Цели проведения мероприятия:
- Формировать у суворовцев интереса к предмету.
- Формировать интеллектуальных умений.
- Развивать умения корректно вести дискуссию.
- Развивать речи.
- Способствовать формированию эмоционально-волевой сферы деятельности.
- Совершенствовать умения сплачиваться.
- Совершенствовать умения сопереживать.
Подготовительный этап:
- Сбор материала.
- Работа по составлению сценария.
- Работа по подготовке команд.
- Подбор реквизита (выполнение рисунков, костюмов, приготовление реактивов, музыкальное оформление).
- Закупка призов.
- Оформление сцены.
Место проведения: зал профориентации.
Время проведения: 45 мин. (с 15.15 до 16.00).
Результативность
Команды были сформированы из суворовцев всех трех курсов – шести рот. Это, безусловно, способствовало воспитанию коллективизма, уважению друг к другу, сплочению, улучшению психологического климата между суворовцами разных возрастов.
Совместная работа, использование вопросов химии и физики развивают творческие способности, познавательный интерес не только участников КВН, но и зрителей, которые приняли активное участие во всех проводимых конкурсах.
Ход мероприятия
Сегодня мы собрались на встрече команд веселых и находчивых 9-х классов. «Нам необыкновенно повезло. Что мы живем в век, когда еще можно делать открытия», – говорил Роберт Фейнман. Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Сегодня мы выясним, насколько хорошо команды 9-х классов знают химию, биологию и физику
и умеют применить их законы в самых неожиданных ситуациях.
Девиз нашей игры:
Химия – реакции, пробирки.
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познает основы существа.
Физика, – какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук.
Физика опора и основа
Всех без исключения наук.
Биология – наук царица
В ней весь мир, Вселенная, наш дом
Листая биологии страницы
Мы суть вещей, себя мы познаем.
Настало время познакомиться с нашими командами и с жюри,
которое тоже образует команду «Три С»: судьи строги и справедливы.
РАЗМИНКА
Ведущие задают командам поочередно вопросы, за каждый верный ответ – 1 балл (max. 3 балла за конкурс)
Ф: Какая сила всегда действует на тело?
Б: Что ест медведь зимой?( ничего не ест)
Х: Назовите фамилии 2-х великих русских ученых, число букв в фамилиях одинаково, но в одном все гласные –е, а в другой –о. (Ломоносов, Менделеев)
Ф: Что тяжелее пуд железа или пуд пуха? (равны)
Б: У какого великана нос длиннее, чем хвост (слон)
Х: Название этого химического элемента в русском языке содержит названия двух животных (Мышь,- як)
Ф: Подсчитайте суммарный вес всей команды.
Б: В воде водится, с хвостом родится, а как подрастает, хвост отпадает? (лягушка)
Х: Назовите русского ученого, который впервые разработал способ получения цветных стекол и создал панораму «Полтавская битва» (Ломоносов)
ЗАГАДОЧНЫЕ СЛОВА
Из выданных букв нужно сложить слово – физический, химический или биологический термин, определение которого зачитывается. Команда, которая первой сложит слово получит 3 балла, вторая 2 балла, третья 1 балл.
Слова: притяжение, хлоропласт, аллотропия.
КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ
Загадки:
Пока команды выполняют задание «Загадочные слова» с болельщиками проводится конкурс «Загадки»
За годы существования химии, физики и биологии было задано много вопросов. Сегодня физические, химические и биологические вопросы звучат в поэтической форме. Ведущие читают стихотворные строчки, а болельщики объясняют описанные в них явления, вспоминают физические, химические и биологические понятия.
Ф:
На стене висит тарелка,
На тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. (Барометр)
Б:
Киви, яблоки и груши,
И гранат мы любим кушать
Интересно, что притом
Словом их одним зовем. (Фрукты)
Х:
Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал и там пропал (сахар)
Б:
Сидят две девицы
В руках спицы:
Аминокислоты для них пряжа,
Белки из этой пряжи вяжут. (Рибосома)
Ф:
День и ночь стоит на крыше
Это чудо постовой
Все увидит, все услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна)
Х:
Первый слог – из зоопарка
Два других – игра с азартом.
Если вместе ты их взял,
То получится металл
Это знают даже дети –
Он пластичней всех на свете. (Зо-лото)
Ф:
Вы его в руках держали,
Когда лабораторную выполняли
Им силу тока изменяли,
Если что-то там сдвигали. (Реостат)
Б:
Нахожусь я в атмосфере,
Миллионы лет при деле,
Защищаю как родное
На планете все живое. (Озоновый слой)
Х:
Я мягкий, легкий, ковкий
Сверкаю в упаковке,
Обернуты конфеты
Блестящею фольгой
Для плиток шоколада
Меня немало надо,
А раньше был я очень дорогой. (Алюминий)
СКАЗКА
Всем известна сказка: «Жили-были дед да баба. Посадили они репку…..»
Команды должны в течение 10 мин написать продолжение сказки, используя максимально возможное количество заданных физических, химических и биологических терминов. Жюри оценивает целесообразность терминов, оригинальность сюжета. Максимальная оценка – 10 баллов.
Термины: целлюлоза, сахароза, вода, минеральные соли, нитраты, сталь, хлорофилл, вещество, сила, масса, работа, взаимодействие, энергия, мощность, изолятор, сопротивление, электризация, биосинтез, корнеплод.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР!!!
Школьные частушки
| Ставьте ушки на макушке, Слушайте внимательно. Развеселые частушки Споем вам обязательно! |
Николай пример решал, А Сергей ему мешал. Вот, ребята, вам пример, Как нельзя решать пример! |
| Целый день горланю я Без всякого стеснения. Завтра всех перепою На уроке пения! |
У меня в тетради двойка Очень симпатичная. Будет мне головомойка За нее приличная. |
| На уроке я сижу, На учителя гляжу. Мне учитель нравится, Когда он не ругается. |
На уроке рисованья Рисовали мы слона, А у Димы на весь лист Вышла лишь одна спина! |
| Шёл урок истории, Я рассказал историю Про то, как на истории Рассказывал историю! |
На английском языке Я забыл родную речь И по-русски своё имя Я никак не смог прочесть! |
| Я как нужно разбежался, Долго длился мой прыжок, На уроке физкультуры Перепрыгнул я песок! |
Мы частушки Вам пропели Все они прикольные. От души шутить хотели Про науки школьные. |
ЭКСПЕРИМЕНТ – ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ
Физика, химия и биология – науки экспериментальные. Многие их законы открыты на основе опытов. Каждой команде необходимо объяснить наблюдаемое явление. За правильное объяснение – 2 балла.
Демонстрируются опыты:
- по химии – цветные осадки; (три пробирки с разными осадками)
- по физике – «Несгораемая бумага»;
- по биологии – помутнение известковой воды при длительном выдыхании воздуха.
ИСПРАВЬ ОШИБКУ
Как часто ответы учащихся на уроках пестрят всевозможными ошибками, и учителю приходится исправлять их. Сейчас исправлять ошибки придется командам, которым предлагается рассказ, содержащий физические, химические и биологические ошибки. За каждую исправленную ошибку – 1 балл.
В яркий солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много СО2. Чтобы было не так жарко, ребята оделись в темные костюмы. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок был сухим и чистым. Идти было легко. Потом путешественники свернули на луг, и им пришлось сбавить шаг. По лугу весело, кудахтав, бегали белые куропатки. Далеко впереди ребята увидели гусеничный трактор, который тяжело и медленно, как каталитическая реакция, полз по вспаханному полю, глубоко увязая в земле. Рядом с трактором ехал велосипед. Ехать ему было легко, и он распевал веселую песенку: «Вода, вода. Кругом Н2О2». На ночлег расположились на берегу реки. Вода в ней была бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Ребята закинули удочки. Улов оказался замечательным, несколько карпов – «О», сказали ребята, класс – земноводные. К вечеру стало свежо, но после купания ребятам сразу стало теплее. На дне реки лежал большой камень, состоящий из чистого оксида натрия. Трое мальчиков с трудом подняли камень в воде, но зато легко выбросили его на берег.
Пока команды выполняют задание «Исправь ошибку» с болельщиками проводится конкурс «Посмеемся и вместе разберемся».
ПОСМЕЕМСЯ И ВМЕСТЕ РАЗБЕРЕМСЯ
- Найти ошибки и исправить их:
- Алюминий широко используется в народном хозяйстве – из него делают железные ведра.
- Для перины и подушки мягкий пух дают лягушки.
- Автобус резко затормозил и все пассажиры отклонились назад.
- Самый сверхтвердый металл – это алмаз.
- Китовая акула проглатывает человека целиком.
- Ускорение свободного падения одинаково на экваторе и на полюсе.
- Чем выше от уровня моря, тем атмосферное давление больше.
- Плод картофеля – это его клубень.
- Хлор с водородом образуют солёную кислоту.
- Таяние льда ускорилось, когда его накрыли шубой.
- Лезет в нос летучий пух – весь июнь цветет лопух.
- Реакции бывают соединения, обмена, замещения и размножения.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитанам предлагается по 9 вопросов, отвечать на которые нужно сразу, не раздумывая. За каждый верный ответ – 1 балл. Всего 9 баллов.
Вопрос первому капитану:
- Единица мощности (Ватт).
- Участок молекулы ДНК (ген)
- Мельчайшая частица вещества (атом)
- У каких животных каждый день растут зубы (У грызунов)
- Переход вещества из жидкого состояния в твердое (кристаллизация)
- Цвет фенолфталеина в щелочи (малиново-красный)
- Длина траектории (путь)
- На сколько градусов могут поворачивать голову совы (270)
- Название реакции между кислотой и щелочью (нейтрализации)
Вопросы второму капитану:
- Единица работы (Джоуль)
- Мельчайшая структурная единица всего живого на планете (клетка)
- Назовите металл, вызывающий «лихорадку» (золото)
- Отношение массы к объему (плотность)
- У какой птицы на ноге всего два пальца (страус)
- Цвет лакмуса в кислоте (красный)
- Сколько резцов во рту обязан иметь каждый здоровый человек (8)
- Единица давления (паскаль)
- Реакция, протекающая с изменением степени окисления (О-В Р)
Вопросы третьему капитану:
- Вещество, транспортирующее кислород в организме (гемоглобин)
- Линия, по которой движется тело (траектория)
- Из какого металла нельзя сделать гвоздь, ведро, молоток (щелочные металлы)
- Важнейшая структура клетки (ядро)
- Переход вещества из жидкого состояния в газообразное (испарение, кипение)
- Этот элемент входит в состав любого органического вещества (углерод)
- «Энергетическая станция» клетки (митохондрии)
- Единица измерения сопротивления (Ом)
- Название этого вредного насекомого, является единицей измерения количества вещества в химии и в физике (моль).
Жюри подводит результаты. Объявляют победителей. Награждают призами.