Цель урока: сформировать представления о сложных словах, способах их образования и правилах написания, воспитать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу, расширить знания о птицах, воспитать бережное отношение к природе, заботу об окружающих животных.
Оборудование: картинки с птицами, кроссворды для каждого ученика и один экземпляр на доску, таблицы со словами.
Ход урока
I. Организационный момент.
– к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с ними.
II. Чистописание.
Начнем урок чистописания.
оуд оуо оуб оур оуо
Повторяем сегодня эти соединения букв
– какое это соединение?
– Запишите
– Здесь зашифровано слово. Кто догадался, что это за слово? (добро) Запишите его на следующей строчке.
– как оно пишется?
– какая орфограмма?.
– запишите однокоренные слова к этому слову
Добрый, доброта, добряк, предобрый, добреть.
– разберите по составу,
– как образовались слова, при помощи каких частей слова?
– с помощью:
– как вы понимаете слово доброта?
В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование: отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
III. Запись предложения.
Добродушный старичок угостил Колю яблоком.
– разберите предложение по членам.
– найдите в предложении однокоренное слово к слову добро
– что обозначает это слово?
– давайте разберем его по составу.
– как образовалось слово?
– какие слова взяли?
– что есть между ними?
– что она делает?
– значит, как она называется?
Или интерфикс.
Такие слова называются сложными.
IV. Тема нашего урока: «Сложные слова».
– какие слова называются сложными?
Откройте учебники на странице 39 и прочитайте правило.
– давайте сравним его с нашим выводом.
– что дополнительно написано в правиле?
– а еще соединительной гласной может вообще не быть!
– давайте образуем однокоренные прилагательные, используя слово добро и другие слова.
Посмотрите на доску
совесть | добросовестный | |
желать | доброжелательный | |
добро | сердце | добросердечный |
нрав | добронравный | |
порядок | добропорядочный | |
сосед | добрососедский |
– что за слова получились?
– какие слова называются сложными?
– что общего в этих сложных словах?
Ребята, а на нашей планете Земля, кто является нашими соседями, с кем мы часто сталкиваемся в нашей жизни?
– где живут животные?
Вот сейчас мы с вами отправимся в лес, только не в зимний лес, а в летний и погреемся там.
Физминутка
– как надо себя вести в лесу?
V. А сейчас поговорим о птицах.
Нам нужно разгадать кроссворд, в нем зашифрованы названия птиц.
- Эта птица получила своё название за поведение. Она всегда ловит мух.
- Очень изящные, стройные, дружные птички. Вместе строят гнёзда, вместе вскармливают птенцов. Оперение на голове у неё черное.
- Эта птичка вся зелёная, с серым оттенком на спине и желтым по бокам. У неё очень красивый голос, поэтому её ещё называют канарейкой.
- Эта птица похожа на ворону, но у неё перья окрашены в зеленовато-синий цвет.
- Плотник острым долотом, строит дом с одним концом.
- Эту птицу путают с сорокой. У неё как у сороки черные с белым крылья и довольно длинный хвост.
- Эта птица настоящий акробат. Только она может бегать по стволу дерева и вверх, и вниз головой.
- Эта птица получила своё название за крепкий клюв (нос), им она с легкостью раскалывает вишнёвые косточки, а мякоть вишни отбрасывает в сторону.
- Пусть я птичка невеличка,
У меня, друзья привычка.
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда.
– какое слово получилось по вертикале?
– объясните его значение
– это слово образовано от греческих слов:
- Орнитос – птица.
- Логос – учение.
– орнитолог – ученый, специалист изучающий птиц.
Найдите среди названий птиц сложные слова
– почему они сложные?
– запишите их в тетрадь, выделите корень, подчеркните соединительную гласную.
– есть птица с интересным названием: козодой.
– почему она так называется?
– сейчас девочки нам расскажут.
– а это слово сложное?
– почему?
– запишите его.
– какие птицы зимуют рядом с нами?
– как мы можем им помочь?
– как можно назвать людей, которые помогают птицам?
VI. Откройте тетради стр. 10, упражнение 1.
– прочитайте.
– можно этого человека назвать трудолюбивым?
– его можно назвать корыстным?
– прочитайте задание.
– выпишите сами.
– сделаем проверку.
VII. А сейчас мы с вами поиграем.
Я называю два слова, а вы из их корней образуете сложные слова.
2 ученика на доске.
о | е |
Явление, когда падают звезды | Человек, который копает землю |
Человек, который любит читать | Человек, который варит кашу |
Корабль, который колет лёд | Устройство, которое варит кофе |
VIII. Итог.
– какие слова называются сложными?
– с какими словами познакомились?
IX. Домашнее задание.
страница 40, упражнение 99; правило.
Разбор.