчитаем, сколько фигур в изображении мишки? (6)
- Какого цвета фигурки? (коричневые)
- А как называются эти фигурки? (квадраты, прямоугольники)
- А сколько фигур мы нашли? (6. Все 6 фигур нашли)
- А теперь посчитайте, сколько фигур в изображении лисички? (5)
- Сколько мы нашли? Все нашли или еще надо искать? (одной фигуры не хватает)
Давайте поищем 1 фигурку. А кто увидел, какой фигурки не хватает?
Ищем оранжевый треугольник.
- Ну вот, расколдовали мы лесных зверей, молодцы!
Сейчас поиграем в игру «Угадай числа».
-Я буду задавать вам вопросы, а вы, взяв нужную карточку с цифрой, покажите какое число, является ответом на мой вопрос.
-Какое число состоит до 7? После 7?
-Угадай, какое число больше 5 и меньше 7?
- Какое число состоит до 9 после 9?
- Замечательно, вы справились с этим заданиями.
Ребята, Каркуша живет за рекой, но мост через реку сломан. Давайте его починим.
Сложим дощечки с цифрами по порядку от 1 до 10 (дети располагают деревянные дощечки с цифрами от 1 до 10 по порядку). Вот мы и добрались. Но домик Каркуши закрыт на замок. Замок этот волшебный (на замке изображены геометрические фигуры, одна из них меньше других) (Рисунок 3).
Давайте подумаем, как его открыть?
Предложения детей.
-Посмотрим внимательно на замочек. Что же здесь нарисовано? Одним словом? (фигуры)
-Чем различаются эти фигуры? Какая тут фигура лишняя? Не такая, как все?
(Лишняя - маленькая фигура! Все фигуры большие, а эта фигура - маленькая)
-Какая это фигура?
(Маленький красный круг!)
Или все фигуры желтые, а эта фигура красная. Она отличается от других цветом. А еще чем?
(Величиной. Она - маленькая, а другие - большие.)
Вот дверь открылась! и Каркуша нас встречает (появляется кукольный персонаж.)
Вот и закончилось ваше путешествие. Вы прекрасно справились с трудными заданиями.
- Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)
- Что показалось трудным? (ответы детей)
- Приходите ко мне ещё.