Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней, эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
Несмотря на очевидную актуальность данной проблемы, проведённый анализ литературы позволил выявить не разработанность теоретической базы проблемы в отечественной психологии. В отечественной науке психическое выгорание как самостоятельный феномен практически не изучалось. На данный момент имеются лишь единичные исследования (Зеер Э.Ф. Орёл В.Е., Маркова А.К., Руденский Е.В., Леонов А.Б., Щербатых Ю.В.).
В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является определение выгорания, как синдром эмоционального истощения, деперсонализации и уменьшения личностных достижений.
Отдельного внимания заслуживает изучение проблемы эмоционального выгорания учителей.
Актуальность темы обусловлена все возрастающими требованиями со стороны общества к личности учителя.
Профессия учителя обладает огромной социальной важностью. По истечении ряда лет одновременно с накоплением опыта, выработки собственного подхода, индивидуального стиля деятельности, профессиональной позиции у педагога появляется “психическая усталость”, профессиональная дезадоптация.
Синдром эмоционального выгорания проявляется как эмоциональная сухость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненностью, игнорирование индивидуальных особенностей учащихся и оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения учителя. Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний: тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость.
Атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов. Апатия учеников, отсутствие обратной связи может привести к эмоциональному истощению учителей (типичные способы активного сопротивления учителю в виде негативного поведения учеников вызывают выгорание учителей). При этом обнаружены гендерные различия: выгорание у мужчин в большей степени вызывается невнимательностью учеников, а у женщин – их непочтительностью.
Труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, т.е. тех, кто непосредственно работает с людьми. Немалая роль здесь, конечно, и психического напряжения, сопровождающего профессиональные будни педагога. Не мудрено, что, в целях экономии своих энергоресурсов, многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, увеличивается риск возникновения эмоционального выгорания.
Учитель выполняет более трёхсот видов деятельности. Такие нагрузки существенно повышают нормы. По данным социологических исследований высок процент распада учительских семей, в 25% семей мужья негативно относятся к профессии жены-учительницы.
Внутрипрофессиональные различия в выгорании также представляются интересными. Например, учителя начальных классов имеют более высокий уровень выгорания, чем их коллеги из более старших классов, учителя музыки оказываются более склонными к выгоранию, чем преподаватели математики, а уровень выгорания у учителей физического воспитания ниже, чем у учителей-предметников, преподаватели ВУЗов и колледжей выгорают реже, чем учителя школ.
Причины спада профессиональной деятельности учителя со стажем работы 11-15 лет, так называемый «педагогический кризис». Это стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения и отсутствия отдачи учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять неизвестно, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Естественно, возникает вопрос о профилактике и коррекции данного явления.
Специалист, у которого появляются признаки синдрома профессионального выгорания, часто мало осознает его симптомы, не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Среди методов профилактики эмоционального выгорания особое место отводится психологическому сопровождению в разных видах профессиональной деятельности и овладение методами саморегуляции.
В настоящее время педагоги плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания. Многие учителя не знают, что такое профессиональное выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения. Но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. Задача психолога проинформировать учителей и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. Эмоциональная поддержка поможет научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение. Работа с руководителями требует помощи психологической службы школы.
В работе с учителями психолог может использовать различные методы и средства. Например: анализ результатов деятельности. Школьный психолог в ходе индивидуальной беседы помогает учителю осознать, проанализировать успехи и интересные находки в сфере профессиональной деятельности в настоящий момент. Биографический метод поможет в исследовании личности в целом, провести анализ жизненного пути.
Немаловажную роль в преодолении педагогического кризиса играют деловые игры: своеобразная имитация ситуаций из профессиональной деятельности, в которой участвуют субъекты, наделённые информацией, ролями и действующие по заданным правилам (в школе – учителя, административное звено, ученики, коллеги). При проведении деловой игры возможно использование психодраматических методов. Психодрама – вид групповой психотерапии, в которой участники попеременно выступают в роли актеров и зрителей в условиях моделирования профессиональных ситуаций.
Психологи используют методы тестирования, музыкотерапию, изучение продуктов творчества, ведение дневниковых записей. Преодолеть кризис поможет психогимнастика. Информирование педагогов о различных методах преодоления кризиса – элемент работы психолога в образовании.
Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Бехтеров В.М. писал: «Самовнушение играет роль не только в случаях веры, но иногда оно получает важное значение и в повседневной жизни… Существенно важно пользоваться самовнушением и в терапевтических целях» Обучение мет важнейших задач психологической
Из личного опыта: практическая работа «Обучение методам саморегуляции в педагогическом коллективе».
Работа по обучению методам саморегуляции проводилась с педагогами и психологами школы в течение учебного года и включала в себя индивидуальную работу по разъяснению необходимости применения саморегуляции в работе педагога, три групповых тренинга по разным тематикам, контрольные срезы до и после проведения тренинга по методикам: опросник «Самоотношение» Столина, шкала стрессоустойчивости Спилберга, тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона, самоотчёты испытуемых.
Программа тренингов:
1. Снятие мышечных зажимов.
Цель: познакомить с упражнениями, направленными на снятие мышечных зажимов.
Задачи:
- Обучение расслабляющим упражнениям: «Расслабление», «Замороженный», «Мышечная свобода»
- Упражнения на мгновенное снятие мышечного напряжения «Парящий орёл»
- Вариант АТ на снятие мышечного напряжения: глубокая релаксация.
- Контрольное тестирование: опросник «Самоотношение» Столина, тест Люшера, самоотчёт (до и после тренинга). Рисуночный тест «Моё настроение»
2. Активизация организма.
Цель: познакомить и обучить упражнениям, направленным на сосредоточение перед работой и расслабление после работы. Развитие волевых качеств с помощью АТ.
Задачи:
- Упражнения, помогающие настроиться на работу: «Маска», игра «Здоровье».
- Упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения в конце дня: «Замедленные движения», биоэнергетические упражнения.
- Работа с волевыми качествами в АТ: глубокая релаксация, формула цели, направленная на укрепление воли.
- Контрольное тестирование по шкале ситуативной тревожности Спилберга, тест Люшера и самоотчёт (до и после тренинга)
3. Нормализация дыхания.
Цель: познакомить с различными дыхательными упражнениями, направленными на снятие эмоционального напряжения.
Задачи:
- Первая помощь в острой стрессовой ситуации: «Полное дыхание» Очищающие дыхательные упражнения.
- Обучение приёму «Активирующее дыхание», применяемое для быстрой мобилизации в трудной ситуации.
- Работа с дыханием в АТ: глубокая релаксация, формула цели с установкой на дыхание.
- Контрольное тестирование по тесту «Самооценка стрессоустойчивости», тест Люшера и самоотчёт (до и после тренинга).
В данном случае немаловажным для проведения тренингов является поддержка административного звена образовательного учреждения.