Инновационный потенциал педагогического коллектива в учреждении дополнительного образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Инновационная деятельность в образовательной практике в настоящее время многогранно изучается. Это связано с рядом факторов, среди которых отметим поиск руководящими органами образования и образовательными учреждениями путей реализации основных направлений реформирования российского образования, поиск новых путей достижения качества образования, разработку и реализацию комплексно-целевых программ развития образовательных учреждений и др.

Решающая роль в реализации данных направлений принадлежит педагогическим коллективам образовательных учреждений.

Инновационная деятельность – деятельность по созданию и освоению конкретных новшеств, затрагивающих все сферы их жизнедеятельности.

Под инновационным потенциалом педагогического коллектива в науке понимается «его способность к саморазвитию и реализации в сфере образования инновационных идей, проектов и технологий». Развивая данное понятие, считаем, что существующие характеристики инновационного потенциала педагогического коллектива можно дополнить следующими понятиями: способностью создавать и воспринимать новшества, а также своевременным отказом от устаревшего, педагогически нецелесообразного.

На основании собственного опыта и анализа специальной литературы мы считаем целесообразным выделение трех уровней инновационного потенциала педагогического коллектива:

  • низкий уровень – коллектив не способен разрабатывать и адаптировать у себя известные новшества, способствующие и развивающие воспитательную систему образовательного учреждения. Возможны лишь единичные, частные, так называемые «локальные» (Т.М.Ковалева) новшества на индивидуальном педагогическом уровне;
  • средний уровень – педагогический коллектив способен не только адаптировать у себя известные новшества, но также их комбинировать, приводя тем самым к изменению отдельные блоки воспитательной системы;
  • высокий уровень – педагогический коллектив сам способен разрабатывать новшества и экспериментально их проверять. При этом разрабатываемые или применяемые новшества могут приводить к изменению всей воспитательной системы образовательного учреждения в целом.

Обозначенные уровни инновационного потенциала педагогического коллектива существенным образом зависят от управления им, уровня квалификации и профессиональной подготовки членов педагогического коллектива, особенностей ближайшего социального окружения, сформированности социального заказа, участия общественности в процессе управления образовательным учреждением.

С целью развития инновационной деятельности, совершенствования информационно-методического сопровождения воспитательно-образовательного процесса методическим кабинетом были определены этапы и план действий по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива МБОУДОД «ЦДО». Для определения уровня творческого потенциала педагогов были разработаны критерии и показатели определения инновационного потенциала педагогического коллектива. Результатами его реализации в практике учреждения являются:

  • на подготовительном этапе – мотивационная готовность педагогов к освоению новшеств;
  • на организационном этапе – теоретическая готовность;
  • на практическом этапе – практическая готовность;
  • на контрольно-оценочном этапе – достижение согласования между желаемым и реальным уровнем ИППК.

Для определения уровня творческого потенциала педагогов МБОУДОД «ЦДО» была проведена диагностика инновационного потенциала педагогического коллектива:

  1. Информационная готовность педагога;
  2. Мотивационная готовность педагога к освоению новшеств;
  3. Антиинновационные барьеры, препятствующие освоению инноваций;
  4. Уровень новаторства педагога;
  5. Способности к самообразованию;
  6. Самооценка уровня компьютерной грамотности;

владение:

  • периферийным оборудованием;
  • интернетом (электронная почта, поиск и скачивание информации, социальные сети);
  • программным обеспечением (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Picture Manager, MS Access, MS Movie Maker, CorelDRAW, Adobe Photoshop и др.)

I. Подготовительный этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива (2009-2010 уч. г.)

Целью этого этапа является обеспечение мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Деятельность на данном этапе предполагает:

  1. Диагностику уровня инновационного потенциала педагогического коллектива;
  2. Создание информационного поля:
    • формирование банка новшеств в сфере дополнительного образования проведение психолого-педагогических семинаров по актуальным проблемам;
    • обеспечение педагогов литературой.
  3. Установление связей с наукой, привлечение ученых в качестве научных руководителей и консультантов;
  4. Выявление потребностей в инновациях, определение их типа;
  5. Выбор педагогами новшеств в соответствии со своими потребностями и с учетом интересов и склонностей обучающихся;
  6. Прогнозирование возможных отклонений от цели, нежелательных препятствий и последствий;
  7. Создание мотивации на достижение успеха.

Результаты исследования показали, что 39 % педагогов находятся на высоком уровне информационной готовности – получают информацию из различных источников (семинарах, средств массовой информации, специальной литературы, общения с коллегами и т.д.). Информационная готовность педагогического коллектива остается на низком уровне (56 % педагогов), потому что педагоги получают информацию об инновациях на совещаниях и семинарах либо из общения с коллегами. Из этого следует, что необходимо работать на расширение информационного поля.

Ведущими мотивациями педагогического коллектива в освоении новшеств являются: мотивация саморазвития – 45 %, мотивация познания – 41 %. Это значит, что педагоги стремятся к личностному и профессиональному росту, испытывают потребность к новому знанию, проверке на практике полученных знаний о новшествах в рамках своей профессии, в новизне, обновлении, смене обстановки, потребности в контактах с новыми и интересными людьми. Мотивация престижа выявлена у 10 % педагогов, что говорит об их стремлении быть замеченными и по достоинству оцененными. Узкая социальная мотивация выявлена у 4 % педагогов.

Результаты исследования показали, что 35 % педагогов (группа А) воспринимают новшества первыми, постоянно ими интересуются, смело их внедряют и могут идти на риск. 41 % педагогов (группа В) интересуются новшествами, но рассчитывают целесообразность нововведения. Педагоги считают, что новшества следует внедрять, если для этого созданы соответствующие условия. Группы Д и Е показали по 12 % педагогов. Это те педагоги, которые последними осваивают новшества и сомневаются в новаторах и инициаторах нововведений.

Высокий уровень инновационных барьеров присущ всего 13 % педагогов, со средним уровнем инновационных барьеров оказалось 47 % педагогов и низким уровнем – 40 % педагогов. Ведущими барьерами в педагогическом коллективе ЦДОД являются: большая педагогическая нагрузка, отсутствие материальных стимулов и приверженность традиционным формам обучения. Самообразование – основа профессионального роста современного педагога. Тест «Ваши способности к самообразованию» позволил охарактеризовать способности педагогов к самообразованию и самовоспитанию.

Подавляющее большинство педагогов имеют способности к саморазвитию и довольно высоко оценивают свой уровень развития способностей.

28 % – очень высокий уровень развития способностей; 24 % высокий; 42 % выше среднего; 28 % средний; и всего 6 % ниже среднего.

Результаты самооценки уровня компьютерной грамотности педагогов показали, что 99 % педагогов владеют периферийным оборудованием, педагоги не только умеют пользоваться интернетом, но умеют организовать работу по поиску и применению необходимой информации. Педагоги владеют основным программным обеспечением. Сложнее обстоят дела с использованием программ, которые требуют дополнительного обучения.

84 % педагогов используют компьютер для работы ежедневно, 8 % несколько раз в неделю, 2-3 раза в неделю. Нет таких педагогов, которые вообще не пользуются компьютером.

II. Организационный этап по развитию инновационного потенциала педагогического коллектива (2010-2011 уч. г.)

Целью этого этапа  усиление мотивационной готовности, обеспечение теоретической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Содержание деятельности методического отдела:

  1. Создание временных творческих коллективов по внедрению проектного метода обучения.
  2. Пополнение педагогами базовых научных и методических знаний (продолжение работы психолого-педагогических семинаров).
  3. Развитие исследовательских умений педагогов (организация постоянно действующего МО «Профориентация и исследовательская деятельность»).
  4. Разработка положения о стимулировании труда педагогических работников учреждения.
  5. Организация круглых столов, защит образовательных программ, творческих отчетов и т. д.

III. Практический этап (2011-2012 уч. г.)

Практический этап предполагает обеспечение практической готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Содержание деятельности педагогического коллектива:

  1. Промежуточная диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.
  2. Совершенствование системы научно-методической работы, организация ее на трех уровнях:
    • первый – традиционная деятельность методических объединений;
    • второй – временные творческие коллективы;
    • третий – постоянно действующий практический семинар по информационно-коммуникационным технологиям.
  3. Изменение характера взаимодействия педагогов с учеными. Теоретический семинар «Технология обобщения и диссеминации инновационного опыта педагогов». Индивидуальные и групповые консультации.
  4. Изменение характера нововведений: участие в реализации ФГОС НОО в части внеурочной деятельности.
  5. Разработка педагогами авторских программ, программно-методических комплектов.
  6. Активное участие педагогов в методической работе на разных уровнях:
    • работа в составе творческих коллективов;
    • работа в составе проблемно-практических групп;
    • участие в работе научно-практических конференций;
    • обобщение опыта своей работы в виде публикаций;
    • участие в выставках материалов педагогического опыта.

IV. Контрольно-оценочный этап, который будет осуществлён в 2012-2013 уч. году.

Целью этого этапа является выявление рассогласования между желаемым и реальным уровнями инновационного потенциала педагогического коллектива.

  1. Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива.

Оценка в системе показателей:

  • восприимчивость педагогов к новому;
  • подготовленность к освоению новшеств;
  • степень новаторства педагогического коллектива;
  • степень творческой активности;
  • развитость коммуникативных связей.
  1. Установление причин рассогласования между желаемыми и реальными уровнями инновационных потенциалов.
  2. Составление программы деятельности педагогического коллектива по дальнейшему развитию инновационного потенциала.

Эффективность деятельности педагогического коллектива по развитию инновационного потенциала будет достигнута, если конструировать ее как динамический процесс, характеризующийся преемственностью его этапов в соответствии с содержанием, формами и методами работы, нацеленными на развитие ИППК:

  • последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам, обеспечивать их подготовленность к освоению новшеств;
  • повышать уровень новаторства и творческой активности педагогов в коллективе;
  • обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития МБОУДОД»ЦДО»

Приложение 1

Критерии и показатели определения инновационного потенциала педагогического коллектива учреждения

Концепция педагога дополнительного образования

Уровень инновационного потенциала

низкий

средний

высокий

Педагог дополнительного образования «Обучаю всех предметным знаниям»

Работает по знакомым ему, годами отработанным алгоритмам, может освоить при необходимости, новые приемы, новую технологию, но будет делать это тоже «по алгоритму», без учета реалий конкретного воспитательно-образовательного процесса. Из  инноваций предпочитает знакомство с новыми предметными методиками.

Успешно разрабатывает или адаптирует предметное содержание для заданных извне образовательных целей, может участвовать в педагогических исследованиях, 

Работая по прежнему алгоритму. Под руководством методиста или ученого-исследователя.

Уровень предметных знаний и профессиональных предметных умений позволяет таким педагогам разрабатывать авторские предметные программы, элективные курсы и др. Может самостоятельно проводить исследовательскую работу в области предметной методики.

Педагог дополнительного образования, педагог-организатор – наставник «Обучаю всех дифференцированно в соответствии с уровнем обучаемости»

Использует дифференцированный подход в воспитательно-образовательном процессе, предлагая обучающимся разноуровневые задания,  для дифференциации детей по результатам деятельности. В освоении инноваций работает строго по алгоритму, не адаптируя предлагаемые в методических пособиях  технологии к реальным условиям

Может разрабатывать по предложенному алгоритму систему дифференцированных по сложности предметных заданий. В педагогическом эксперименте – исполнитель задач, поставленных руководителем экспериментальной работы

Успешно управляет использованием дидактических ресурсов, создает сам или отбирает ресурсы, обеспечивающие дифференцированное обучение (информационные карты занятия для обучающего с системой уровневых заданий, компьютерные программы с уровневой дифференциацией и т.д.).Может проводить самостоятельные исследования в области диффернцированного обучения.

Педагог дополнительного образования, педагог-организатор – партнер «Обучаю каждого»

Обладает достаточным уровнем педагогической рефлексии, активно осваивает психолого-педагогическую составляющую профессиональной компетентности для приобретения навыков педагогического анализа проблем обучающихся

Может разрабатывать программу развития  конкретного обучающегося средствами своего творческого объединения. В воспитательно-образовательном процессе создает или отбирает из инновационных такие ресурсы, которые позволяют мотивировать каждого обучающегося. В педагогическом эксперименте – исполнитель задач, поставленных руководителем экспериментальной работы

Высокий уровень предметной управленческой компетентности позволяет каждому педагогу реализовать практически весь спектр направлений творчества: авторские курсы, методы, методики, технологии, педагогические системы и т.д. Управляет формой и содержанием взаимодействия с обучающимися – «творит» отношения. Исследовательские интересы будут успешно реализованы в сфере социализации, развития личности обучающихся средствами занятий в творческом объединении.

Приложение 2

Пакет диагностических материалов

1. Информационная готовность педагогического коллектива

Инструкция: Из каких источников вы получаете информацию об инновациях:

  • на совещаниях и семинарах;
  • из средств массовой информации;
  • из книг по вопросам инноватики;
  • на совещаниях в учреждении;
  • из общения с коллегами в учреждении;
  • из общения с коллегами других учреждений дополнительного образования.

Квалификационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств определяется по формуле: К = Кфакт :Кмакс, где К – уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт – количество педагогов, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории, Кмакс – количество членов педагогического коллектива.

Для оценки используют следующие показатели:

  • критический уровень – К < 0,45;
  • низкий уровень – 0,45< К< 0,65;
  • допустимый уровень – 0,65< К< 0,85;
  • оптимальный уровень – К > 0,85.

2. Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств

Инструкция: Что вас побуждает в педагогической деятельности использовать инновации?

  1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
  2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
  3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
  4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
  5. Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины.
  6. Потребность в лидерстве.
  7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
  8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
  9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
  10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
  11. Потребность в риске, преодолении рутины.
  12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и тд.
  13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

Примечание. Чем сильнее у педагогов преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

3. Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций

Инструкция: Уточните причину, препятствующую освоению инноваций в своей педагогической деятельности:

  1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
  2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
  3. Большая учебная нагрузка.
  4. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
  5. Отсутствие материальных стимулов.
  6. Чувство страха перед отрицательными результатами.
  7. Отсутствие помощи.
  8. Разногласия, конфликты в коллективе.

4. Самооценка уровня компьютерной грамотности педагогов

Оцените, пожалуйста, свой уровень мастерства в указанной области:

Не владею Средний Хороший

Периферийное оборудование:

Сканер, принтер, проектор, web-камера, Internet, электронная почта, поиск информации

Программное обеспечение: MSWord(текст), MSExcel (таблицы), MSPowerPoint, MSPictureManager