Цели:
- показать важность для построения позитивных отношений между людьми;
- создание доброжелательной атмосферы, направленной на повышение внутригруппового доверия и сплочённости классного коллектива;
- показать значимость проблемы счастья для всей последующей жизни;
- воспитывать чувство оптимизма, любви к жизни, уверенности в себе, развивать творческие способности.
Оборудование: магнитная доска, мультимедийная техника.
Участники: ученики, классный руководитель, родители.
Ход мероприятия
I. Введение в тему.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть эта встреча принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами. Начать я хочу с небольшого видеоролика. (показ видеоролика.)
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
- Слепи мне счастье, — попросил человек.Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
- Почему ничего не ответил бог?
“Научить человека быть счастливым нельзя,
а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно”.
А.С. Макаренко
II. Основная часть. Тренинг для учеников и родителей.
Работа в группах.
Школьный возраст – важный период в психосоциальном развитии ребёнка. Ребёнок активно включается в разные виды деятельности, осваивает разные социальные роли. Его жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Будет ли счастлив.
Игра “Где живут мои чувства?”
Все наши чувства живут внутри нас. В нас живут чувства: Радость, Грусть, Интерес, Страх, Злость, Любовь.Каждое чувство живет в своем доме.
Перед вами силуэт человеческой фигуры. Мы попробуем сейчас определить, в каком именно месте живут ваши чувства.
Представьте себе, что вы сейчас очень злитесь на кого-нибудь или что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Почувствуйте, где находится ваша злость в вашем теле? Как вы ее ощущаете? Может, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте красным карандашом место, где вы почувствовали злость.
Представьте, что вы чего-то испугались. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? Заштрихуйте это место черным карандашом.
А теперь вспомните, от чего вы грустите? Где находится ваша грусть?
Возьмите синий карандаш и закрасьте это место.
Представьте, что вы сейчас чему-то сильно радуетесь, вам легко, весело.
Где живет ваша радость? Заштрихуйте это место желтым карандашом.
Вспомните тех, кого вы любите? Что вы чувствуете при этом? Где вы почувствовали любовь, в каком месте она у вас живет. Возьмите зеленый карандаш и заштрихуйте это место.
Посмотрим, что у нас получилось. Все фигурки разные. Почему?
Вывод: Мы все очень разные и чувствуем, тоже по-разному.
– Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы.
(На магнитной доске появляется мальчик.)– Это житель нашей планеты, но почему он грустный?– Что ему нужно для счастья?
Игра“От чего вы бываете счастливы?”
(Цель: Рефлексия позитивного эмоциональною состояния родителя, ребенка и актуализация состояния общего эмоционального подъема.Рефлексия родительских чувств и чувств ребенка.)
Участникам предлагается ответить на вопросы: Представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья. Опишите его. Я буду задавать вопросы о счастье, а вы - отвечать.
- Как оно выглядит, форма?
- Какого оно цвета?
- Что вы ощущаете, прикасаясь к нему?
- Какой оно излучает аромат?
- Какое оно на вкус?
(Упражнение выполняется 5 минут. Далее, анализируя совпадение моментов счастья детей и родителей, каждый участник отвечает на вопрос: “Возможно ли общее счастье?”) Обмен мнениями, впечатлениями.
Вывод: Каждый человек- это определенная нота, в которую в нас заложила судьба. Мысли человека — еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит — это и называется счастьем.
– К сожалению, наше окружение не всегда делает жизнь счастливой. Не всегда мы хотим прийти на помощь в трудную минуту, помочь добрым словом и советом. Часто своей грубостью, злостью, нетерпимостью мы делаем ещё больней своим родителям, друзьям, одноклассникам.
Игра “Слова, которые ранят” / “Слова, которые лечат”
1 этап. “Слова, которые ранят”. Ведущий просит участников назвать слова и выражения, критические обидные замечания, которые могут причинить человеку страдание, боль, но, к сожалению, которые дети слышат друг от друга. Ведущий записывает эти слова на доску.
2 этап. “Слова, которые лечат”. Ведущий просит назвать слова и выражения, которые приносят облегчение, радость, вызывают хорошее настроение и уверенность в своих силах. С помощью таблицы ребята определяют качества, которыми должны обладать, а качества, которые мешают жить в мире и согласии друг с другом, зачеркивают.(В пустые клеточки с помощью родителей вписывают положительные качества.)
умный | глупый | злой | чуткий | внимательный |
смелый | честный | врун | отзывчивый | жадный |
грубый | добрый | ябеда | насмешник | справедливый |
терпеливый | надежный | верный | решительный | жадный |
Вывод: Слово может ранить и даже убить, а может вылечить.
- А что может без слов помирить?
- Давайте попробуем отгадать, о чем или о ком идет речь?
- Она ничего не стоит, но многое дает.
- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
- Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда. (Улыбка)
(Ученица рассказывает стихотворение)
Мне сказали слово злое,
Грустно стало на душе,
Захотелось мне, не скрою,
Злом ответить, и ужеНачала я хмурить брови,
Злое слово подбирать.
Но подумала: любовью
Надо раны врачевать.И тогда, чтоб ты не дулась,
Не взлетала высоко,
Я взяла и улыбнулась.
Стало вдруг легко-легко...
– Правильно, прежде чем отвечать на обиду, подумайте, следует ли опускаться до обиды. Ведь обида лежит где-то низко и к ней нужно наклониться, чтобы её поднять. Может, стоит просто улыбнуться?!
- Подумайте, что мы еще можем сделать, чтобы у наших друзей и близких появилась улыбка на лице и поднялось настроение (сказать хорошее доброе слово – комплимент).
Игра “Комплименты” (Цель: создание доброжелательной атмосферы; повышение внутригруппового доверия).
Ход игры: Участники встают в круг. Тот.у кого в руках мяч, говорит кому-нибудь. из участников игры комплимент и бросает ему мяч. Второй игрок благодарит затем говорит комплимент уже кому-нибудь другому. Причем комплимент бывает не только по поводу внешности, но и делах. После игры нужно выяснить, какой комплимент понравился больше других.
Обсуждение:
– Скажите, приятно делать комплименты или плохие поступки?
Вывод: Улыбка и доброе слово может примирить даже самых заклятых врагов.
"Если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам” (Ученица рассказывает стихотворение)
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Путь к добру - это трудный путь, но он ведет к счастливой жизни. А если в сердце появилась злость к человеку, нужно постараться с ней справиться.
Игра “Ладошки”
Каждый участник обводит на листке бумаги контур своей ладошки. В центре пишет имя. Затем передает листочек соседу справа, и тот пишет на листочке вокруг нарисованной ладони какое-нибудь пожелание или комплимент. Так каждый листочек передается по кругу и возвращается владельцу с адресованными ему многочисленными надписями, пожеланиями.
Вывод: Ребята сегодня мы доказали, что внимательное, доброе отношение друг к другу делают чудеса, а самое главное делает нас счастливыми.
III. Итог.
- Помни: Рецепт счастья: возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошенько перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.”(И. Беляева)
- Был вопрос, ответ искали
И по капли собирали,
Разное у всех оно
Получилось как в кино
Вот в руках у нас синица,
А в мечтах у всех жар-птица.
Мы её поймать хотим,
И за ней вперёд летим
Хоть оно так быстротечно,
Но, а всё же счастье вечно!
- Желаю вам счастья и здоровья!
Литература.
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. — М., 2007.
- Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. — М., 2002.