Цель урока: выявление признаков начала весны.
Задачи:
- развивать у детей интерес к наблюдению за окружающим миром, установить признаки весны;
- учить детей свободно выражать свои мысли в устной форме;
- расширять запас слов, правильно согласовывать названия предметов, признаков, действий, располагать материал в нужной последовательности, предложения в рассказе; совершенствовать устную речь, закреплять умения отвечать на вопросы;
- воспитывать любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.
Оборудование: иллюстрации о весне, карточки с напечатанными предложениями, словами, карточки для индивидуальной работы, план-схема, материал для аппликации, презентация, ватные диски с ароматом пихты.
Введение в тему урока.
Учитель: Отгадайте загадку.
Была белая, седая,
Пришла зелёная, молодая
(Зима – весна)
Как вы догадались, что это весна?
- Какие времена года вы знаете?
- Какое время года идёт сейчас?
-Какой месяц начинает весну?
-А какой завершает?
-Назовите весенние месяцы?
Целеполагание.
- Определите тему урока.
Тема нашего урока « Март - начало весны».
Цель урока: выяснить признаки весны и доказать, что весна уже наступила.
- Закройте глаза и произнесите слово «Весна». Какое чувство у вас возникло? (радость, скоро наступит лето, яркое тёплое солнышко, тает снег, бегут ручейки, появилась зелёная травка, первые цветы, листочки) Можете доказать, что сейчас наступила весна?
-Какие признаки весны знаете?
В начале весны солнце раньше встаёт, дольше светит: значит, день становится длиннее, ночь короче. От солнечного тепла снег темнеет, становится рыхлым, на солнечных пригорках тает. Появляются проталины.
Ночью и утром бывает ещё холодно. А днём греет солнышко. На крышах
Появляются сосульки, звенит капель. От яркого солнца и снега режет глаза.
-Как понять выражение: « В марте погода изменчива»?
(То холодно, то тепло, то светит солнце, то небо закрывается серыми тучами и идёт снег)
Составление рассказа о марте «Голубая пора».
(нужно правильно вставить окончания слов – признаков)
У каждого месяца свой цвет. Январь – бел... Июнь – зелён…. А вот март – голуб…, голуб… небо, снега голуб… . На снегах тени, как син… молнии. Голуб… даль, голуб… льды, голуб…следы на снегу, первые голуб… лужи и последн.. голуб.. сосульки. Весь мир голуб…
Индивидуальная работа: Соколов Д, Мусиенко Р, Лисичкина А
(вставляют окончания слов признаков, используя карточки)
-Почему автор Н. Сладков март назвал голубой?
Учитель – логопед (закройте глаза):
Представьте, что мы попали в весенний лес. Что вы слышите? Походите по лесу, притроньтесь ко всему, что встретилось на пути, проведите рукой. Какие запахи вы почувствовали?
(детям предлагаются ватные диски с пихтовым ароматом).
А теперь представьте, что к нам пришёл волшебник «Только слышу»
Как вы думаете, что он может услышать?
Волшебник «Только вижу»
Как вы думаете, что он может увидеть?
Учитель: Загадка.
-Об одном очень важном признаке весны говорится в загадке.
Висит за окошком кулёк ледяной.
Он полон капели и пахнет весной. (Сосульки)
Словарная работа: сосульки.
У нас на доске тоже висят сосульки, но что же не хватает? (Капелек)
- Какая же капель без капелек! А что такое капель?
Словарная работа: капель
Дети прикрепляют капельки к сосулькам, а затем читают и отгадывают загадки о весне на сосульках
Прилёт птиц.
-Настоящая весна приходит в середине марта. Когда появляются длинные сосульки, звенит весёлая капель. По-весеннему чирикают воробьи. На тро-
пинках снег начинает проваливаться под ногами. Прилетают первые птицы.
-А какие птицы прилетают первыми? Отгадайте.
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Взад-вперёд по полю вскачь,
А зовётся птица (ГРАЧ).
-Грачи – перелётные птицы. Грачи возвращаются в родные места первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными криками «гра-гра-гра» осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько на одном дереве. Свои грачевни они устраивают в парках, скверах и рощах, застраивая все вершины деревьев. Грачи – самые дружные и общительные птицы.
-Какую пользу приносят грачи?
-Эти птицы очень полезны человеку, так как они уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
Учитель – логопед: Физминутка «Весна»
Ветер дует сильно, сильно ( махи руками)
Гнёт деревья до земли ( наклоны в стороны)
В небе солнышко играет (круговые движения рук)
По полям бегут ручьи (опустить руки вниз и выполнять движения)
Прилетают птицы стаей (махи руками перед собой)
Значит, скоро ждать весны.
Игра «помоги словам освободиться»
(прочитать и найти слова, которые склеились между собой)
Небосолнцекапельтравкавеснаснег
А сейчас мы с вами составим небольшие рассказы – фантазии от имени разных объектов, тех слов, которые мы прочитали.
Учитель:
Составление рассказа, аппликации о весне.
-Я раздаю всем по предложению. Вам нужно составить связный рассказ.
Приход весны.
Светит яркое солнце.
По небу бегут голубые облака.
На деревьях появляются зелёные листочки.
Из тёплых стран прилетают птицы.
Индивидуальная работа: Соколов Д, Мусиенко Р
(выполняют аппликацию «весна» из заготовок)
Итог урока.
-Назовите основные признаки весны. (Карточки)
- Потепление
- Солнце поднимается выше
- Таяние снега
- Сосульки, капель
- Прилёт птиц
- Набухание почек.
Дополнительное задание:
-Пользуясь схематическим рисунком составьте рассказ о весне.
План рассказа.
- Какое это время года?
- Тепло или холодно в эту пору на улице?
- Какие выпадают осадки, как выглядит небо?
- Какие изменения происходят у растений?
- Как проводят это время года птицы?
Учитель – логопед: Рефлексия.
- Кто из вас почувствовал наступление весны?
- Какое при этом появилось настроение?
Домашнее задание.
Знать по порядку весенние месяцы.
Пронаблюдать за приходом весны, прилётом грачей.