Инновационная деятельность в образовательной практике в настоящее время многогранно изучается. Это связано с рядом факторов, среди которых отметим поиск руководящими органами образования и образовательными учреждениями путей реализации основных направлений реформирования российского образования, поиск новых путей достижения качества образования, разработку и реализацию комплексно-целевых программ развития образовательных учреждений и др.
Решающая роль в реализации данных направлений принадлежит педагогическим коллективам образовательных учреждений.
Инновационная деятельность – деятельность по созданию и освоению конкретных новшеств, затрагивающих все сферы их жизнедеятельности.
Под инновационным потенциалом педагогического коллектива в науке понимается «его способность к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий». Развивая данное понятие, считаем, что существующие характеристики инновационного потенциала педагогического коллектива можно дополнить следующими понятиями: способностью создавать и воспринимать новшества, а также своевременным отказом от устаревшего, педагогически нецелесообразного.
На основании собственного опыта и анализа специальной литературы мы считаем целесообразным выделение трех уровней инновационного потенциала педагогического коллектива:
- низкий уровень – коллектив не способен разрабатывать и адаптировать у себя известные новшества, способствующие и развивающие воспитательную систему образовательного учреждения. Возможны лишь единичные, частные, так называемые «локальные» (Т.М.Ковалева) новшества на индивидуальном педагогическом уровне;
- средний уровень – педагогический коллектив способен не только адаптировать у себя известные новшества, но также их комбинировать, приводя тем самым к изменению отдельные блоки воспитательной системы;
- высокий уровень – педагогический коллектив сам способен разрабатывать новшества и экспериментально их проверять. При этом разрабатываемые или применяемые новшества могут приводить к изменению всей воспитательной системы образовательного учреждения в целом.
Обозначенные уровни инновационного потенциала педагогического коллектива существенным образом зависят от управления им, уровня квалификации и профессиональной подготовки членов педагогического коллектива, особенностей ближайшего социального окружения, сформированности социального заказа, участия общественности в процессе управления образовательным учреждением.
С целью развития инновационной деятельности, совершенствования информационно-методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса методическим кабинетом были определены этапы и план действий по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива МБОУДОД «ЦДО». Для определения уровня творческого потенциала педагогов были разработаны критерии и показатели определения инновационного потенциала педагогического коллектива. Результатами его реализации в практике учреждения являются:
- на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогов к освоению новшеств;
- на организационном этапе – теоретическая готовность;
- на практическом этапе – практическая готовность;
- на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнем ИППК.
Для определения уровня творческого потенциала педагогов МБОУДОД «ЦДО» была проведена диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива:
- Информационная готовность педагога;
- Мотивационная готовность педагога к освоению новшеств;
- Антиинновационные барьеры, препятствующие освоению инноваций;
- Уровень новаторства педагога;
- Способности к самообразованию;
- Самооценка уровня компьютерной грамотности;
владение:
- периферийным оборудованием;
- интернетом (электронная почта, поиск и скачивание информации, социальные сети);
- программным обеспечением (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Picture Manager, MS Access, MS Movie Maker, CorelDRAW, Adobe Photoshop и др.)
I. Подготовительный этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива (2009-2010 уч. г.)
Целью этого этапа является обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Деятельность на данном этапе предполагает:
- Диагностику уровня инновационного потенциала педагогического коллектива;
- Создание информационного поля:
- формирование банка новшеств в сфере дополнительного образования проведение психолого-педагогических семинаров по актуальным проблемам;
- обеспечение педагогов литературой.
- Установление связей с наукой, привлечение ученых в качестве научных руководителей и консультантов;
- Выявление потребностей в инновациях, определение их типа;
- Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей обучающихся;
- Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий;
- Создание мотивации на достижение успеха.
Результаты исследования показали, что 39 % педагогов находятся на высоком уровне информационной готовности – получают информацию из различных источников (семинарах, средств массовой информации, специальной литературы, общения с коллегами и т.д.). Информационная готовность педагогического коллектива остается на низком уровне (56 % педагогов), потому что педагоги получают информацию об инновациях на совещаниях и семинарах либо из общения с коллегами. Из этого следует, что необходимо работать на расширение информационного поля.
Ведущими мотивациями педагогического коллектива в освоении новшеств являются: мотивация саморазвития – 45 %, мотивация познания – 41 %. Это значит, что педагоги стремятся к личностному и профессиональному росту, испытывают потребность к новому знанию, проверке на практике полученных знаний о новшествах в рамках своей профессии, в новизне, обновлении, смене обстановки, потребности в контактах с новыми и интересными людьми. Мотивация престижа выявлена у 10 % педагогов, что говорит об их стремлении быть замеченными и по достоинству оцененными. Узкая социальная мотивация выявлена у 4 % педагогов.
Результаты исследования показали, что 35 % педагогов (группа А) воспринимают новшества первыми, постоянно ими интересуются, смело их внедряют и могут идти на риск. 41 % педагогов (группа В) интересуются новшествами, но рассчитывают целесообразность нововведения. Педагоги считают, что новшества следует внедрять, если для этого созданы соответствующие условия. Группы Д и Е показали по 12 % педагогов. Это те педагоги, которые последними осваивают новшества и сомневаются в новаторах и инициаторах нововведений.
Высокий уровень инновационных барьеров присущ всего 13 % педагогов, со средним уровнем инновационных барьеров оказалось 47 % педагогов и низким уровнем – 40 % педагогов. Ведущими барьерами в педагогическом коллективе ЦДОД являются: большая педагогическая нагрузка, отсутствие материальных стимулов и приверженность традиционным формам обучения. Самообразование – основа профессионального роста современного педагога. Тест «Ваши способности к самообразованию» позволил охарактеризовать способности педагогов к самообразованию и самовоспитанию.
Подавляющее большинство педагогов имеют способности к саморазвитию и довольно высоко оценивают свой уровень развития способностей.
28 % – очень высокий уровень развития способностей; 24 % высокий; 42 % выше среднего; 28 % средний; и всего 6 % ниже среднего.
Результаты самооценки уровня компьютерной грамотности педагогов показали, что 99 % педагогов владеют периферийным оборудованием, педагоги не только умеют пользоваться интернетом, но умеют организовать работу по поиску и применению необходимой информации. Педагоги владеют основным программным обеспечением. Сложнее обстоят дела с использованием программ, которые требуют дополнительного обучения.
84 % педагогов используют компьютер для работы ежедневно, 8 % несколько раз в неделю, 2-3 раза в неделю. Нет таких педагогов, которые вообще не пользуются компьютером.
II. Организационный этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива (2010-2011 уч. г.)
Целью этого этапа усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности методического отдела:
- Создание временных творческих коллективов по внедрению проектного метода обучения.
- Пополнение педагогами базовых научных и методических знаний (продолжение работы психолого-педагогических семинаров).
- Развитие исследовательских умений педагогов (организация постоянно действующего МО «Профориентация и исследовательская деятельность»).
- Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников учреждения.
- Организация круглых столов, защит образовательных программ, творческих отчетов и т. д.
III. Практический этап (2011-2012 уч. г.)
Практический этап предполагает обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.
Содержание деятельности педагогического коллектива:
- Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
- Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на трех уровнях:
- первый – традиционная деятельность методических объединений;
- второй – временные творческие коллективы;
- третий – постоянно действующий практический семинар по информационно-коммуникационным технологиям.
- Изменение характера взаимодействия педагогов с учеными. Теоретический семинар «Технология обобщения и диссеминации инновационного опыта педагогов». Индивидуальные и групповые консультации.
- Изменение характера нововведений: участие в реализации ФГОС НОО в части внеурочной деятельности.
- Разработка педагогами авторских программ, программно-методических комплектов.
- Активное участие педагогов в методической работе на разных уровнях:
- работа в составе творческих коллективов;
- работа в составе проблемно-практических групп;
- участие в работе научно-практических конференций;
- обобщение опыта своей работы в виде публикаций;
- участие в выставках материалов педагогического опыта.
IV. Контрольно-оценочный этап, который будет осуществлён в 2012-2013 уч. году.
Целью этого этапа является выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.
- Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
Оценка в системе показателей:
- восприимчивость педагогов к новому;
- подготовленность к освоению новшеств;
- степень новаторства педагогического коллектива;
- степень творческой активности;
- развитость коммуникативных связей.
- Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.
- Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.
Эффективность деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие ИППК:
- последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам, обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств;
- повышать уровень новаторства и творческой активности педагогов в коллективе;
- обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития МБОУДОД»ЦДО»
Приложение 1
Критерии и показатели определения инновационного потенциала педагогического коллектива учреждения
Концепция педагога дополнительного образования |
Уровень инновационного потенциала |
||
низкий |
средний |
высокий |
|
Педагог дополнительного образования «Обучаю всех предметным знаниям» |
Работает по знакомым ему, годами отработанным алгоритмам, может освоить при необходимости, новые приемы, новую технологию, но будет делать это тоже «по алгоритму», без учета реалий конкретного воспитательно-образовательного процесса. Из инноваций предпочитает знакомство с новыми предметными методиками. |
Успешно разрабатывает или адаптирует предметное содержание для заданных извне образовательных целей, может участвовать в педагогических исследованиях, Работая по прежнему алгоритму. Под руководством методиста или ученого-исследователя. |
Уровень предметных знаний и профессиональных предметных умений позволяет таким педагогам разрабатывать авторские предметные программы, элективные курсы и др. Может самостоятельно проводить исследовательскую работу в области предметной методики. |
Педагог дополнительного образования, педагог-организатор – наставник «Обучаю всех дифференцированно в соответствии с уровнем обучаемости» |
Использует дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе, предлагая обучающимся разноуровневые задания, для дифференциации детей по результатам деятельности. В освоении инноваций работает строго по алгоритму, не адаптируя предлагаемые в методических пособиях технологии к реальным условиям |
Может разрабатывать по предложенному алгоритму систему дифференцированных по сложности предметных заданий. В педагогическом эксперименте – исполнитель задач, поставленных руководителем экспериментальной работы |
Успешно управляет использованием дидактических ресурсов, создает сам или отбирает ресурсы, обеспечивающие дифференцированное обучение (информационные карты занятия для обучающего с системой уровневых заданий, компьютерные программы с уровневой дифференциацией и т.д.).Может проводить самостоятельные исследования в области диффернцированного обучения. |
Педагог дополнительного образования, педагог-организатор – партнер «Обучаю каждого» |
Обладает достаточным уровнем педагогической рефлексии, активно осваивает психолого-педагогическую составляющую профессиональной компетентности для приобретения навыков педагогического анализа проблем обучающихся |
Может разрабатывать программу развития конкретного обучающегося средствами своего творческого объединения. В воспитательно-образовательном процессе создает или отбирает из инновационных такие ресурсы, которые позволяют мотивировать каждого обучающегося. В педагогическом эксперименте – исполнитель задач, поставленных руководителем экспериментальной работы |
Высокий уровень предметной управленческой компетентности позволяет каждому педагогу реализовать практически весь спектр направлений творчества: авторские курсы, методы, методики, технологии, педагогические системы и т.д. Управляет формой и содержанием взаимодействия с обучающимися – «творит» отношения. Исследовательские интересы будут успешно реализованы в сфере социализации, развития личности обучающихся средствами занятий в творческом объединении. |
Приложение 2
Пакет диагностических материалов
1. Информационная готовность педагогического коллектива
Инструкция: Из каких источников вы получаете информацию об инновациях:
- на совещаниях и семинарах;
- из средств массовой информации;
- из книг по вопросам инноватики;
- на совещаниях в учреждении;
- из общения с коллегами в учреждении;
- из общения с коллегами других учреждений дополнительного образования.
Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле: К = Кфакт :Кмакс, где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт – количество педагогов, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива.
Для оценки используют следующие показатели:
- критический уровень – К < 0,45;
- низкий уровень – 0,45< К< 0,65;
- допустимый уровень – 0,65< К< 0,85;
- оптимальный уровень – К > 0,85.
2. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств
Инструкция: Что вас побуждает в педагогической деятельности использовать инновации?
- Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
- Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
- Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
- Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
- Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
- Потребность в лидерстве.
- Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
- Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
- Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
- Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
- Потребность в риске, преодолении рутины.
- Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и тд.
- Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Примечание. Чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
3. Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций
Инструкция: Уточните причину, препятствующую освоению инноваций в своей педагогической деятельности:
- Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
- Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
- Большая учебная нагрузка.
- Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
- Отсутствие материальных стимулов.
- Чувство страха перед отрицательными результатами.
- Отсутствие помощи.
- Разногласия, конфликты в коллективе.
4. Самооценка уровня компьютерной грамотности педагогов
Оцените, пожалуйста, свой уровень мастерства в указанной области:
Не владею Средний Хороший
Периферийное оборудование:
Сканер, принтер, проектор, web-камера, Internet, электронная почта, поиск информации
Программное обеспечение: MSWord(текст), MSExcel (таблицы), MSPowerPoint, MSPictureManager