Цель урока:
- Ознакомить учащихся с видами плечевых изделий, их характеристикой, тканями и отделками, применяемыми для их изготовления, правилами снятия мерок;
- учить приемам снятия мерок с фигуры человека для построения основы чертежа плечевого изделия;
- развивать пространственные представления;
- воспитывать уважение к профессиям труда, аккуратность, усидчивость, внимание, целенаправленность.
Оборудование: рабочая тетрадь, сантиметровая лента, таблица «Размерные признаки фигуры девочки», образцы плечевых изделий, манекен.
Словарь: антропометрические точки.
Ход урока
ЭТАП 1. Организационный момент
Приветствие учащихся;
Проверка готовности к занятию;
Сообщение темы и целей занятия
ЭТАП 2. Повторение пройденного материала
Опрос учащихся:
- Перечислите и дайте характеристику различным видам силуэтов.
- Какие характерные детали имеет одежда романтичного стиля?
- Чем отличается классический стиль от спортивного?
- Какие требования предъявляются к одежде?
ЭТАП 3. Изучение нового материала
По способу носки различают поясные и плечевые изделия.
К поясным изделиям, как вы уже знаете, относятся юбки, брюки и т.д.
Сегодня вы на уроке познакомитесь не только с ассортиментом плечевых изделий,но и с выбором профессии (портной) (Приложение №1).
К плечевым изделиям относя платья, блузки, халаты, сарафаны, и т.д.
Платье –женская одежда, состоящая из лифа и юбки, объединенных в одно целое. Они бывают цельнокроеные, отрезные по линии талии, линии бедер, линии груди, с рукавами и без рукавов, с воротниками и без него.
Платья могут быть отделаны вышивкой, оборками, кружевами, пуговицами, складками и другими видами отделки.
Сарафаны- разновидность платья, но без рукавов, чаще всего на бретелях.
Особенностью халата является наличие разреза спереди до низа изделия.
Халат может быть с застежкой на пуговицах и без застежек. В этом случае он имеет пояс, завязывающийся сбоку или с сзади.
Блузка- вид одежды, покрывающий верхнюю часть туловища.
Блузка может быть с воротником, рукавами и без рукавов, с застежкой и без нее. Блузки могут служить самостоятельно видом одежды или составлять часть комплекта одежды.
Жилет- вид одежды без рукавов, различной длины, с застежкой и без нее.
Но какой бы вид одежды мы не выбирали. Прежде чем её сшить, её нужно спроектировать и сконструировать – точно так же как любой станок машину. А как взяться за работу, с чего начать?
Прежде всего, сантиметровой лентой нужно измерить свою фигуру или фигуру того человека, которому вы будите шить.
Снятие мерок очень ответственное дело. От точности мерок зависит правильность построения чертежа и как следствие, посадка изделия на фигуре.
Во время снятия мерок человек должен стоять спокойно, с опорой пятки сдвинуты, на обе ноги, осанка естественная, без напряжения; руки опущены. Измерения производят по нижнему белью, которое обтягивает фигуру. Линию талию фиксируют тесьмой. Измерения делают без натяжения и ослабления сантиметровой ленты, смыкая её спереди. Измерения тела, руки, длины юбки и другие нужно вести по правой стороне фигуры.
Мерки обхватов, длин и высот записывают в полную величину, а мерки полуобхватов, ширины, расстояний между центрами - в половинном размере.
Измерения производят между антрометрическими точками: шейная точка, точка основания шеи, плечевая точка, сосковая точка, точка высоты линии талии, задний угол подмышечной впадины.
Особое внимание следует обращать на положение точек плечевого шва будущего изделия у основании шеи и плечевую точку, расположенную на сочленении руки с туловищем, так как на этих точках начинаются, и заканчиваются многие измерения. Их места должны быть постоянными, иначе соотношение величин размерных признаков будет ошибочным.
Размерные мерки обозначают сокращенно:
Обхваты –О, полуобхваты –С, длину – Д, ширину – Ш, высоту –В.
Для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроенным рукавом снимают мерки: полуобхват груди СгII,длина спины до талии – Дтс, обхват плеча – Оп, полуобхват шеи – Сш, длина изделия Ди.
2. Демонстрация приемов снятия мерок.
Учитель показывает на манекене основные антропометрические точки и приемы снятия мерок, необходимых для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
IV. Практическая работа
Задание: выполнить практическую работу по снятию мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Полученные данные записать в таблицу
№п/п | Наименование мерки | Условное обозначение мерки | Моя мерка |
1.
2. 3. 4. 5. |
Полуобхват груди
Длина спины до талии Обхват плеча Полуобхват шеи Длина изделия |
СгII
Дтс Оп Сш Ди |
V. Итог урока
1. Самоанализ деятельности обучающихся.
Обучающиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на следующие вопросы:
- Для чего вы производили измерения фигуры человека?
- Какие трудности возникли у вас при снятии мерок и как вы их преодолели?
- Уверены ли вы в правильности произведенных обмеров?
2. Выставление оценок, их аргументация, уборка класса.
Домашнее задание:
с.103-108; принести миллиметровую бумагу для построения выкройки.