Занятие по экологии на тему "В царстве Золотой рыбки"

Разделы: Экология


Занятие по экологии для детей 9-10 лет

Тип занятия: проверка и оценка знаний и умений обучающихся по теме “животный мир водоемов Кемеровской области”.

Цель: разностороннее развитие обучающихся средствами экологической деятельности.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания обучающихся о представителях водных животных Кемеровской области;
  • Закрепить навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоеме; формировать умение предвидеть последствия воздействия человека на окружающую среду.
  • Развивать экологическую культуру обучающихся, творческие способности и художественный вкус, память, внимание, умение самостоятельно работать с литературой, умение анализировать и находить выход из проблемных ситуаций; учить совместной и самостоятельной работе; умению слушать других; развивать эмоционально-чувственную сферу; артистические способности.
  • Воспиывать бережное отношение к рекам и озерам, их обитателям; любовь к родному краю.

Ход занятия

- Если быстро раскрутить глобус (показать), покажется, будто он одного цвета – голубого. А голубым, как вы знаете, изображают... (воду), без которой не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем.

- Какую роль играет вода в жизни растений, животных и человека?

(Вода – одно из самых важных для человека веществ. Его организм больше чем на половину состоит из воды. Без пищи человек может прожить больше месяца, а без воды – всего лишь несколько дней. Растения увядают и гибнут. Животные, если их лишить воды, быстро погибают.)

- Где есть на глобусе вода?

(Вода – в океанах и морях, реках и озерах, под землей и в почве).

- Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожай садов и полей. Но она не только всех поит, воды богаты разнообразными живыми организмами. В том числе и реки нашей Кемеровской области.

Покажите на карте самые крупные из них. (Работа с картой).

А вот какие водные жители обитают в этих реках, давайте посмотрим.

(Сценка по мотивам сказки А.С. Пушкина “О золотой рыбке”.)

Автор. Жили-были старик со старухой на берегу самой большой реки Кемеровской области. Однажды забросил старик в реку невод. Пришел невод...

Старик.(удивляясь и перечисляя вслух содержимое “улова”, находящегося в неводе). С тиной, с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Автор.(грозно). Он второй раз забросил невод. Пришел невод...

Старик.(печально). С рваным башмаком и изношенной шиной.

Автор.(с надеждой). В третий раз забросил он невод. Пришел невод...

Старик.(радостно). С одной рыбкой. Да не с простою, а с золотою.

Автор. Заговорила рыбка человеческим голосом, взмолилась.

Рыбка.(жалобно). Не отпускай меня, старче, в реку. Одна я совсем там осталась, все мои слуги погибли.

(обращаясь к ребятам).

Ребята! Трудно стало жить в реке:
Томи, Кие и Ине.
Ах, судьба моя жестока –
Негде спрятаться от стока!
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
В речке чистой я жила
И красавицей слыла.

А теперь краса угасла
Из-за дизельного масла.
Я сегодня изменилась.
Будто 200 лет не мылась,
В пятнах краски чешуя...
Ох, не выживу и я!
Помогите мне, пожалуйста!

Давайте оставим рыбку в нашем водоеме, который мы изготовили на предыдущем занятии. (Макет водоема). Рыбка, оставайся у нас. В нашем водоеме вода чистая и голубая.

- Ребята, как вы думаете, почему стали грязные реки и озера, где плавала золотая рыбка? Какие источники загрязнения вод вы знаете?

(На доске появляются карточки).

 - А чтобы реки и озера всегда оставались чистыми, давайте вспомним правила охраны водоема. Слайд 1.

Презентация.

(Во время ответов детей появляется запись на экране).

  • не сбрасывать в водоемы бытовой мусор;
  • не мыть в них транспорт – машины и с/х технику;
  • построить новые очистные сооружения;
  • использовать для очистки воды живые организмы;
  • не вырубать леса вокруг водоемов;
  • экономно расходовать воду.

- А как вы понимаете это? (Улитки и прудовики – настоящие живые фильтры. Пропуская через себя воду, они очищают ее. Животными-фильтрами также являются беззубка и перловица. Они прогоняют через себя за сутки до 30 литров воды. Фильтруют воду и небольшие рачки, обитающие на поверхности водоемов).

- А теперь проверим, как вы умеете вести себя у водоема.

Я читаю строки стихотворений, если вы согласны с их содержанием, отвечайте дружно “Это я, это я, это все мои друзья”. Если не согласны – молчите.

Кто, придя на водоем,
Лилии срывает в нем?

Кто бутылки не бросает,
Водоем не загрязняет?

Кто на глади зеркальной, речной
Не нарушает уток покой?

Вот незнакомый водоем,
Будем мы купаться в нем.
Если ловим мелкую рыбешку,
То мы ее бросаем кошке.

Мы улиток охраняем,
Прудовиков не обижаем.

Мы кувшинки охраняем,
И рогоз не обрываем.

- Молодцы, теперь я уверенна, что вы будете правильно вести себя у водоема.

- Ребята, в царстве Золотой рыбки много подданных, рыбы – самое многочисленное сословие из них. Перечислите, каких вы знаете рыб, обитающих в водах Кемеровской области.

Золотая рыбка.

Ребята, а что вы знаете о рыбах?

(Доклад обучающихся, в сопровождение показа слайдов 2-15). Приложение 1.

- А теперь я хочу посмотреть, как вы внимательно слушали. Ответьте на мои вопросы.

(Викторина). Приложение 2.

- Ребята, что-то наша рыбка загрустила, скучно ей стало совсем одной в ее царстве. Давайте вернем ее слуг. Мы их сделаем своими руками.

Технология изготовления рыб из ракушек. Слайд 16-20.

Физ.мин.

Давайте немного отдохнем и прогуляемся на пруд.

Мы пойдем гулять на пруд.
Сколько много там подруг.
Бабочки нарядные
Крылышками машут.
Светит солнце ярко,
Стало очень жарко.

Улыбнулись, повернулись,
На носочках потянулись.
Ноги выше – топ, топ, топ.
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Солнце припекает,
В воду мы ныряем.
Мы по озеру плывем,
На подводный мир взглянем.
Долго плавать нам нельзя,
На занятие пора, друзья!

- Давайте повторим технологию выполнения работы. Слайд 21.

(Звучит музыка. Дети работают. Индивидуальная помощь педагога.)

(Самооценка).

- Если вы считаете, что ваша работа выполнена аккуратно, без ошибок, то возьмите белую рыбку, а если думаете, что есть какие-то недочеты, то возьмите синюю рыбку.

- Ребята, кому понравилось помогать Золотой рыбке, слушать доклады своих одноклассников, участвовать в викторине, давайте вернем ее подданных в водоем. Сначала девочки, теперь мальчики.

- Золотая рыбка, теперь ты довольна, останешься у нас?

Золотая рыбка.

Вот вы живете на суше, и вам кажется, что суша – это самый лучший дом. А жители моего царства даже не представляют, как можно жить, когда вода очень грязная. Слайд 22.

- Посмотришь на реку
И кажется, в ней
Нет ни мальков,
Ни окуней.
Только бежит
Голубая вода,
Петляя по лугу,
Неизвестно куда.

Золотая рыбка.

Но если поглубже
В нее заглянуть,
С маской и трубкой
Тихонько нырнуть,
Сразу увидишь,
Что это не так.
Вот под корягою прячется рак,
Налим под колоду забрался,
А это –
Огромная щука
Плывет, как ракета.
- У кручи подмытой
На дне хрящеватом
Лещ отдыхает –
Стоит, как лопата.
В затоне лини копошатся в грязи,
На солнце сверкают боками язи,
Мелькают густерки, ельцы и ерши...

Золотая рыбка.

Река ведь не просто течет и течет,

Вместе.

Она интересною жизнью живет!

Золотая рыбка.

Спасибо вам, ребята, за помощь. Мне у вас очень понравилось!