Цель: показать зависимость развития растения от среды обитания.
Задачи:
- Учить сочинять сказку экологической направленности, используя метод “морфологического анализа”; прием “оживления”.
- Пополнить знания детей о растениях родного края.
- Развивать познавательный интерес.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе.
Предварительная работа: беседы с детьми о различных местах произрастания растений (в поле, на лугу, в лесу, на клумбе). Рассматривание иллюстраций с различными растениями (культурными, дикорастущими).
Подготовка: картинки с изображением растений: василька, подорожника, папоротника, георгина. Картинки с изображением поля, леса, обочины дороги, клумбы. “Морфологическая таблица”. На каждого ребенка лист бумаги А4 и карандаш. На каждого ребенка карточки с изображением различных растений.
Ход занятия
1 часть: Дети сидят полукругом. Перед ними “морфологическая таблица”.
- Далеко за городом, где не слышно шума машин, голосов людей находилось поле. Какие растения можно встретить в поле? (ответы детей). (Воспитатель выставляет на один конец “морфологической таблицы” изображение поля).
- Да, в поле растут колосья пшеницы, ржи, льна, гречихи и других злаков. А между золотых колосьев встречаются васильки. Вот и на нашем поле рос василек. (Воспитатель выставляет на “морфологической таблице” изображение василька).
- Василек был очень капризный, считал себя самым красивым растением и любил только себя. Однажды он заявил, что ему надоело жить среди колосков, и он отправляется в путешествие. Долго шел василек, пока не оказался на обочине дороги. (Воспитатель выставляет изображение обочины дороги).
- Кого мог василек встретить на обочине дороги? (дети перечисляют). (Воспитатель выставляет изображение подорожника). Обрадовался василек, что он здесь не один и решил остаться возле дороги.
- Как вы думаете, хорошо или плохо жить возле дороги? Почему хорошо? Почему плохо? (ответы детей).
- Что, по вашему мнению, рассказал васильку подорожник о своей жизни на обочине дороги? (ответы детей).
- Да, неблагоприятные условия жизни возле дороги. Постоянно движется транспорт, от которого шумно и пыльно. По обочине ходят люди и животные, которые могут наступить на растение. Чтобы выжить в таких условиях, растению необходимы сильные корни и плотные стебель с листьями. Приуныл василек, опустил головку.
- Как вы думаете, что стало происходить с васильком? (запылился, засох).
- Решил василек идти дальше. Свернул он с дороги в лес. В лесу прохладно, дышится легко. Решил василек остаться в лесу. (Воспитатель выставляет на “морфологической таблице” изображение леса).
- С какими растениями встретился василек в лесу? (ответы детей).
- Что рассказал васильку папоротник о лесной жизни? (ответы детей).
- Да, в лесу спокойно, тихо, прохладно. Всюду слышны легкие шорохи, щебетание птиц. Воздух влажный, потому что много растений и мало солнечного света.
- Как вы думаете, хорошо или плохо для василька жить в лесу? Почему хорошо? Почему плохо? (ответы детей).
- Стоит василек в лесу, наслаждается тишиной и прохладой. Только почему-то стали листья его бледнеть.
- Как вы думаете, отчего это стало происходить? (не хватает солнечного света).
- Расстроился василек от того, что стал бледным и неприметным и решил идти дальше. Шел василек долго, устал и добрался до большого города. В самом его центре он увидел большую клумбу с красивыми цветами.
- Какие растения василек встретил на клумбе? (ответы детей). (Воспитатель выставляет на “морфологической таблице” изображение клумбы).
- Какие ваши предположения, что рассказал георгин о своей жизни? (ответы детей).
- Да, жизнь на клумбе для растений благодатная: пропалывают сорняки, удобряют землю. Каждый день растения поливают.
- Как вы считаете, понравилось васильку жить на клумбе среди красивых, пышных растений? (ответы детей).
- Понравилось васильку жить на клумбе. Комфортно стало его корешкам. Снова стали яркими и сочными его цветок и листья. Стоит василек на клумбе среди таких же гордых и ярких растений и стало ему грустно.
- Как вы думаете, отчего загрустил василек? (ответы детей).
- Загрустил василек от того, что никто на него не обращал внимания. Каждый цветок любовался только собой. И решил он отправиться домой на родное поле. Долго шел и увидел, наконец, золотые колоски. (Воспитатель выставляет на “морфологической таблице” изображение поля). Колоски весело закивали своими головками, приветствуя василек, и он радостно поспешил к ним. Солнышко нежно его грело. Колосья прикрывали его от ярких солнечных лучей, и подумал василек, что нет ничего лучше, чем те места, где ты родился и вырос. Не зря говорят в народе, “где родился, там и пригодился”.
Физкультурная минутка:
Игра малой подвижности “Раз, два, три, ко мне беги”. У детей в руках карточки с изображениями различных растений. Воспитатель называет какой-то признак растения, а дети, найдя данный признак у растения на своей карточке, выбегают к воспитателю. Например, воспитатель говорит: “Раз, два, три, у кого растения с круглыми листьями, ко мне беги”. “Раз, два, три, у кого растения луга, ко мне беги”. “Раз, два, три, у кого растения с голубыми цветами, ко мне беги” и так далее.
2 часть: Воспитатель предлагает детям, пользуясь изображениями на “морфологической таблице”, схематически изобразить ход сказки и рассказать ее самостоятельно. Заслушивается рассказ 2-3 детей.