Аранжировка цветов "Фитодизайн"

Разделы: Технология


 “Остановись в изумлении перед красотой, и в твоем сердце расцветет красота. ”  
  В.Сухомлинский

Человек, занимающийся аранжировкой цветов и флористикой, более подготовлен к восприятию других видов искусства - прежде всего изобразительного, декоративно - прикладного, к оценке их художественного уровня. Ведь эти виды искусства - родственны.

Тема урока №1: Поделки из природного материала и его сбор.

Цели и задачи:

  • Обучающая: Обобщить знания учащихся по теме; содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития учащихся: связи обучения с жизнью, познания окружающего мира и последовательному расширению их кругозора, обогащению межпредметных связей, приобщению к миру прекрасного.
  • Развивающая: Развить внимание и любовь к природе, интерес и ловкость в приёмах работы, умение самостоятельно использовать природный материал, используя при этом инструкционную карту.
  • Воспитательная: Воспитывать эстетические качества, аккуратность при изготовлении определённых форм веток (букетов, композиций);

Методы обучения:

  • Беседа о видах растений.
  • Фронтальный опрос -по вопросам;
  • словесный – инструктаж по ТБ, работа с ножницами;
  • наглядный – демонстрация цветных иллюстраций, фотографии букетов, композиций, творческие работы учащихся.
  • Наблюдения со стороны учителя;

Практическая работа – связь теории и практики;

Частично - поисковый метод – ученик решает проблему самостоятельно, изготавливает формы веток и выбирает вазу из природного материала.

Формы обучения:

  • Индивидуальная – изготовление веток разной формы;
  • работа в парах – составить кроссворд.

Объект труда: природный материал ( ветки плакучей ивы, виноградные, спил из дерева, кора, мох, и т. д.);

Инструменты и материал: ножницы, клей, вазы, декоративная тыква и т. д.

Межпредметные связи:

  • русский язык: новые термины (ключевые слова), стихи.
  • история: история икебаны.
  • Изо: рисунки, фотографии творческих работ учащихся.

Материально-техническое оснащение:

  • выставка творческих работ учащихся , букеты из веток, композиции из природного материал, проекты учащихся.
  • Т.Б. в школьной мастерской, с колющимися предметами (стенд).

Используемая литература:

  • Е. Ф. Новикова. « Вдохновение». Аранжировка цветов. Флористика. г.Минск
  • «Цветы в нашей жизни» С. Ю. Турдиев, Л. И. Вечёрко.
  • Журналы: « Лиза», «Уют в вашем доме» и. др.

I. Организационная часть

1. Контроль посещаемости.

а) Наличие учащихся, причины их отсутствия.

б) Проверка рабочей одежды и готовность к занятию ( наличие рабочих коробок с природным материалом, рабочая одежда).

2.Постановка цели урока, задач и мотивация учебной деятельности учащихся.

Урок является первым по разделу за 7 класс: аранжировка цветов «Фитодизайн», поэтому цель нашего урока – обобщить и систематизировать знание по составлению букета и композиций с использованием природного материала.

  1. Закрепить умения и навыки, работая с природным материалом.
  2. Уметь контролировать время практической работы в процессе выполнения форм и линий из веток.

3. Вводный инструктаж.

Провести беседу (фронтальный опрос), по следующим вопросам: Т. Б. с ветками, ножницами. (см. стенд в классе).

а) Какие ветки бывают на деревьях? ( прямые , кривые, разветвлённые и т. д).
б) Какие вазы нужно использовать для букета с ветками, цветами – по форме и величине ? ( стеклянные, из керамики большие- маленькие, кухонная посуда- разной формы, корзиночки, коряги и т. д).
в) Какой природный материал можно использовать для составления букета, композиции, натюрморта? ( цветы свежие, засушенные, ветки разные по величине, форме, вазы низкие, высокие, разной фактуры , коряжки разные по виду и форме и т. д).

II. Изложение нового материала

Знакомство с природным материалом: проекты учащихся по данной теме, дополнительная литература, журналы, творческие работы учащихся.

Записать краткий конспект: ваза, линия в букете, композиции.

Ваза – важнейший элемент цветочной композиции, поэтому необходимо с особой тщательностью подбирать её по форме, цвету, фактуре. Правильно выбранная ваза позволяет создать в букете созвучие, единство между растениями сосудом. Сосуд должен подчеркивать красоту цветов, форму букета или, напротив, быть нейтральным, незаметным.

Осторожно следует относиться к ярким или богато декорированным вазам. Сами, являясь произведениями искусства, они отвлекают внимание от букета или композиции, а то и подавляют их.

Начинающим аранжировщикам лучше подчеркнуть достоинство вазы, её изящество или необычность формы, использовав небольшое количество материала ( сухую ветку, 1-3 цветка , гармонирующие с её цветом или декором). Грубая керамика и напольные вазы.

Ещё более требовательно нужно подходить к подбору сосуда для композиции. Форма, цвет, фактура его вместе с аранжировочным материалом должны активно работать на замысел автора, быть одним из изобразительных элементов композиции.

Для аранжировки используют вазы, самые разнообразные по форме: высокие или средние- бокаловидные, цилиндрические, конусообразные, расширенные внизу или вверху, прямоугольные, фантазийные; низкие- в виде чаш, подносов, круглые и т. д. Часто при оформлении композиции и для создания оригинального букета незаменимыми оказываются самые неожиданные вещи: шкатулки, корзиночки, камни, коряги и даже детские игрушки. Очень популярны в качестве ваз коряги причудливой формы. Ими можно декатировать любой сосуд для воды. Подобранные в соответствии с замыслом, коряги активно « работают» своей формой, во многих случаях являясь незаменимым элементом композиции (см. Слайд 10).

III. Линии в букете, композиции.

Линия – самый экспрессивный, неисчерпаемый и богатый выразитель красоты. Она имеет направление, она течёт, движется, ограничивает и создаёт форму произведению, его качество. Она придаёт композиции динамику, декоративность, выразительность. Поэтому для аранжировщика необходимо научиться видеть, понимать, чувствовать свойства и выразительные возможности линии .

Когда рассматриваешь различные линии в динамике, возникает определённое чувство: ассоциативное их восприятие. Следуя опыту, определяют основные линии – горизонтальные, вертикальные, диагональные .

Горизонтальные линии – символ основательности, фундамента земли, плоскости, тяжести, чувство покоя и тишины. Вертикальные линии – выражение « лучистости», высоты

( восхождение к солнцу, свету) тепла, росту, величия, торжественности.

Диагональные линии бывают восходящими – активными и нисходящими – пассивными. Восходящие ассоциируются с надеждой, стремлением, упорством, оптимизмом, взлётом, подъёмом. Нисходящие - с грустью, тоской, бессилием, поклонением.

Линии ( горизонталь, вертикаль, диагональ) могут быть прямыми и

«беспокойными», то есть со множеством динамичных оттенков: волнистые, спиральные, ломаные, напряжённые, зажатые « нервные», жёсткие, нежные, изящные, а так же весело или причудливо извивающиеся (см. Слайд 12-13 ).

Такие линии эстетически и эмоционально наиболее активно воздействуют на зрителя, особенно если их умело подобрать в соответствии с замыслом. Разные формы линий, их направление – это элементы выразительности.

Их эстетическое воздействие, эстетическая ценность обязательно учитываются аранжировщиком при работе над своими произведениями.

Создавая композиции, мы используем растения как элемент образа с данными им природой линиями, формами, плоскостями. Изменять существующие природой формы часто возможно лишь в очень ограниченной степени. Естественные линии растений зависят от условий и ритма их роста. Кроме того, у каждого растения своё биологическое лицо, свой силуэт.

Примеры разнообразных линий мы легко найдём в природе: вертикально вверх растут ирисы, дельфиниумы, гладиолусы. Тянутся к свету, но прогибаются вниз под собственной тяжестью ветки и листья многих растений, образуя при этом горизонтальные линии. Причудливо переплетаются линии у некоторых вьющихся растений: клематиса, лимонника. Формы, созданные самой природой, очень выразительны: ветка, усыпанная набухающая почками, говорит о весне, о будущем, о надежде. Ломаные, жёсткие линии – свидетельство тяжёлых условий роста – ассоциируются с жёсткостью, грубостью.

Растения, устремлённые вверх, демонстрируют силу, стойкость, строгость. Причудливо изогнутые, пластичные линии ассоциируются с нежностью, музыкой. И всё -таки, несмотря на многообразие природных линий, ту единственную, подходящую только для данной, конкретной композиции, подобрать бывает трудно. В таком случае необходимо динамику, направление ветки ( линии) можно придать искусственно(см. инструкционную карту)

4. Работа в парах. Составить кроссворд от исходящего слова «фитодизайн» по данной теме

( кто не успеет доработать дома к следующему уроку).

5. Текущий инструктаж. Выполнение практических работ (обобщение и систематизация понятий и их выполнение на практике).

а) используя инструкционную карту, способы придания стеблям растений определенную форму, изготовить их на выбор, учитывая при этом букет или композицию которую будете создавать( см. слайд 16).

IV. Инструкционная карта.

Способы придания стеблям растений определённой формы.

Предварительно обработав (обрезав лишнее), ветку медленно сгибают в нужном направлении, слегка скручивая. Сгибать необходимо не в одной точке, а на участке 5- 20 см (в зависимости от величины ветки и её физических свойств). Растения имеют неодинаковую гибкость: ветки плакучей берёзы, ивы гнутся хорошо, а яблони, груши и многих других – весьма ограниченно.

Чтобы легче было согнуть ветку, следует надрезать у неё кору или подпилить по глубже, место сгиба, а чтобы она потом не распрямилась, в надрез перпендикулярно направлению ветки вставить клинышек. Можно зафиксировать изгиб ветки шпагатом или проволокой. В течении нескольких дней она « привыкнет» к тому положению.

Выразительные линии можно получить из свежих ( если подсохли распарить) веток ивы, плакучей берёзы ( в коре или без неё), придавая им любую форму: спиральную, волнистую. Для этого надо намотать сырую ветку на круглый предмет нужного диаметра и закрепить её в таком положении. Когда ветка подсохнет её можно развязать – слегка растянуть, она немного распрямится и станет волнистой. Такие линии ассоциируются со струями, вихрем, музыкой, танцем.

Такие линии ассоциируются со струями, вихрем, музыкой, танцем.

Легко гнущиеся свежие ветки хороши для изготовления таких сюжетных форм как, например, скрипичный ключ, восьмёрка ( в композиции к 8 марта), кольцо ( для свадебной композиции), юбилейные цифры и др. чтобы зафиксировать нужную форму, шпагатом связывают места пересечения линий

Истинные аранжировщики для задуманных композиций заранее формируют нужную форму ветки ( обычно весной) на живом дереве. К осени живая ветка будет иметь естественную заданную форму.

б) Используя инструкционную карту, изготовление ваз из природного материала сделать вазу на выбор, учитывая при этом форму и вид букета или композиции (см.слайд 20).

V. Инструкционная карта.

Изготовление ваз из природного материала.

К сожалению, не всегда для задуманной композиции можно купить подходящую вазу, и тогда без личного творчества не обойтись. Приводимые ниже рекомендации призваны помочь аранжировщику в изготовлении ваз, причём без особых материальных затрат. Можно оклеить вазу кусочками коры, ракушками, шляпками желудей или обмотать шпагатом, нетолстыми верёвками, плотно прижимая их витки к вазе, предварительно покрытой клеем.

1. Сосуды разной формы плетут из ветвей ивы, плакучей берёзы, соломки, обёрток кукурузных початков. Наиболее простое плетение, не требующее особых знаний и навыков, - косички. Косички – ленточки, сплетённые в 3 – 10 прядей, пришивают по спирали витком к витку, формируя сосуд или корзиночку нужной величины и формы. К готовой корзиночке или вазе приклеивают донышко из картона

(см. слайд 22).

Широко используют для изготовления ваз стебли борщевика

Заготавливают их осенью или ранней зимой, срезая тонким ножовочным полотном. Снаружи стебли тщательно очищают от рыхлого слоя металлической щёткой, предварительно увлажнив ( работать рекомендуется в перчатках, так как сок этого растения у некоторых людей вызывает аллергию). Из толстых стеблей борщевика изготовляют высокие, 2- 3 – этажные вазы, вырезав « окошечки» на разных уровнях. Тонкие стебли можно склеить параллельно вместе по несколько штук, предварительно обрезав их вверху на разных уровнях под углом 45 градусов. Внизу их следует обмотать покрытой клеем верёвкой, создав, таким образом, обруч шириной 3-5 см. Он будет декоративным элементом (тонировать его в тёмно- коричневый цвет) и одновременно придаст соединению дополнительную прочность (см. слайд24).

К вазам приклеить донышки и утяжелить низ, насыпав на дно песок, камешки. В полые стебли борщевика можно вмонтировать сосуды для воды - стаканчики, пробирки.

3. Из тыквы, кабачков, арбузов также делают оригинальные вазы.

Для этого срезают верхушку и донышко, выбирают мякоть, оставив ее у стенок слоем 1-2 см, кладут тыкву на тарелку и посыпают изнутри солью. Добавлять соль следует, пока не прекратится выделение сока. Высохну, плод значительно уменьшается в объеме. На его поверхности образуются глубокие морщины, складки, что напоминает грубую керамику. В качестве ваз используют и декоративные тыквы.

Они обычно небольшие по размерам, разнообразны по форме и цвету и имеют очень твердую корку. Форму при высушивании они не меняют.

4. Можно сделать сосуды разной формы и объема из кусков коры: корзиночки, шкатулки, стаканы. Особенно красива и прочна эластичная березовая кора. Изделия из нее обладают такими же свойствами. Детали из коры сшивают нитками или склеивают густым клеем, фиксируя бельевыми или столярными прищепками до полного высыхания клея.

5. Настенные вазы. Для настенных букетов и композиций из сухого материала вазами могут служить грибы – трутовики, коряжки, кора, а также рамки, сделанные из разного материала. Крепят материал пластилином или на пиафлоре, пенопласте, приклеенными к основе (см. слайд 26,27,28).

Целевые обходы.

  1. Обход, проверка О. Р. М. и П. Т. Б.
  2. Обход, правильное выполнение трудовых приемов.
  3. Обход, проверка завершающего этапа работы и осуществление учащимися самоконтроля.

6. Заключительный инструктаж.

а) Анализ характерных ошибок и их причина.
б) Сообщение оценки о работе каждого ученика.

7. Дом. Задание: доработать кроссворд, по желанию сочинить или выписать стихи о цветах, составить пожелание на языке цветов.

8. Уборка рабочих мест.

Урок № 2 Тема: Составление Икебаны «Золотая осень»

Презентация.