Класс: 1
Тип урока: освоение и первичное закрепление новых знаний.
Модель урока: интеграция общеобразовательной программы по письму в 1-м классе с программой дополнительного образования Культуротворческой школы.
Цели и задачи:
- создать условия для знакомства учащихся со словами, обозначающими признак предмета и отвечающими на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? через программу Культуротворческой школы
- способствовать развитию логического мышления, внимания, воображения, творческого мышления, фантазии, речи, эмоционально-чувственной сферы.
- воспитывать доброту и ответственность по отношению к домашним животным, внимательность и доброжелательность к ответам других детей, чувство товарищества.
Оборудование: детские рисунки кошек (4 кошки с явными признаками отличия), презентация по теме урока, ТСО, линейки, простые карандаши, рабочие тетради.
Ход урока
этап | задачи | содержание | результат |
1) Организация учебного процесса | Приветствие. Настрой на урок. – Ребята, к нам на урок пришли не только гости-учителя, чтобы посмотреть наш урок, но и ваши домашние кошки, о которых вы рассказывали на культуротворческих занятиях, они будут нам помогать. |
для детей: доброжелательный настрой, приподнятое настроение, интрига; для учителя: настрой аудитории на сотрудничество, творчество, стимулирование деятельности. |
|
2) Создание информационного поля | создать проблемную ситуацию, подготовить к изучению новой темы | Беседа. – Перед вами выставка рисунков. Эти работы вы сделали на культуротворческих занятиях. Я задумала одну кошку, угадайте, какую? (учитель три раза даёт отрицательный ответ). – Вы три раза дали неправильный ответ, а если бы я сразу сказала, что загаданная кошка, например, рыжая, смогли бы вы угадать с первого раза? – Т.е. вам не хватало признака кошки. |
для детей: осознание темы и проблемы урока; для учителя: стимулирование процессов анализа, внимания, критического мышления |
3) Обозначение темы и содержания деятельности на уроке | создать условия для восприятия нового материала с помощью презентации, познакомить с темой и целями урока | Презентация. Объяснение. – Посмотрите на экран. Сегодня мы познакомимся со словами, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?. Будем учиться задавать вопросы к таким словам, подбирать к предмету слово-признак, понаблюдаем, для чего нужны слова-признаки и как они работают. Слайд 1 |
для детей: включение в рабочий ритм и организация внимания, знакомство с темой и целями урока для учителя: стимулирование процессов внимания и процесса восприятия с помощью ТСО, раскрытие общих целей урока |
4) Актуализация знаний и опыта учащихся, введение в тему | организовать деятельность учащихся по ликвидации пробелов в ранее полученных знаниях и по включению новых знаний в систему ранее изученного материала по программам общеобразовательной и Культуротворческой школы | Устное упражнение. Фронтальная работа. – На культуротворческих занятиях вы рассказывали о внешнем виде и повадках своих кошек. Подберите к вопросам подходящие слова-ответы и объясните их правописание. Слайд 2 – Поработаем ещё немного с этими словами. (выполняется работа по заданиям слайдов, часть слайда с ответом появляется после ответа детей для подтверждения правильности ответа) Слайд 3-5 – Широкие уши, например, у кошки абиссинской породы, про которую нам рассказывала Вика. Слайд 6 – А пушистый живот может быть у персидской и сибирской породы, про которых нам рассказывали Глеб и Маша. Слайд 7 Работа в тетрадях. Учебно-трудовое упражнение. – Сейчас мы приступим к работе в тетрадях. Где мы сейчас работаем: в классе или дома? Значит, работа какая? (Запись в тетради даты и слов «Классная работа»). Следующее задание на слайде. Слайд 8 – Выслушиваются варианты предложений. Записать на доске и в тетради одно предложение, выделить карандашом опасные места в словах. |
для детей: ликвидация пробелов в ранее полученных знаниях, орфографическая пропедевтика, развитие речи, расширение кругозора для учителя: контроль знаний, умений и навыков учащихся, выявление и устранение недостатков, развитие памяти, мышления, речи, кругозора, введение в тему |
4) Физминутка | дать возможность обучающимся отдохнуть и получить физическую и эмоциональную разрядку. | – Встаньте у своих мест. Сейчас Марат приглашает нас на кошачью зарядку. А вы ему помогайте. Слайд 9 |
для детей: физическая разрядка, эмоциональный подъём для учителя: развитие эмоционально-чувственной сферы |
5) Усвоение новых знаний | формировать у учащихся конкретные представления по новой теме, воспитывать чуткое и бережное отношение к животным, чувства ответственности | Фронтальная беседа с опорой на презентацию. – Приглашаю вас в зоомагазин. Чтобы наши домашние кошечки хорошо себя чувствовали, за ними надо ухаживать, следить за их питанием и здоровьем. Вы можете купить любой предмет для своей кошечки, если правильно подберёте слово-признак к предмету и зададите вопрос к слову-признаку. Слайд 10-13 – Молодцы, теперь наши кошки и коты будут сытыми и здоровыми. |
для детей: получение новых знаний с опорой на жизненный опыт и иллюстративный материал; для учителя: создание проблемной ситуации, развитие мышления, наблюдательности, стимулирование познавательной активности. |
6) Усвоение нового материала | практическим путём установить роль слов-признаков в нашей речи | Сообщающая беседа. – А зачем нужны слова-признаки? Оказывается, они украшают нашу речь. Я предлагаю вам в этом убедиться. Составьте по картинкам следующего слайда предложение, заменяя картинки подходящими словами. Слайд 14 – Выслушиваются варианты предложений. (Например: – Котята ходят вокруг дерева. – Котята забрались на дерево. – Котята спрыгнули с дерева. и т.п.) – Посмотрите на такое предложение (слайд 15 первое предложение) Слайд 15 – Добавим в это предложение слова признаки: котята будут озорными, а дерево станет высоким. Прочитайте новый вариант этого же предложения. Какое предложение вам больше нравится, какое предложение звучит интереснее? Работа в тетрадях. Учебно-трудовое упражнение. – Т.е. мы убедились, что слова-признаки украшают нашу речь. Запишите последнее предложение. Подчеркнём «красивые» слова красивой волнистой линией. |
для детей: возможность проявить творческие способности на основе учебного материала; для учителя: развитие речи, практическое усвоение новых знаний. |
7)Первичная проверка понимания | первичная рефлексия с целью корректировки |
Учебно-тренировочные упражнения. Фронтальная работа. – Попробуйте украсить словами-признаками следующие предложения. Слайд 16-17 |
для детей: тренинг по применению слов, обозначающих признаки предметов, развитие речи; для учителя: создание ситуации успеха, активизация знаний, умений, навыков и творческой активности, развитие внимания, воображения, творческого мышления, фантазии, речи, эмоционально-чувственной сферы |
8) Физминутка | дать возможность обучающимся отдохнуть и получить физическую и эмоциональную разрядку. | – А сейчас опять кошачья зарядка. А проведёт её Влад. Слайд 18 |
для детей: физическая разрядка, эмоциональный подъём для учителя: развитие эмоционально-чувственной сферы |
9) Самостоятельная работа в парах. | Стимулировать интерес к учению через познавательную игру | Работа в парах. Учебная игра. – К слову-предмету можно подобрать много слов-признаков, а можно ли сделать наоборот, к слову-признаку подобрать несколько предметов? Предлагаю вам поиграть в игру. Игра парная. Мы с Машей покажем вам, как в неё играть. Маша встаёт напротив меня, я бросаю Маше воображаемый мяч и говорю слово-признак. Маша возвращает мне мяч и говорит слово-предмет, подходящее к этому признаку. (Например: белое – облако, сладкий – арбуз, ровная – дорога) Потом меняемся ролями. – Игра длится 5 минут. |
для детей: творческое самовыражение, сотрудничество в малой группе, применение новых знаний в игре для учителя: развитие навыков сотрудничества, эмоциональный подъём, усвоение новых знаний через игру, позитивное отношение к учёбе, воспитание внимательности и доброжелательности к ответам других детей. |
9) Закрепление | развивать умение выделять признак предмета, задавать вопрос к слову-признаку | Учебно-тренировочные упражнения. Фронтальная работа. – Если бы в начале урока, я назвала вам признак кошки, которую загадала, вы угадали бы её с первого раза. Посмотрите на следующие слайды и назовите самый очевидный признак, задавая вопрос от предмета к признаку. Слайд 19-22 |
для детей: применение полученных знаний для учителя: контроль и корректировка новых знаний |
10) Рефлексия | подведение итогов урока | – Наш урок окончен. Что нового вы узнали? Чему научились? Слайд 23 – Какими словами-признаками можно описать наш урок? (интересный, познавательный, игровой и т.д.) |
для детей: открытость в самооценке, анализ деятельности; для учителя: получение информации о первичном понимании и усвоении темы урока, эмоциональный отклик на урок, развитие умения анализировать. |