Цель: повышение педагогических знаний родителей в вопросах оздоровления детей; формирование ответственности за здоровье своих детей, мотивации на здоровый образ жизни.
Задачи:
- Познакомить родителей с видами здоровьесберегающих технологий, подвести к пониманию определения “здоровье”.
- Углубить знания родителей о пользе здоровьесберегающих методик, отработать их на практике.
- Создать психологический комфорт, вызвать желание и интерес к совместному сотрудничеству в вопросах оздоровления детей.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
- оформить фотовыставку “Нам болезни не страшны, с физкультурой мы дружны”;
- оформить выставку литературы по закаливанию, физическому развитию, оздоровлению, здоровому питанию;
- провести анкетирование родителей;
- записать на видео высказывания детей о здоровье;
- сделать медали “За воспитание малышей-крепышей”;
- приготовить для каждого родителя памятки различных методов оздоровления детей;
- подготовить кроссворд “Здоровье”;
- оформить зал по тематике мероприятия, написать пословицы и поговорки о здоровье, приглашение для родителей.
2. Этап проведения мероприятия Ведущий.
Тема нашего мероприятия “Уроки здоровья”. Определиться с темой помогли анкеты, из которых мы узнали о вашем уровне знаний, запросах и интересах по данной проблеме. Сегодня мы сообща попытаемся ещё раз поговорить об актуальной проблеме здоровья, обсудить новые способы физического развития и оздоровления наших детей.
Для того чтобы нам сблизиться проведем тренинг “Знакомство” (греческий танец “Сиртаки”).
Затем участникам мероприятия предложить в парах составить из заготовок на ватмане пословицу или поговорку о здоровье и всем вместе проговорить.
- Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень съест.
- Горьким лечат, а сладким калечат.
- Болен лечись, а здоров берегись.
- Будет здоровье - будет всё.
- В здоровом теле - здоровый дух.
- Здоров буду и денег добуду.
- Дал бы бог здоровье, а счастье найдём.
- Береги платье снову, а здоровье смолоду.
- Аппетит от больного бежит, а к здоровому катиться.
- Здоровье всего дороже, да денег тоже.
Ведущая предлагает родителям отгадать кроссворд “Здоровье”.
Вопросы к кроссворду:
1 Комплекс гимнастических упражнений, выполняемых обычно утром (зарядка).
2. Двух - или трёхколёсное приспособление для езды, проводимое в движении педалями (велосипед).
3. Вид закаливания, основанный на ходьбе босиком по разным поверхностям (босохождение).
4. Спортивный атрибут, применяемый для вращения вокруг талии, и не только (обруч).
5. Напиток на основе целебных травяных отваров (фиточай).
6. Органическое вещество, очень полезное для здоровой жизнедеятельности (витамины).
7. Цель для тренировочной стрельбы (мишень).
8. Спортивное устройство для тренировки определённой группы мышц (тренажёр).
Что же включает в себя понятие здоровье? Послушаем, что говорят об этом ваши дети (видеозапись - высказывания детей).
Продолжим наши рассуждения на тему, что такое здоровье?
Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой очень важно иметь здоровье. “Здоровье - не всё, но без здоровья - ничто”, - говорил мудрый Сократ.
В уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что здоровье это не только отсутствие болезни, травм, физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет тенденцию к ухудшению. И речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособительных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений - детские неврозы. Как сделать, чтобы ребёнок не терял здоровье, чтобы его сохранить и укрепить? Здоровье детей -забота всех нас взрослых. Поэтому проблему здоровья надо решать комплексно и всем миром. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
Ну, а каков он, по вашему мнению, здоровый ребёнок? (высказывания родителей).
Прежде всего, здоровый ребёнок, если и болеет, то очень редко и ни в коем случае не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относиться к окружающим его людям - взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных качеств, проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребёнок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и селён. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребёнку не страшны, т.к. он закалён, его система терморегуляции хорошо тренирована, поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребёнок не имеет лишней массы тела. Конечно, идеально здорового ребёнка сегодня встретишь не часто, но наша с вами задача совместными усилиями к этому стремиться. Необходимо помнить, что дошкольное детство - самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Но результат будет гарантирован только при условии, если проблема оздоровления решается совместно сотрудниками детского сада, медицинскими работниками, родителями. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название “здоровьесберегающие технологии”. На сегодняшнем занятии мы познакомим вас с тремя видами здоровьесберегающих технологий:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
К ним относятся такие формы работы как: бодрящая гимнастика после дневного сна, игровой час, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, пальчиковая гимнастика, дорожки здоровья, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
К ним относятся такие формы работы как: физкультурные занятия, занятия по здоровому образу жизни, утренняя гимнастика, спортивные игры, точечный массаж, физкультурные досуги, праздники, кружковая работа, плавание.
3. Коррекционные технологии
К ним относятся такие формы как: ЛФК, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, песочная теропия, психогимнастика, артикуляционная гимнастика.
На сегодняшней встрече наши воспитатели и специалисты расскажут вам о пользе тех оздоровительных методик, которые мы применяем с нашими воспитанниками. В комплексе они оказывают положительное воздействие как на физическое, так и на психическое здоровье детей.
Педагоги рассказывают о пользе, применяемых методик и практически отрабатываю их с родителями:
1. Двигательная активность
Двигательная активность - естественная потребность ребенка, такая же важная, как сон и еда. Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечивать ему от 6 до 13 тысяч движений в день. В детском саду организации двигательного режима уделяется большое внимание. Этому служат: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самостоятельная активность детей в спортивных уголках в группах, досуги, динамические паузы на занятиях, чередование статических и динамических видов занятий, подвижные игры на прогулках и др.
Важным условием укрепления здоровья ребенка является выполнение единого двигательного режима в детском саду и дома.
В выходные дни этот вопрос можно решить с помощью занятий спортом, активного отдыха.
Предлагаю Вашему вниманию один из видов игровой утренней гимнастики. Наши дети очень активны и поэтому, выходя на прогулку, возьмите с собой спортивный инвентарь.
Вот проснулся глазик, а за ним другой,
Будем просыпаться всей семьей.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся. (всем встать в круг, взяться за руки)
Солнце встало за окошком,
Потяни к нему ладошки, (потянуться руками наверх)
Руки выше поднимаем,
А потом их опускаем (опустить руки вниз, повторить 5-7р.)
Чтоб была красивой спинка,
Надо сделать нам разминку.
Руки в стороны, по швам,
И согнулись пополам (наклониться вниз, достать руками до пола)
Друг на друга поглядим,
И все снова повторим. (повторить 5 р.)
Тик - так, тик- так,
Ходят часики вот так! (руки на поясе, ноги на ширине плеч, выполняют наклоны влево - вправо)
На одной ноге, как цапля,
Постоим сейчас, ребята.
Надо ножку поменять,
И на другой теперь стоять, {стоять поочередно на правой, левой ноге)
Будем вместе приседать -
Раз, два, три, четыре, пятъ, (приседать, вытянув руки вперед)
Колобок, колобок,
У него румяный бок. (присесть, обхватить колени руками, выполнить )
По тропинке, по дорожке
Будут прыгать наши ножки, (прыжки на двух ногах)
А теперь давайте вместе
Мы устроим бег на месте.
Раз, два, три начинай,
От меня не отставай! (бег на месте)
Вдох и выдох, наклонились,
Всем спасибо, потрудились! (глубокий вдох, выдох, наклон)
2. Пальчиковая гимнастика
Люди давно заметили, что движения пальцев и рук, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. И придумали народные пальчиковые игры. А уже в наше время, ученые доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Использование пальчиковых игр повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Мысль, глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.
Часто от родителей можно услышать, что раньше пальчиковую гимнастику никто не применял, с нами так не играли. Да, действительно. Но раньше не было таких благ цивилизации у детей, как сейчас - липучки, молнии, кнопочки. На одежде и обуви были пуговички и шнурочки, которые нужно было ребенку самому застегивать и зашнуровывать. Поэтому к моменту поступления в школу детские пальчики были натренированными, ловкими, умелыми, подвижными и правильно могли держать ручку, и красиво выводили буквы.
В связи с этим мы в детском саду каждый день по 3-4 раза с детьми играем с пальчиками, сопровождая движения одновременным проговариванием рифмованных строк.
Предлагаем и Вам поиграть. Игра называется “Засолка капусты”:
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем,
В баночки закладываем.
Детям нравятся пальчиковые игры. Поэтому и Вы можете дома заниматься пальчиковой гимнастикой со своим ребенком, тем более, что для ее выполнения требуется минимум времени - 5-19 минут, не нужны никакие специальные “инструменты”, кроме пальчиков, и при этом развиваются мышцы пальчиков, развиваются речевые умения, формируются навыки, необходимые для обучения в школе.
Для Вас мы приготовили Памятки с разными пальчиковыми играми, которыми можно воспользоваться во время Ваших занятий с детьми.
Спасибо за внимание. Желаю успехов!
3. Гимнастика для глаз
Жизнь ребенка сложна и многогранна. Она вводит его в мир природы, науки, искусства и общественных явлений.
И о необходимости иметь хорошее зрение говорить излишне. А сегодня эта проблема актуальна, у многих детей в дошкольном возрасте наблюдается нарушение зрения. Для охраны зрения детей важна правильная в гигиеническом отношении организация занятий в домашних условиях.
Дома дети особенно любят рисовать, лепить, а в более старшем дошкольном возрасте читать, писать, заниматься с детским конструктором, компьютером. Эти занятия требуют постоянного напряжения зрения. Поэтому взрослые должны следить за характером деятельности ребенка. Сегодня мы познакомим Вас с одним из комплексов гимнастики для глаз. У ребенка зайка на палочке. Дети выполняют движения по тексту.
Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый взглядом увидал.
Зайка - вправо, зайка - влево.
Ах, какой зайчонок смелый!
(Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении) Зайка скачет вверх и вниз. Ты на зайку оглянись.
Зайчик спрятался от нас {прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое плечо, затем через левое) Отрывать не надо глаз. (Закрывают глаза на несколько минут).
4. 3акаливание
Что же такое закаливание? Закаливание - это тренировка иммунитета кратковременными Холодовыми раздражителями. Когда-то давно люди были намного закаленнее нас, дети бегали в одних рубашках и ходили босиком даже в лютые морозы.
Закаливающие мероприятия проводятся средствами воды, солнца и воздуха.
Поговорим о закаливании водой. Любое закаливание необходимо начинать с щадящего, мы не можем начать сразу с моржевания или обливания холодной водой. Поэтому существует последовательность закаливания водой:
- Умывание лица и рук прохладной водой от 2Т до 16и;
- Обливание стоп и растирание их полотенцем, начиная с 28° и доводить до 15°, снижая температуру через 2-3 дня на 1-3°;
- Ходьба босиком по мокрым дорожкам.
- Ежедневное обливание теплой водой перед сном (36°).
Немного о воздушном закаливании. Ребенок дошкольник очень чувствителен к недостатку свежего воздуха. Он становится вялым, раздражительным. Именно поэтому, прогулки на свежем воздухе необходимы в любое время года до 2 часов, а летом большую часть дня проводить на свежем воздухе.
В детском саду в теплое время года утреннюю гимнастку и физкультуру мы проводим на улице, в зимнее время - в хорошо проветренном помещении, дети в облегченной одежде и босиком.
Что же касается солнечного закаливания, умелое использование солнечной энергии оказывает положительное влияние на организм. Под воздействием ультрафиолетовых солнечных лучей в коже ребенка образуется витамин Д, который имеет большое значение для роста и развития ребенка. Но, необходимо быть осторожными с принятием солнечных ванн, их длительность не должна превышать 5-7 минут в первый раз, постепенно увеличивая на 2-4 минуты. Во время принятия солнечных ванн ребенок не должен лежать, он должен двигаться, играть в спокойные игры.
Закаливание не может проходить от случая к случаю. В этом деле важна система. Необходимо учитывать возраст ребенка, особенности его здоровья, время года. Иначе, закаливающие процедуры не принесут пользы.
Одним из эффективных методов закаливания является “босохождение”. Еще в Древней Греции “босохождение” было культом, а дети получали право на ношение обуви с 18 лет.
А знаете ли вы, что подошвы ног - это один из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. Ноги являются своеобразным щитом с 72 тысячами нервных окончаний. Раздражение активных точек стопы является профилактикой многих заболеваний. В детском саду мы с детьми ходим босиком по коврикам Здоровья. Предлагаю и вам пройтись по коврикам, ощутить влияние внешних раздражителей.
Большое спасибо за внимание. Будьте здоровы!
5. Ароматерапия, фиточай
У современных детей есть много того, о чем мы могли только мечтать: разнообразные сладости, красивая одежда, игрушки, компьютеры. Дети больше времени проводят дома, меньше гуляют, как следствие больше устают. Их неокрепшие организмы получают слишком много ненатуральных веществ: из воздуха, воды, пищи, синтетических лекарств и витаминов. Но есть такое чудо природы - травы. Это сильное и доброе средство.
Сегодня ароматерапия широко используется и позволяет обеспечить профилактику и лечение многих заболеваний у детей и взрослых с помощью лекарственных растений и натуральных масел. Ароматерапию можно осуществлять в каждой квартире. Для этого можно сделать небольшие подушечки и наполнить их сухими травами. Можно взять один компонент, а можно составить композицию “букеты запахов”.
Как правильно выбрать растение
- Если ребенок вялый и пассивный, его активизируют ароматы жасмина, лаванды, мяты, аниса. К тому же они стимулируют работу мозга и развитие умственных способностей.
- Противомикробным действием обладает ромашка аптечная, лепестки розы или шиповника.
- Шалфей лекарственный хорошо помогает при простудных и кожных заболеваний.
- Листья береза, тополя, пижмы эффективны при простудных заболеваниях, ОРЗ, гриппе.
- Стимулирующее действие окажет запах гвоздики, лаврового листа, смородины, рябины.
- Запахи апельсина, мандарина, валерианы, лимона, герани, душистой розы - подействуют успокаивающе.
В холодное время года душистые подушечки или пучки трав создадут в комнате атмосферу летнего луга, хвойного леса, прогонят зимнюю сонливость.
Фиточай оказывает такое же воздействие, как и ароматерапия, его мы практикуем в осенне-зимний период.
Сегодня я Вам предлагаю продегустировать 2 рецепта фиточая.
- Для бодрости: лист смородины, душицы, мелисы, мяты.
- Общеукрепляющий: отвар шиповника с медом.
6. Музыкотерапия
Технология музыкального воздействия или музыкотерапия благотворно влияет на состояние здоровья человека в целом.
Наукой доказано, что правильно подобранная музыка имеет различного рода воздействие:
- лечебно-оздоровительное, в результате которого повышаются защитно - иммунные свойства организма;
- психокоррекционное - нормализует состояние человека;
- психотерапевтическое — действует на сознание человека, изменение его установок и исцеление от определённых психических болезней;
- психогигиеническое - прививает определённые психические навыки, способствует избавлению от стрессов, предохраняет от возникновения конфликтов.
Технология музыкального воздействия широко применяется в жизни наших воспитанников. Так, стали традиционными прослушивание музыки во время укладывания детей на дневной сон. Используется музыка известных отечественных и зарубежных композиторов (“Аве Мария” Ф.Шуберт, “Ноктюрн” Ф.Шопен, “Лунный свет” Дебюсси, “Лебедь” Сен-Санc, “Осенняя песнь” П.Чайковский). В результате, ребёнок расслабляется, успокаивается и быстрее засыпает.
Для поднятия настроения используем музыку стимулирующего характера на занятиях, во время проведения утренней гимнастики и других мероприятий. У детей повышается тонус, появляется уверенность и в целом создаётся эмоционально - положительный настрой. (“Маленькая ночная серенада” В.Моцарт, “Шутка” И.Бах, вальсы Штрауса, “Праздничная увертюра”Д.Шостакович, “Вальс - шутка” Ф.Шопен.
Вам предлагаю памятку с перечнем музыкальных произведений, которые вы можете использовать в качестве слушания как сами, так совместно с вашими детьми. А также в саду собрана фонотека с данными произведениями, которой вы можете воспользоваться.
Сейчас Вашему вниманию предлагаю послушать замечательный вальс Штрауса и приглашаю всех на танец.
Вручить родителям медали “За воспитание малышей-крепышей”.
Предложить родителям дать оценку прошедшему мероприятию “Мешочек пожеланий”:
- красный круг (оценка отличная, с пользой дела);
- зелёный круг (оценка удовлетворительная, так себе);
- жёлтый круг (оценка неудовлетворительная, время прошло зря). Родители высказывают свои впечатления и пожелания.
Ведущий:
Берегите здоровье друг друга,
Мы - природы малая часть,
Вы кому-то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили на час.