Восстание Спартака

Разделы: История и обществознание


Представленный урок для 5 класса, для учащихся, обладающими хорошими показателями знаний, умений и навыков, высоким уровнем познавательного интереса.

Между учителем  учениками в данном классе установлены доверительные и конструктивные отношения. Работоспособность у большинства учащихся высокая, что позволяет задавать высокий темп работы  не снимать его на всех этапах урока.

Урок проведен в соответствии с планом. Это урок проводится в 4 четверти.

Урок построен в соответствии с требованиями программы  под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой

На данном уроке использовала сочетание словесных, наглядных, практических методов, как прием обучения.

Думаю, что методы и приемы обеспечивают познавательную регулирующую мотивацию учебной деятельности.

Мне хотелось, чтобы учащиеся как можно больше на уроке получили новых знаний, поэтому старалась увлечь ребят, повысить мотивацию учебной деятельности.

Урок – усвоения новых знаний.

Тип – комбинированный.

Ориентируясь на исходный уровень знаний, я поставила следующие цель и задачи

Дидактическая цель:  создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления

Цель: дать общее представление о положении рабов в Риме, причинах, ходе и значении восстания рабов под предводительством Спартака.

Задачи:

Образовательные:

  • на основе ране изученного материала, определить причины, сущность и значение восстания рабов;
  • продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, элементарно анализировать изучаемые события, правильно показывать по карте изучаемые объекты;
  • закрепить фактические сведения о восстании рабов в Риме.

Развивающие:

  • формировать навыки работы с источниками знаний;
  • подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • знакомство с новыми способами технической обработки исторической информации.

Воспитательные:

  • развитие интереса к истории, любознательности;
  • выработать собственное отношение к рассматриваемым событиям.

Средства обучения:

1) А. А. Вигасин “История Древнего мира” 5 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений, Просвещение 2010 г

2) Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., “Просвещение”, 2009 г.

3) карта, иллюстрация, раздаточный материал

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, 1 компьютер

  • учебник “История Древнего мира ” – автор А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И. С. Свенцицкая
  • карточки с текстом документа и заданием;
  • рабочий лист по теме “Восстание Спартака”;
  • иллюстрация в разрезе (состоит из 4 частей, разной формы) “Гладиаторские бои”;
  • использование новых информационных технологий (слайд-шоу).

Смысл урока заключается в организации работы учащихся с несколькими источниками, включающими в себя описание рабства в Риме, использовании труда рабов и восстания Спартака.

Учебно-технологическая суть урока основывается на использовании технологии адаптивного планирования, целью которого является предоставление учащимся последовательности модулей знаний для обучения и работы с определенным порядком следования обучающих заданий.

Работа учащихся оценивается по устным выступлениям, степени участия в обсуждении вопросов, по заданиям в ходе урока

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников.

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу. (1 мин)

II. Актуализация опорных знаний обучающихся.

На берегу реки Тибр, недалеко от Рима археологи во время раскопок нашли старинные манускрипты. Один был испачкан, пожелтел от времени, и в руках ученых распался на 4 части. Нам с вами нужно помочь ученым правильно собрать манускрипт. А остальные прочитать и узнать, что же было там написано.

– Кто желает восстановить его у доски?

А остальные попытайтесь собрать его на местах.

Манускрипт, найденный археологами

– Все справились с заданием, молодцы!

Скажите что изображено на наших рисунках? (бой гладиаторов)

– А кто знает, кто становился гладиаторам? (рабы, пленники) (2 мин)

С середины III века до н.э. Рим ведет активную завоевательную политику. В результате, которой в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов. Они были оторваны от дома, семьи, родной земли и были очень несчастны.

– А о чем они могли мечтать? (О свободе.)

– Как могли рабы отстаивать свое право на свободу? (побеги, неповиновение, восстание).

Цель нашего урока узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме и как оно проходило. (2 мин)

III. Знакомство с новым материалом.

Давайте с вами сформулируем тему нашего урока.

Тема урока: “Восстание Спартака в 74 –71 гг. до н.э.” (1 мин)

(Слайд 2.)

Ребята, обратите внимание, у каждого из вас на парте есть рабочий лист, (Слайд 3) (Приложение № 1) по которому в течение всего урока мы будем работать. Работать мы будем по следующему плану:

План урока:

  1. Причины восстания.
  2. Походы восставших.
  3. Итог восстания.

(Слайд 4.)

Также он у вас имеется в рабочем листе. И чтобы раскрыть план урока мы с вами проведем исследовательскую работу, все вы будете исследователями и узнаем, что же было написано в старинных манускриптах.

  • 1 ряд – 1 поисковый отряд,
  • 2 ряд – 2 поисковый отряд,
  • 3 ряд – 3 поисковый отряд. (2 мин)

Задание:

У каждого исследовательского отряда есть задание, по которому вы будете проводить исследование. Ваша задача внимательно прочитать текст и ответить устно на вопросы после документа. На работу у вас 5 минуты. (Приложение № 2)

Работа с документами.

I группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

В связи с захватническими войнами в Италии скопилась масса рабов. Не дорожа жизнью рабов, римляне прибегали к жестоким мерам, чтобы заставить их работать, насильно заставляли их учиться ремеслу гладиаторов. В 74 г. до н.э. в одной из гладиаторских школ города Капуи возник заговор. “Лучше умереть за свободу – говорил Спартак, - чем убивать друг друга для забавы римлян”. Заговор был раскрыт по доносу, но 78 человек все, же успели убежать. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город оружие для гладиаторских школ, расхитили, груз и, вооружились. Заняв укрепленное место на вершине вулкана Везувий. Спартак за силу и знание военного дела был избран предводителем.

Вопросы:

  1. С чего началось восстание рабов?
  2. Цель восставших?
  3. Чем были недовольны гладиаторы?
  4. Кого выбрали своим предводителем?
  5. Где первоначально устроили свой лагерь восставшие?

II группа

Задание: Внимательно прочитайте текст учебника на стр. 235 – 236 п.2 и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  1. Какая задача стояла перед Спартаком?
  2. По какому образцу организовал Спартак свое войско? Из каких частей состояло войско Спартака?

III группа

Задание: Внимательно прочитайте исторический документ и ответьте на вопросы.

У Спартака в ходе восстания был план – собрать как можно больше рабов и вывести их через Альпы, что позволит им за пределами Италии стать свободными. Большой отряд рабов во главе с Криксом, не пожелавших уйти из Италии, отделился от армии восставших, но был разбит римлянами. Спартак двигался к Альпам. Один из консулов опередил его и встал на пути, а другой догонял сзади. Тогда рабы внезапно повернули назад и первыми нанесли удар и разгромили врагов. Затем Спартак устремился вперед и заставил бежать другое консульское войско.

Новую победу восставшие одержали в долине реки По над наместником провинции Галлия. Путь через Альпы был свободен. Но тут Спартак изменил, планы и повернул на юг. Зачем?

Вопросы:

  1. У восставших был план ведения войны с Римом?
  2. По карте учебника на стр. 235 (или стр.237 в старом учебнике) проследите походы восставших.
  3. Было ли единство и согласие между рабами? (5 мин)

Мы завершаем работу. Во время своего ответа вы можете использовать текст документа, ответы давать полные.

Беседа по вопросам к документам.

Слушаем 1 отряд.

  • С чего и где началось восстание рабов?
  • Цель восставших? (Работа с картой.) (Слайд 5)
  • Чем были недовольны гладиаторы?
  • Предводитель?
  • Где устроили лагерь? (3 мин)

Давайте посмотрим на наш рабочий лист и найдем 1 пункт плана “Причины восстания”. Что бы назвать причины восстания, давайте выполним задание № 1 рабочего листа.

Слушаем ответ.

(Слайд 6)

(проверяем причины восстания) (2 мин)

Кто же такой Спартак? (Слайд 7)

О Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрителей. (2 мин)

Хорошо, выполните задание № 2 (рабочий лист).

Проверка задания (2 мин) (Слайд 8)

Вывод: Восстание рабов под предводительством Спартака, было сплочено и желало освободиться из под гнета рабовладельцев. (1 мин)

К Спартаку сбегались рабы со всей округи, и скоро собралось несколько тысяч человек лучших воинов. Римляне расположились у подножия Везувия. Но, ни как нельзя было подобраться к восставшим. И тогда римляне перекрыли единственную тропу для выхода. Восставшие сплели из лозы дикого винограда лестницы и ночью спустились с Везувия, зашли римлянам в тыл и разбили их. (1 мин)

(Слайд 9)

- Какие последствия имела победа рабов у Везувия?

(Первый успех воодушевил восставших: они не вернулись на Везувий, а стали громить имения Южной Италии, освобождая рабов).

– А теперь слушаем 2 отряд:

  • Какая задача стояла пред Спартаком?
  • По какому образцу организовал Спартак свое войско?
  • Из каких частей состояло войско Спартака?

Вывод: Армия Спартака становится великой и грозной силой. (2 мин)

слушаем ответы 3 отряда

  • У восставших был план ведения войны?
  • Почему повел свое войско на Альпы?

(Понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).

Походы восставших – работа по карте. (Слайд 10)

  • Было ли единство и согласие между рабами? (Нет, Крикс отделился).
  • Почему Спартак повернул? (победы вскружили головы восставшим, освободить всех рабов и остаться жить в Риме). (3 мин)

Новый план Спартака – на остров Сицилию.

- Как вы думаете, почему именно туда хотел направиться Спартак?

(Там множество рабов: а отряд нуждаемся в людях, в оружии и продовольствии.)

Удалось Спартаку осуществить свой план? Об этом мы узнаем, прочитав пункт 4 учебника стр. (Работа с учебником, стр. 237 п. 4) Читаем вслух. (Нет.) (3 мин)

Римский сенат осознал всю опасность, нависшую над Римским государством и принял решение.....

- А какое бы приняли решение, если бы присутствовали на заседании сената?

Решение Сената (НА ПОМОЩЬ Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл) (2 мин)

Спартак понимал, что объединившись, регулярная римская армия. Намного сильнее, чем напуганные рабы. И он принял решение: дать сражение в г. Апулии в 71 г. до н.э.

Восставшие сражались храбро, но силы их были не равны. Сам Спартак пал на поле боя.

Вот что пишет об этом Рафаэлло Джованьоли: “ 6 тысяч оставшихся рабов в живых были взяты римлянами в плен и распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги (от Капуи до Рима). (1 мин) (Слайд 11)

- Почему восставшие потерпели поражение? Чтобы ответить на этот вопрос выполните задание № 3 (рабочий лист).

(Слайд 12)

Давайте сделаем вывод о причинах поражения

Вывод: Восстание было жестоко подавленно, но оно положило начало освободительному движению по всей Италии. (2 мин)

IV. Закрепление.

А сейчас давайте закрепим полученные сегодня на уроке знания, в форме игры “Да – нет”. (Приложение № 3)

Инструктаж. Возьмите рабочие листы. Найдите игра. Я буду вам зачитывать вопросы, а вы должны напротив каждой цифры поставить да или нет, начинаем.

  1. Восстание Спартака началось в 74 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.)
  2. Спартак был родом из Греции? (Да – нет.)
  3. По мнению историков, Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.)
  4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)
  5. Последний бой Спартака произошел в Апулии в 71 г. до н.э.? (Да – нет.) (2 мин)

Слайд 13.

Проверьте себя и поставьте оценку

V. Домашнее задание. Слайд 14

  • Параграф 51, ответить на вопросы
  • Составить рассказ от имени гладиатора о бегстве гладиаторов из Капуи или о победе спартаковцев у подножия Везувия (1 мин)

VI. Подведем итог урока.

– Что вы узнали нового?

- Покажите на карте места сражений. (2 мин) Слайд 15.

V. Рефлексия.

21) Я предлагаю ценить вам наш урок, как мы с вами поработали:

  • если на уроке вам было интересно, вы узнали много нового и активно работали, выберите красную карточку;
  • если вам было не совсем интересно, вы многого не поняли, выберите зеленую карточку.

На доске дети приклеивают карточку выбранного цвета, после чего делается вывод по содержанию урока. (2 мин)

Вывод: Войско Спартака потерпело поражение, но это восстание дало начало новым освободительным движением на всей территории Римской империи.

Спасибо за урок, до свидания. (1 мин)

Литература.

  1. Бахтина О. И. Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира: пособие для учителя. – М: Просвещение, 1998.–95 с.
  2. Борухович В.Г. Хрестоматия по истории древнего мира.– Саратов: изд-во саратовского университета, 2005. – 414 с.
  3. Вигасин А. А. “История Древнего мира” 5 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений, Просвещение 2010 г.
  4. Годер Г. И. Задания и задачи по истории древнего мира: пособие для учителя.– М: Просвещение: учеб. дит., 1996. – 144 с., ил.
  5. Камышанова З.А., Камышанов К.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира.– Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 240 с., ил.
  6. Родиченко В. С. “Твой олимпийский учебник”, учебное пособие для  учреждений образования России, МФ и спорт, 2005 г.