Цели: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, полученных при изучении темы “Имя прилагательное”.
Задачи:
- Образовательная: на основе повторения и обобщения изученного материала углубить знания об имени прилагательном.
- Развивающая: развивать логическое мышление ,навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка.
- Воспитательная: воспитывать культуру речи, бережное отношение к слову, родному языку.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, музыкальное сопровождение, репродукция картины.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности класса к уроку (учебник, тетрадь, дневник, ручка, карандаш)
II. Вводно-мотивационный этап.(Слайд 1)
Работа над эпиграфом к уроку:
Я - часть речи интересная,
Широко в миру известная:
Опишу любой предмет -
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
(О. Головко)
- Какая часть речи может так себя охарактеризовать?
- Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой замечательной части речи. Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?
- Как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Дети называют тему “Обобщение по теме “Имя прилагательное”.
(Слайд 2).
Что мы должны знать и уметь по данной теме? (Ученики говорят об основных знаниях и умениях).
Да, вы верно ответили, а сейчас посмотрите на доску и найдите то, что не прозвучало в ваших ответах.
(Слайд 3)
Знать:
- определение имени прилагательного;
- разряды прилагательного;
- признаки прилагательного.
Уметь:
- определять разряды прилагательных;
- правильно употреблять прилагательные в речи;
- указывать морфологические признаки прилагательных;
- правильно писать прилагательные, графически объяснять в них орфограммы.
- А сейчас нам предстоит необычная разминка. Грамматическая разминка.
III. Грамматическая разминка. (Слайд 4)
- В каких рядах допущена грамматическая ошибка? В чём заключается суть этой ошибки?
- В случае затруднения обращайтесь к параграфу №104.
1) более слабая
2) самая слабейшая
3) менее слабее
4) слабже
- Молодцы! А теперь вам предлагается более сложное задание.
IV. Повторение и обобщение ЗУН.
1. Комплексный анализ текста. (Слайд 5)
Я неме...кий плохо знаю,
И францу.. .кий мне чужой,
А к англий.. .ому питаю
Интерес порой большой.
Мне и рус.. .ий не даётся:
Лексикон мой слишком мал,
Потому что, мне сдаётся,
Книжек мало я читал.
(О.Головко)
Задания к тексту:
- Запишите текст, определите его тему и идею.
- Графически объясните пропущенные орфограммы.
- Объясните лексическое значение слова “лексикон”.
- Произведите морфологический разбор слова
“неме...кий” (вариант 1),
слова “францу.. .кий” (вариант 2). - Предложить воспользоваться планом разбора в учебнике (стр. 239).
- Задания № 1, № 3 (проверяются устно).
- Задания №2, №4 (взаимопроверка с опорой на образец выполнения).
После взаимопроверки предлагается поднять руку тем, кто выполнил без ошибок, поставить оценку.
Физкультминутка для глаз.
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя.
Посмотрите вверх – вниз,
Посмотрите направо – налево,
Посмотрите вдаль – на кончик носа,
Закройте глазки, сосчитайте до 10…
Открывайте глазки!
Отдохнули глазки? Работаем дальше!
2. Выброчный диктант.
- Прослушайте стихотворение, выпишите из него прилагательные, определите их разряд.
(Слайд 6)
Журавлиный клин в дали туманной
Исчезает на исходе дня,
И совсем негаданно, нежданно
Отзвучали песни соловья.
Инеем серебряным покрыта
По утрам холодная земля.
Деревянный домик низкий
Смотрит в осенние поля.
(Один ученик работает у доски, все остальные в тетради)
3. Прочитайте шуточные стихотворения и ответьте, какой разряд имени прилагательного мог так метко описать своё назначение.
(Слайд 7)
Притягивать предметы — моя слабость.
На принадлежность я вам укажу.
Я чувствую такую, право, сладость,
Когда про свою сущность говорю.
Я собачий, волчий, Гутин,
Зятев, мамин и отцов,
Иванов, Медведев, Пушкин,
Лермонтов, Кольцов.
(Слайд 8)
Качество предметов означаю,
Сильного сильнейшим называю.
Я быстрее бегаю, чем он.
В русском я, бесспорно, чемпион.
Я отважный, смелый, молодой,
Самый просвещённый и крутой,
Образный и очень ослепительный,
Озорной, весёлый, восхитительный. (О.Головко)
(Слайд 9)
Я отношенье к действию имею,
С материалом, временем дружу,
Назначеньем мастерски владею –
Вот что я вам, братцы расскажу.
Я французский иль немецкий,
Сельский или юродской.
Я английский иль турецкий,
Деревянный иль стальной. (О.Головко)
- Молодцы, все ответы верные. Поиграть хотите?
4. Игра в “снежки”. (Учитель бросает мяч кому-то из учеников, называя имя прилагательное. Учащийся должен назвать разряд прилагательного).
• Белый, железный, птичий, соболиный, летний, бумажный, мужественный, страшный, петушиный, бычий, удачный, сегодняшний, городской, успешный, дядин.
Редактирование текста.
- Славно поиграли! А сейчас я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. У вас на столе лежит текст, прочитайте его (учащийся читает вслух).
Текст один на двоих, поэтому работать будете совместно. Вам необходимо изменить текст так, чтобы он получился ярким, образным. Какая часть речи поможет вам? Карандашом запишите прилагательные вместо точек. Приступайте! ( Звучит музыка П.И.Чайковского “ Времена года”)
Текст задания.
Однажды зимой мы отправились в…………… лес. В …………….бору было тихо.
Всё покрыто……….снегом. В ……………воздухе кружились ………..снежинки. …………ветки украсились ……….инеем. В этом …………… наряде каждая ветка казалась удивительной.
Предложить учащимся прочитать полученные тексты (2- 3 работы). Учитель предлагает послушать свой текст.
Текст учителя.
Однажды зимой мы отправились в хвойный лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё покрыто искристым снегом. В холодном свежем воздухе кружились лёгкие ажурные снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.
- Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в нашей речи?
- Полюбовались красотой зимнего леса, пора и в город возвращаться.
Физкультминутка “Правильно переходим улицу”.
(Выполняют стоя, ходьба на месте с поворотом налево, направо).
- Представьте себе, что наш экскурсионный автобус прибыл в город.
- Встали, выходим из автобуса, переходим улицу.
Очень, очень осторожно
Через улицу иди.
И налево, и направо
Обязательно гляди.
Дифференцированные задания по карточкам.
- Отдохнули, а теперь можно и поработать. Предлагаю вам карточки для самостоятельной работы, каждый получить за неё оценку.
Работа выполняется на листочках.
Группа 1. Найди лишнее слово, спишите, раскрывая скобки . 1)благо(родный),древне(русский),северо(западный);
2) сине(зелёный),научно(фантастический),победо(носный);
3) (не)мелкий, а глубокий; (не)уклюжий, (не)высокий.
Группа 2. Распределяет слова в две колонки: 1) Н; 2) НН, выделяя графически орфограммы.
Стекля...ый, ветре...ый, соломе...ый, станцио...ый, лу...ый, глиня...ый, гуси...ый, кожа...ый, журавли...ый, качестве...ый.
Группа 3. Записывает слова, вставляя Н или НН, выделяя орфограммы.
Лебеди...ый, овся...ый, песч...ый, оловя...ый, безветре...ый, композицио...ый, це...ый, деревя...ый.
Карточки с выполненным заданием собрать.
Мини - сочинения по репродукции картины “Иней” И.Э. Грабаря
- Ребята, хотите побыть в роли художника? А рисовать мы будем весьма необычным способом! Как можно создать картину без красок, карандаша? Правильно, при помощи слова. Какая часть речи поможет нам?
- Напишите мини-сочинение по репродукции картины “ Иней” И.Э. Грабаря, дайте название сочинению (репродукция картины на доске).
Учащиеся выполняют работу, учитель проверяет карточки.
V. Домашнее задание. (Слайд 10)
1 группа.
Составить словарный диктант, включающий все виды орфограмм прилагательных, изученных в 6 классе.
2 группа.
Выполнить упр. 319 (2-я часть).
Всем подготовиться к зачёту.
VI. Рефлексия. (Слайд 11)
1. Что дал вам сегодняшний урок?
2. Почувствовали ли вы себя увереннее в знаниях и умениях по теме “Имя прилагательное”?
3. Как вы оценили результат своей работы, предлагаю вам анкету:
А) Я всё понял, могу этот материал объяснить другому.
Б) Сам всё понял, но объяснить другому не берусь.
В) Для полного понимания мне нужно повторить (укажите что).
Объявить оценки за урок. Собрать тетради на проверку.