Урок русского языка по теме "Сложные слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: сформировать представления о сложных словах, способах их образования и правилах написания, воспитать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу, расширить знания о птицах, воспитать бережное отношение к природе, заботу об окружающих животных.

Оборудование: картинки с птицами, кроссворды для каждого ученика и один экземпляр на доску, таблицы со словами.

Ход урока

I. Организационный момент.

– к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними.

II. Чистописание.

Начнем урок чистописания.

оуд оуо оуб оур оуо

Повторяем сегодня эти соединения букв

– какое это соединение?

– Запишите

– Здесь зашифровано слово. Кто догадался, что это за слово? (добро) Запишите его на следующей строчке.

– как оно пишется?

– какая орфограмма?.

– запишите однокоренные слова к этому слову

Добрый, доброта, добряк, предобрый, добреть.

– разберите по составу,

– как образовались слова, при помощи каких частей слова?

– с помощью:

– как вы понимаете слово доброта?

В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование: отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

III. Запись предложения.

Добродушный старичок угостил Колю яблоком.

– разберите предложение по членам.

– найдите в предложении однокоренное слово к слову добро

– что обозначает это слово?

– давайте разберем его по составу.

– как образовалось слово?

– какие слова взяли?

– что есть между ними?

– что она делает?

– значит, как она называется?

Или интерфикс.

Такие слова называются сложными.

IV. Тема нашего урока: «Сложные слова».

– какие слова называются сложными?

Откройте учебники на странице 39 и прочитайте правило.

– давайте сравним его с нашим выводом.

– что дополнительно написано в правиле?

– а еще соединительной гласной может вообще не быть!

– давайте образуем однокоренные прилагательные, используя слово добро и другие слова.

Посмотрите на доску

  совесть добросовестный
  желать доброжелательный
добро сердце добросердечный
  нрав добронравный
  порядок добропорядочный
  сосед добрососедский

 – что за слова получились?

– какие слова называются сложными?

– что общего в этих сложных словах?

Ребята, а на нашей планете Земля, кто является нашими соседями, с кем мы часто сталкиваемся в нашей жизни?

– где живут животные?

Вот сейчас мы с вами отправимся в лес, только не в зимний лес, а в летний и погреемся там.

Физминутка

– как надо себя вести в лесу?

V. А сейчас поговорим о птицах.

Нам нужно разгадать кроссворд, в нем зашифрованы названия птиц.

  1. Эта птица получила своё название за поведение. Она всегда ловит мух.
  2. Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнёзда, вместе вскармливают птенцов. Оперение на голове у неё черное.
  3. Эта птичка вся зелёная, с серым оттенком на спине и желтым по бокам. У неё очень красивый голос, поэтому её ещё называют канарейкой.
  4. Эта птица похожа на ворону, но у неё перья окрашены в зеленовато-синий цвет.
  5. Плотник острым долотом, строит дом с одним концом.
  6. Эту птицу путают с сорокой. У неё как у сороки черные с белым крылья и довольно длинный хвост.
  7. Эта птица настоящий акробат. Только она может бегать по стволу дерева и вверх, и вниз головой.
  8. Эта птица получила своё название за крепкий клюв (нос), им она с легкостью раскалывает вишнёвые косточки, а мякоть вишни отбрасывает в сторону.
  9. Пусть я птичка невеличка,
    У меня, друзья привычка.
    Как начнутся холода,
    Прямо с севера – сюда.

– какое слово получилось по вертикале?

– объясните его значение

– это слово образовано от греческих слов:

  • Орнитос – птица.
  • Логос – учение.

– орнитолог – ученый, специалист изучающий птиц.

Найдите среди названий птиц сложные слова

– почему они сложные?

– запишите их в тетрадь, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.

– есть птица с интересным названием: козодой.

– почему она так называется?

– сейчас девочки нам расскажут.

– а это слово сложное?

– почему?

– запишите его.

– какие птицы зимуют рядом с нами?

– как мы можем им помочь?

– как можно назвать людей, которые помогают птицам?

VI. Откройте тетради стр. 10, упражнение 1.

– прочитайте.

– можно этого человека назвать трудолюбивым?

– его можно назвать корыстным?

– прочитайте задание.

– выпишите сами.

– сделаем проверку.

VII. А сейчас мы с вами поиграем.

Я называю два слова, а вы из их корней образуете сложные слова.

2 ученика на доске.

о е
Явление, когда падают звезды Человек, который копает землю
Человек, который любит читать Человек, который варит кашу
Корабль, который колет лёд Устройство, которое варит кофе

VIII. Итог.

– какие слова называются сложными?

– с какими словами познакомились?

IX. Домашнее задание.

страница 40, упражнение 99; правило.

Разбор.