Урок технологии: "Моделирование фартука. Подготовка выкройки к раскрою"

Разделы: Технология


Тип занятия: комбинированный

Цели:

  • познакомить учащихся с процессом создания новых моделей;
  • расширить представления учащихся о композиции в одежде.

Задачи (образовательная, развивающая, воспитательная):

Образовательная:

  • формирование у учащихся представлений о художественном и техническом моделировании, расширение знаний о гармоничном сочетании деталей по форме, цвету и рисунку ткани, характеру отделки.

Развивающая:

  • продолжение формирования интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать), развитие умений учащихся применять полученные знания конкретно на практике, развивать инициативу учащихся.

Воспитательная:

  1. воспитание у учащихся интереса к обучению, эстетический вкус, развитие культуры речи.

Оборудование:

  • плакаты "Линии фигуры", "Модели фартуков";
  • рисунки с изображением фартуков:
  • лекала деталей фартука в М 1:4;
  • чертеж фартука в М 1:1;
  • готовые фартуки разных фасонов;
  • цветовой круг и таблицы с различными цветовыми сочетаниями:
  • линейки, ножницы, карандаши;
  • мультимедийное (проектор, компьютер), компьютерная презентация (Приложение 1).

Дидактические материалы: учебник, карточки с заданием, карточка - памятка, инструкционная карта (Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6).

Ход урока

Этап занятия Цель Компетенции Методы Формы Образовательные ресурсы
Знания Умения
I. Организационный момент Настроить на учебную деятельность Влияние цвета на человека Оценивать своё эмоциональное состояние Зрительное восприятие, анализ Фронтальная Презентация Слайды №2-6
Деятельность учителя Деятельность ученика
Обращает внимание на особенности восприятия человеком различных цветов. Цветовое решение окружающей среды, определяют настроение и самочувствие человека. Выбирают цвет карточки, отражающий их эмоциональное состояние.
II. Постановка темы и целей урока Определение темы и целей урока Алгоритм изготовления фартука Формулировать задачи урока Анализ Фронтальная Модели фартуков
Деятельность учителя Деятельность ученика
Организует введение в тему урока. Беседует с учащимися. На прошлых уроках мы построили чертеж фартука, нарисовали эскизы фартуков.

Сегодня нам предстоит новый вид деятельности. Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

Прочитайте тему урока. Выскажите свои предположения.

Что является необходимым для достижения цели?

Читают, записанную на доске, тему урока, высказывают предположительные пути достижения целей урока.
III. Проверка знаний учащихся Актуализация опорных знаний по теме "Моделирование" Понятия: "чертеж", "детали фартука", "Линии фигуры человека" Читать чертеж фартука, определять детали фартука Слуховое и зрительное восприятие, ответы на вопросы Фронтальная. Индивидуальная Чертеж фартука в М 1:1. Лекала деталей фартука в М 1:4. Плакат "Линии фигуры"
Деятельность учителя Деятельность ученика
Предлагает ответить на вопросы по ранее изученной теме:

1. Назовите и покажите линии фигуры человека, которые мы мысленно проводим для снятия мерок.

2. Для чего снимают мерки?

3. От какой мерки зависит отрезок "ТН"?

4. Выберите лекала и назовите основные детали фартука.

1. На плакате показывает линии шеи, талии, бедер, колен.

2. Для построения чертежа на определенную фигуру.

3. Показывают отрезок "ТН" на чертеже. От мерки Днч.

4. Из набора лекал, в котором содержатся и детали, не относящиеся к фартуку, называют нужные детали.

IV. Работа над новой темой

Многообразие фасонов фартуков

Дать определения процессу моделирования и его составляющим Понятия: "художественное, техническое моделирование" Сравнивать детали фартука разной формы, выделять общее Ответы на вопросы, анализ, работа с моделями Фронтальная Плакат "Модели фартуков". Готовые фартуки. Презентация Слайды №7, 8
Деятельность учителя Деятельность ученика
Предлагаю рассмотреть сравнить модели фартуков, выполненных по одной и той же выкройке.

1. Из каких деталей состоят все фартуки?

2. Чем отличаются формы карманов?

3. Чем отличаются формы нагрудников?

4. Чем отличаются формы нижней части?

5. Как сочетаются по форме детали фартука?

6. Что используется для отделки и украшения фартуков?

7. Как сочетается цвет ткани и цвет отделки?

Вот мы и добрались до главных вопросов.

8. Почему у нас много различных моделей фартуков?

Что такое моделирование?

Рассматривают слайды №7,8.[1]. Процесс моделирования можно разделить на два этапа:

Художественное моделирование: на этом этапе рождаются эскизы (рисунки) будущего изделия. Эту работу выполняет художник-модельер. Создавая эскизы, он обязательно учитывает назначение изделия, возраст потребителя, свойства материалов, направление моды, основы композиции, цветоведения и др.

Техническое моделирование

На чертеж наносят изменения (фасонные линии) в соответствии с заданным эскизом изделия. Эту работу выполняет модельер-конструктор. После технического моделирования чертеж изделия разрезают и получают детали выкройки.

Дети знакомятся с моделями фартуков. Отвечают на вопросы:

1. Нижняя часть, нагрудник, карманы, пояс, бретели.

2. На чертеже карман - прямоугольной формы, а на фартуках разной геометрической формы.

3. На чертеже нагрудник - трапеция, а на фартуках разной геометрической формы.

4. На чертеже нижняя часть фартука - прямоугольник, а на фартуках разной геометрической формы.

5. Формы нижней части, нагрудника, карманов сочетаются между собой.

6. Тесьма, кружево, ленты, вышивка, аппликация.

7. Цвет ткани и отделки гармонирует друг с другом.

8. Процесс создания новых моделей, которые отличаются по фасону, отделке - это моделирование.

Открывают тетради и записывают тему урока,

Опорные слова: Моделирование, художественное моделирование, техническое моделирование.

Определение. Моделирование - это процесс создания новых моделей, которые отличаются по фасону, отделке

Фразу: для кого - для чего - из чего.

V. Физминутка Предупреждение утомления Знать упражнения физминутки Выполнять движения Двигательные упражнения Фронтальная Приложение № 2
Деятельность учителя Деятельность ученика
Проводит физкультминутку. Выполняют двигательные упражнения, проговаривая слова. Приложение № 2
VI.

Работа над новой темой (продолжение)

Процесс моделирования

Развитие представления о моделировании, подбору ткани и отделки. О композиции в одежде, способах моделирования, правилах подготовки выкройки к раскрою. Изменять и подготавливать выкройку подбирать ткань и отделочные элементы. Анализ, сравнение. Фронтальная.

Индивидуальная.

Презентация Слайды № 9,10, 11,12, 13.

Карточка - памятка о правилах моделирования.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Слайд № 9. [1]. Обращает внимание на сочетание деталей фартука по форме. Предлагаются правильные и неправильные комбинации деталей фартука.

Демонстрирует на, прикрепленном на доске, чертеже фартука, прикладывая из бумаги контрастного цвета новое лекало.

Обращает внимание учениц на фартук с отделкой тесьмой, аппликацией, комбинированный из разных тканей.

На уроках ИЗО вы знакомились о сочетании цветов, о влиянии одного цвета на другой. Хроматические цвета (цветные: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий) и ахроматические (не цветные: серый; белый; черный).

Цвета, расположенные в цветовом круге один против другого дают наиболее контрастные сочетания, как бы подчеркивают друг друга. Для сглаживания резкого сочетания, между ними можно поместить ахроматический цвет. Они дают спокойное сочетание с любым хроматическим цветом.

Предлагает составить памятки о правилах моделирования.

Оценивают комбинацию утвердительным или отрицательным ответом. Аргументируют ответ.

Внимательно рассматривают изменение деталей чертежа фартука.

Ученица выбирает подходящее лекало.

Слушают учителя и внимательно рассматривают фартуки. Высказывают своё отношение к моделям.

Рассматривают Слайды № 10,11,12,13. "Сочетание цветов".

Предлагают правила для памятки.

Приложение № 3.

Анализируют правила, указанные в памятке, подготовленной учителем.

Приклеивают в тетрадь памятку о правилах моделирования.

VII. Офтальмопауза Предупреждение зрительного утомления. Упражнения для глаз Выполнять самостоятельно упражнения для глаз Самостоятельная работа. Фронтальная Приложение № 4 Текст упражнений для глаз.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Мы с вами много рассматривали рисунков, смотрели слайды. Пора позаботиться о глазах, снимем усталость, выполним специальные упражнения. Выполняют офтальмологические упражнения.

Приложение № 4

VIII. Практическая работа Развитие практических навыков по моделированию. Способы моделиро-вания фартука, правила подготовки выкройки к раскрою. Выполнять модели-рование фартука, подготавливать выкройку к раскрою. Работа с карточками, индивидуальная. Практическая работа. Учебник. Приложение № 5, 6. Презентация Слайды № 14, 15.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Практическая работа по карточкам. Подбор деталей фартука различной формы. [3].

Проверка практической работы. Учитель зачитывает правильную комбинацию, за правильный ответ начисляется 1 балл.

Практическая работа. Подсчет расхода ткани. [1].

Сколько ткани необходимо купить на фартук и косынку. Для этого познакомимся с материалом учебника соответствующего параграфа на странице, которую вы найдете по оглавлению.

Если ширина ткани 80 см, то формула подсчета: Днч+Дгр+4см, если ширина ткани 140 см, то формула подсчета:Днч+4см.

На косынку необходимо к длине прямой стороны (40-50 см) прибавить 5 см. Эту величину сложить с расходом ткани на фартук.

Практическая работа. Подготовка выкройки к раскрою. [4].

На выкройке в натуральную величину необходимо нанести фасонные линии, подписать срезы, сгиб ткани припуски на швы по срезам, направление долевой нити.

Вырезать, соблюдая правила безопасной работы с ножницами.

Приложение № 5. Рассматривают детали фартука и рисунки на карточках. В тетради оформляют варианты ответов, записанных через запятую. Слайд № 14.

Ученицы меняются тетрадями и проверяют выполнения задания, подсчитав баллы за правильные ответы.

Работают с книгой, найдя по оглавлению страницу.

Делают запись формулы подсчета расхода ткани на косынку и фартук в тетради, подсчитывают общий расход ткани.

 

Вносят изменения, основные надписи, руководствуясь инструкционной картой. Приложение № 6.

Слайд № 15.

После проверки учителем вырезают ножницами.

IX. Закрепление Закрепить полученные на уроке знания. Знать основные понятия темы. Уметь объяснить смысл изученных понятий. Обобщение, закрепление. Фронтальная. Плакат "Модели фартуков". Готовые фартуки.
Деятельность учителя Деятельность ученика
Итак, что вы узнали сегодня на уроке?

Что такое моделирование

Какие виды моделирования бывают?

Как должны сочетаться формы деталей фартука?

Как подбирают отделку для фартука?

По какому принципу подбирают цветовую отделку для фартука?

Как подготовить выкройку к раскрою?

Как подсчитать расход ткани на спецодежду - фартук и косынку?

Отвечают на вопросы о видах моделирования, правилах изменения выкройки, подбора отделки и подсчете ткани на фартук и косынку.
Этап занятия Цель Компетенции Методы Формы Образовательные ресурсы
Подвести итоги урока, оценить деятельность учащихся. Знания Умения
Критерии выставления оценок. Оценивать свою деятельность на уроке. Самоанализ. Фронтальная. Презентация Слайд № 17.
X. Подведение итогов. Оценка деятельности

Д/з.

Рефлексия.

Деятельность учителя Деятельность ученика
Благодарит девочек за хорошую работу, творческий подход, старательность, аккуратность.

Выставляет и комментирует отметки, учитывая все виды деятельности.

Домашнее задание: прочитать соответствующий материал учебника, [3]. принести ткань, отделочные материалы на фартук, косынку, рабочую коробку.

Обращается к девочкам с вопросом о том, какого цвета карточку эмоционального состояния вы выберете сейчас и почему?

 

Записывают д/з.

Рассматривают Слайд № 17. Выбирают понравившуюся карточку, прикрепляют на стенд.

Используемая литература.

  1. Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). - /Под ред. В.Д.Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. Чернякова В.Н. - Технология обработки ткани: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1999.
  3. Каневец О.Ф. - Технология. Тетрадь для 5-го класса. Вариант для девочек. 2-я часть.- Саратов: "Лицей". 2001
  4. Шевцова К.И. - Технология пошива изделий: Таблицы по обслуживающему труду для 4-8 классов М.: Просвещение, 1991
  5. Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов / Под ред. В.Н.Касаткина. Ярославль: Аверс Пресс, 2002.