Деятельностная цель: создание условий для получения новых знаний по теме "Флора и фауна Забайкальского края” на основе технологии развития критического мышления с ориентацией на понятия по теме, взаимосвязи с основными компонентами природно-хозяйственных зон.
Развивающая цель: владение умениями добывать и извлекать, анализировать и преобразовывать необходимую устную информацию в письменную; воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.
Воспитательная цель: оспитание любви к родному краю; оспитание культуры учебной деятельности обучающегося: осознанного управления своими поведением и действиями, обеспечивающими развитие самоэффективности личности.
Оборудование: физическая карта Забайкальского края, атласы Забайкальского края, ноутбук, проектор, презентации учащихся.
Тип урока – урок общеметодологической направленности.
О Родине
Мне наверное, не удастся
Рассказать земным языком,
Что такое простое счастье
Не мечтать о счастье другом
Мне нисколько не зарно богатство,
Я богата любовью к земле,
Говорю своей Родине: «Здравствуй,
Процветай, живи, молодей!» -
Край таёжный, степной – Забайкалье,
Весь он разный и полный чудес:
Чудо – выйти туманной ранью
За подарками в щедрый лес.
Как таинственно падают росы
На созревшие за ночь грибы,
И крадется вдоль старых просек
Клок тумана – шаман тайги.
Есть ли где на земных окраинах
Край, сравнимый с такой красотой?
Солнце, небо, леса и реки,
Вёсны нежные, буйство гроз,
Всё даровано человеку.
В этом крае багуловых звёзд.
Елена Шумкина
I. Организация класса
II. Пятиминутка
«Заработай балл» – неотъемлемый и любимый учениками атрибут каждого занятия, особенно в изучении своего региона, помогающий быстро включить ребят в деловой ритм, расширить географический кругозор, создать непринужденную атмосферу через элемент игры. За каждый правильный ответ ставлю балл и записывает его в тетрадь. Этот балл ребенок может использовать для повышения оценки за любой письменный и устный ответ, суммируя его с полученной оценкой (прибавлять нельзя только к «2»). Баллы, как поощрение ставлю за активную работу на уроке, за хороший логический вывод и т. д.
«Угадай, что я за зверь такой?»
- В Забайкалье он характеризуется длительной продолжительностью солнечного сияния (климат).
- Этот компонент природы в нашем регионе представлен довольно широкой разветвленной сетью (воды).
- Территория Восточного Забайкалья с точки зрения этого компонента природы неоднородна, сложна и имеет неоднозначную историю развития (рельеф).
- Этот компонент природы в нашем крае значительно отличается от такого же европейской части России, на что влияют как наш рельеф и климат, так и другие факторы (почвы).
III. Стадия вызова
На доске прописаны термины:
климат, природная (природно-хозяйственная) зона, почва, воды, рельеф. Вспомним еще раз определение понятий.
Все ли компоненты природной зоны представлены в этой линейке компонентов? Чего здесь не хватает?
Какова будет тема нашего урока сегодня?
Каковы задачи нашего урока?
- называть представителей растительного и животного мира края;
- анализировать карту растительности и животного мира в атласе;
- объяснять влияние компонентов природы на растительный и животный мир региона.
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по родному краю. Во время путешествия мы в очередной раз убедимся, как красива природа родного края. А также увидите, как она меняют свой красивый лирический облик, и подает сигнал SOS всем нам. В конце урока мы ответим на вопрос: “В чём особенности флоры и фауны родного края?”
IV. Стадия осмысления
В каких ПЗ расположен наш край?
Какие есть особенности расположения наших природных зон?
Какова роль растительности в жизни природы и человека?
Какие факторы влияют на размещение растительности?
Какие природные факторы влияют на распространение животных?
Какие представители фауны наиболее характерны для тайги, лесостепей и степей в России?
Итак, начинаем работу с текстом учебника, атласами Забайкальского края. Разбиваемся на мини- группы (по партам): четные парты - особенности растительного мира Забайкалья, нечетные - особенности животного мира Забайкалья.
Ответы учащихся (двоим учащихся было дано опережающее задание – создать презентации по флоре и фауне края – для наглядности на уроке).
В чём же главные особенности флоры и фауны родного края?
Конечно, на уроке пока вы получили лишь самые основные сведения о родном крае, но осталось ещё очень много тайн и загадок, не открытых вами. Ответы на все интересующие вопросы вы сможете найти в дополнительной краеведческой литературе
V. Домашнее задание.
Рисунки по теме «Флора и фауна Забайкалья»
Кроссворды по теме «Флора и фауна Забайкалья»
Сочинение – миниатюра на тему: «Флора и фауна в жизни человека»
VI. Рефлексия
1. Отметки за урок получат обучающиеся:
- а) за домашнее задание
- б) за работу на уроке
- в) за работу в группе при составлении кластера
2. У вас у каждого на столах имеются листы с изображениями чемодана, мясорубки, корзины.
Попытайтесь в течение нескольких секунд определить - как бы вы поступили с информацией, полученной на уроке?
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. |
Мясорубка – информацию переработаю. |
Корзина – всё выброшу. |
Литература:
- Атлас Забайкальского края. / Ред. к. г. н. В. С. Кулаков.: Чита; 2010.
- География Забайкальского края. Учебное пособие для образовательных учреждений Забайкальского края. /Под. ред. В..С. Кулакова. Учреждено Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края. – Чита.: Экспресс-издательство, 2009.
- Зеленый мир Забайкальского края: учебное пособие по региональному компоненту образования / Гилева М.В., Попова О.А, Уманская Н.В., Филиппов В.Г., Якимова Е.П., Якушевская Е.Б. - 3-е изд., перераб. и доп. - Чита: Экспресс-издательство, 2012.