Наша память о ГУЛАГе

Разделы: История и обществознание


Методический замысел урока и обоснование его темы:

Магадан. Сотни километров суровой северной природы, огромные богатства, скрытые под вечной мерзлотой. Сочная зелень кедрового стланика и величественных лиственниц, прозрачность рек и чистота воздуха, изумительные закаты и рассветы. А еще – лагерные городки, окруженные колючей проволокой, перемоловшие тысячи жизней людей разной национальности и вероисповедания русских, украинцев, немцев, евреев и многих, многих других, верующих или ставших верующими, или отказавшимися от веры, потому что она не защитила, не уберегла, не дала умереть в одночасье, а продолжала испытывать человека в нечеловеческих условиях труда и быта. Эти люди в тяжелейших условиях создавали экономическую базу края и осваивали богатейшие месторождения золота.

Методический замысел урока состоит в том, чтобы на основе разнообразных документов, исторических свидетельств, воспоминаний современников показать страшную трагедию миллионов людей. Память о политических репрессиях живет в душах людей разных поколений и имеет глубокий общественный резонанс. В силу этих обстоятельств урок памяти имеет морально-нравственную и гражданско-правовую направленность, способствует воспитанию качеств гражданина и патриота, человека с ярко выраженными гуманистическими ценностями, способного отличать добро и зло.

Учитель стремится при помощи разнообразных педагогических и художественных средств воссоздать изучаемую эпоху, тот фон, на котором представлена картина жизни репрессированных. Особое внимание уделяется формированию чувственно-эмоциональной сферы учащихся. Хочется, чтобы дети знали правду о том историческом отрезке времени, чтобы они постарались понять, кто творил все эти злодеяния со своим народом. Было ли это необходимостью или же эта была очередная политическая ошибка, за которую тысячи людей заплатили своими жизнями. Поэтому необходимо выяснить, как молодое поколение относится к событиям тех лет, какие выводы делает из уроков истории.

Во время урока ребята знакомятся с судьбами людей, пострадавших от политических репрессий, высказывают собственное мнение к этому явлению. Нужно сказать, что это мнение резко отрицательное. В конце урока ребята приходят к выводу о необходимости существования толерантности в обществе, о возможности высказывания своего мнения, пусть даже это мнение не совпадает с мнением окружающих.

Знания не даются в готовом виде, учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо действовать самостоятельно, думать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов.

Форма урока: урок-конференция с элементами урока-памяти.

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с понятиями «репрессии», сформировать представление о масштабах массовых репрессий в СССР;
  • показать на примерах трагедию граждан, пострадавших от карательных органов НКВД;
  • формировать гражданскую позицию и ответственность через осмысление отечественной истории;
  • воспитывать чувство протеста против насилия над личностью;
  • воспитывать уважительное отношение к людям, пережившим страшные годы нашей истории.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная; групповая.

Методы технологии обучения: самостоятельной работа с историческими источниками и исторической информацией; описания; наглядный; использование ИКТ; оценки исторических процессов, явлений;

Опережающее задание: подготовить стихотворения по теме; подготовить сообщения о массовых категория репрессированных; работа учащихся по сбору материала; подготовка учениками слайдов для показа через мультимедийный проектор.

Оборудование урока: компьютер; слайды фотографий; видеофильм «Маска Скорби» ксерокопии документов.

Оформление доски: тема, эпиграф; основные понятия: репрессии, ГУЛАГ, НКВД; тоталитарный режим.

Эпиграф к уроку:

За что сижу — по совести не знаю,
Но прокуроры, видимо, правы.
И вот сижу я в Магаданском крае,
Где никогда, быть может, не бывали вы.
(Лагерный фольклор)

Ход урока

Вводное слово ученика:

На экране во время чтения стихотворения один слайд сменяется другим.

«Магаданский край» (Слайды 2)
По дороге, по дороге
Змейки снежные ползут
В Магадане, у дороги,
Люди сильные живут
Отгорожены от мира
Мрачных сопок чередой.
У дороги, у дороги
Чей-то дом стоит родной
Магадан нахмурил брови,
И вокруг - снега, снега...
А дорога, а дорога
Словно манит в никуда.

Но домишки небольшие
Приютились тут и там
И оконца мирно светят
Вдоль дороги –
Тут и там
По дороге, по дороге
То пурга, то благодать
Среди сопок и метели
Можно город угадать?
Вот и он: живет и дышит.
Хлеб печёт, детей растит
За далёкую дорогу
Бог им всё потом простит.

Слово учителя: Колымский край. Как много для кого-то значат эти слова! Такой далекий от «материка» и такой близкий и родной для тех людей, чья жизнь связана с этим краем. Удивительно, что город расположен на той же широте, что и Санкт-Петербург, Хельсинки и Осло.

(Слайд 3)

Но климат Магадана более суров, и природа здесь не похожа на европейскую, она очень красивая и неповторимая. Сочная зелень кедрового стланика и величественных лиственниц, прозрачность рек и чистота воздуха, неповторимые «белые ночи», когда солнце, едва скрывшись за горизонт, снова начинает свой путь по небосклону, изумительные закаты и рассветы, обилие красок ранней осени – все это завораживает нас, заставляет любить этот край и без устали восхищаться им.

А как можно не восхищаться красотой Охотского моря! В него влюблены все, кому довелось ступить на его берег. На первый взгляд оно кажется холодным и серым, но если внимательно оглядеться вокруг, побыть наедине с природой, то она откроет свои секреты. Стоит только внимательно присмотреться: это бескрайнее, манящее своей таинственностью, привлекающее своей неизвестностью огромное синее море пленит взор. Светит солнце. Море тихо и спокойно, легкий ветерок нежно колышет небольшие волны, кажется, что эта глубокая синева отражает такое же чистое, бездонное небо. Идет дождь. Море как будто сердится, показывает свой норовистый характер, слышны громкие крики чаек и бакланов, небо затянуто грозными тучами, волны бьются с плеском о берег, каждая еще громче прежней. Как и человек, море бывает спокойным и бушующим, приветливым и пугающим.

А еще море – это вечный, неутомимый зов в неведомое, запредельное. (Слайд 4)

Ученик:

Вторгаюсь
В острый запах бриза,
В соленую тревогу волн.
Ты видишь –
я седая пристань,
я узник моря твоего.
Гляжу в тебя
больней и пристальней,
и вижу:
Ты мне можешь дать
лишь остывшую близость
но не расплавленную даль.

Ученик:

Ты можешь смыть меня –
я выживу,
всплыву,
но к тверди не вернусь.
Не потому ль хочу я выслушать
твою чарующую грусть,
твое незримое начало,
твое пространство вне меня
и это чаячье отчаянье
в отчетливом молчанье дня.
Владимир Першин

Учитель: Но главное богатство Колымы – люди. О них сегодня и пойдет речь на нашем уроке.

Слово "Колыма" необратимо впечаталось в сознание советского народа, в его генетическую память, став для одних символом героизма первопроходцев геологов и геодезистов, комсомольцев и энтузиастов с чистым сердцем и светлыми помыслами. А для других Колыма стала синонимом произвола, насилия, растоптанных судеб… Но и возмездия, конечно,

потому что не только невинно осужденные составляли контингент ее лагерей и не только они были первыми пассажирами парохода «Сахалин», который доставил сюда 4 февраля 1932 года и руководство недавно организованного треста «Дальстрой», и его будущую рабочую силу – в трюме. (Слайд 5)

А разве виновата Колыма?

Люди пришли сюда и принесли с собой всю жестокость и несовершенство, испортив эту вечную чистоту.

Мы прикоснемся к теме настолько страшной, что мышление замирает. Оно может лишь содрогнуться, но не осмыслить, не понять. Как всё это было возможно? Кто ответит?

Цель сегодняшнего урока – осмыслить историю Колымского края в 30-40-е годы. Речь пойдет о самом кровавом и жестоком времени – об эпохе политического террора. Мы попытаемся дать оценку тоталитарному режиму и его влиянию на общество в целом и на личность отдельного человека. Мы подумаем о том, каковы были причины утверждения тоталитарного режима, политики физического истребления и морального уничтожения миллионов людей в нашей стране.

Давайте повторим некоторые вопросы с предыдущих уроков.

  • Какое государство называют тоталитарным?
  • Вспомните основные черты тоталитарного государства.
  • Дайте определение терминам «репрессии», «террор».
  • Что называется системой ГУЛАГа?

Как назывался наркомат, руководивший ее созданием? (Ответы учеников)

О политических репрессиях на территории СССР в 1930-1940 годы как об одном из признаков тоталитарного государства мы знаем из уроков истории России, а что вам известно о событиях этого периода на территории Колымского края и о чем бы вы хотели узнать?

(Ученики заполняют таблицу «знаю», «хочу знать».)

По итогам заполнения таблицы проводится беседа, в результате удается выяснить, что учащихся интересуют следующие вопросы:

  • В каких условиях пришлось жить осужденным?
  • С какими трудностями они столкнулись?
  • Социальный состав репрессированных?
  • Каковы последствия политических репрессий?
  • Какую роль сыграли спецпереселенцы в экономическом развитии края?

Слово учителя: Одним из самых суровых лагерей того времени была Колыма. В 1928 г. здесь нашли богатейшие месторождения золота. Три года спустя приняли решение осваивать их силами заключенных. Во главе предприятия «Дальстрой» поставили видного чекиста Э.П. Берзиня. Э.П. Берзин, как вспоминает почетный житель г. Магадана, считал, что центр края, новый социалистический город, должен встать на одном из островков реки Колымы. Первую группу заключенных (более 200 человек) направили на Колыму осенью 1931 г. 4 февраля 1932 г. в бухту Нагаево приехал сам Э. Берзинь. Когда он вступил на магаданскую землю, ему исполнилось 38 лет. Сказать, что даже тот, далекий от нас берег Нагаевской бухты был дик и необитаем, было бы не верно – пассажиры «Сахалина» уже застали на этом месте несколько добротных домов и немало палаток и землянок. На Колыму вскоре стали прибывать новые, уже многотысячные, партии заключенных. Через некоторое время на берегах бухты выросла столица Колымы – Нагаево (Магадан).

Порт Ванино — самое страшное место на Колыме. Там формировались все этапы, и поэтому там собирался всевозможный сброд: уголовники, дезертиры, власовцы, бандеровцы и так называемая «58» - политические. Об этой пересылке и песня. Авторы слов и музыки неизвестны. Известно, что родилась в колымских лагерях, оттуда пошла путешествовать по белу свету. Пели её и в годы войны, и в послевоенные годы. Из поколения в поколение её передавали устно, «полуподпольно», как поэтический памятник эпохе, достойной лишь глухих проклятий.

На фоне музыки ученик читает слова:

Я помню тот Ванинский порт
И вид парохода угрюмый,
Как шли мы по трапу на борт
В холодные мрачные трюмы.
…Будь проклята ты, Колыма,
Что названа чудной планетой.
Сойдёшь поневоле с ума,
Отсюда возврата уж нету.

Учитель: Бывший колымский заключенный писатель Варлам Шаламов замечал: «Надо очень немного, всего три недели, чтобы вполне здоровый, физически сильный человек превратился в инвалида, в «фитиля». В 1938 г. по лагерям прокатилась волна массовых расстрелов за «саботаж и попытку восстания». В.Шаламов вспоминал: «Много месяцев день и ночь на утренних и вечерних поверках читались бесчисленные расстрельные приказы. В 50-градусный мороз музыканты из бытовиков играли перед чтением и после чтения каждого приказа. Дымные бензиновые факелы разрывали тьму…Папиросная бумага приказа покрывалась инеем, и какой-нибудь начальник, читающий приказ, стряхивал снежинки с листа рукавицей, чтобы разобрать и выкрикнуть очередную фамилию расстрелянного». Каждый список завершала подпись начальника колымских лагерей полковника Гаранина. В первую очередь уничтожались «троцкисты», участники прежних оппозиций в ВКП(б). Всего на Колыме расстреляли около 30 тысяч человек. Казни совершались в особом лагере возле шахты Серпантинка. Немецкая коммунистка Труде Рихтер вспоминала, как производились расстрелы: « В палатке надевают наручники и в рот суют кляп, чтобы человек не мог кричать, зачитывают приговор – решение Колымской тройки НКВД – и ведут в «кабинет начальника», специально приспособленный для исполнения приговора. Человек только переступает порог двери, тут же слышен глухой выстрел». До сих пор неизвестно точное количество жертв, людей, убитых в репрессиях тридцатых годов. Официальная справка КГБ указывала: с 1930 по 1953 год было расстреляно 786098 человек. Другая справка этого же ведомства указывала, что расстреляно было 7 миллионов. Существуют данные, что в результате фальсифицированных дел, расстрелов без суда и следствия, истязаний и пыток в концентрационных лагерях погибли более 15 миллионов человек.

Самые большие лагеря находились в Якутии. По неполным данным, к моменту смерти Сталина в одной только Якутии насчитывалось 105 лагерей. Все они подчинялись Магадану, особенно много лагерей в Аллах-Юньском, Усть-Майском, Томпонском, Верхоянском, Алданском, Усть-Янском, трёх Колымских районах и вокруг Якутска. Но всё же самые ужасные из лагерей появились в Томпонском районе осенью 1940 года. Вдоль дороги от Хандыги до Магадана через каждые 10-15 км выстроилось около 30 лагерей. (Слайд 6)

Их было много, мужских и женских, в красивых местах с дикой первозданной природой. Названия у лагерей тоже были красивыми: «Вакханка», «Кармен», «Серпантинка», «Бутыгычак», что в переводе с языка российских северных народностей значит "Долина смерти".
На месте бывшего лагеря «Бутыгычак» осталось несколько разрушенных зданий, назначение которых недвусмысленно. Эти останки прошлого до сих пор несут на себе отпечаток той страшной жизни: нет стен, дверей, окон, но там, где они должны быть, и сейчас крепко стоят решетки, сваренные из толстых железных прутьев. Тот, кто находился за ними, должен был видеть, как строго охраняет страна свой покой от своих граждан…(Слайд 7)

Особенно жуткое зрелище представляют брошенные когда-то деревянные женские гребенки. Они так и лежат забытые между распустившимися первыми ландышами на высоком берегу прозрачной по-горному быстрой реки.

На поляне среди забытых гребенок и полуистлевшей обуви возвышается единственная сохранившаяся стена, наверное, от бывшего клуба. Ее часть была внутренней и не потеряла своей яркости. На резко выделяется на фоне естественной колымской растительности. Такая веселая картинка в клубе за колючей проволокой…

Наверное, тогда кто – то в отчаянии прокричал: «Будь проклята ты, Колыма!»

Из архива: (зачитывает ученик)

П. Мартынов, узник колымских лагерей под номером 3-2-989, указывает на имевшее место прямое физическое истребление заключенных "Бутугычага": "Останки их хоронили на перевале "Шайтан". Несмотря на то, что для сокрытия следов преступлений место время от времени очищали от останков растасканных зверями из ледника на перевале, там и сегодня встречаются на огромной площади человеческие кости..." В Бутугычаге нашли свою смерть 380 тысяч человек. Это больше современного населения всей Магаданской области. Именно здесь велись строго засекреченные опыты на мозге заключенных лагеря. (Слайд 8)

Заключение экспертизы 221-ФТ. ( на столах у учеников) (Слайд 9)

Приложение 1

Ученик: читает стих Василия Докукина «Помянем всех невинно убиенных»

На экране мультимедийного проектора высвечивается таблица «Репрессии» (Слайд 10)

РЕПРЕССИИ

Контрреволюционные преступления Гонение на интеллигенцию Депортации народов Раскулачивание крестьян.
 

Заслушиваются сообщения о массовых категориях репрессированных. Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

Приложение 2

1-й ученик: Первая массовая категория репрессированных – люди, по политическим обвинениям, арестованные органами государственной безопасности (ВЧК – НКВД – КГБ – МГБ) Приложение 2 (Слайды 11-14)

2-й ученик: Другая массовая категория репрессированных – интеллигенция. (Слайды 15-16)

3-й ученик: Третья массовая категория - народы, депортированные с мест традиционного расселения. (Слайды 17-18)

4-й ученик: Раскулачивание крестьян. (Слайд 19)

Вопросы классу:

  • Что послужило поводом к началу массовых репрессий в СССР?
  • Кого и за что подвергли политическим репрессиям в СССР?
  • Над кем и почему состоялись судебные процессы?
  • Что такое государственный террор?
  • Что такое жертва политического террора?
  • Что такое концентрационный лагерь?

Учитель: Нетрудно понять логику человека – абсолютно невиновного, но арестованного и приговоренного к десяти годам лагерей или и в одночасье оказавшегося со всей семьей вдали от родного дома в северной тайге.

Конечно же, первый порыв любого в таком положении: писать, писать и писать! Завалить письмами всех, кого можно, но достучаться до справедливости. Но и для тех, кто смирился со своей участью после бесплодных попыток добиться пересмотра приговора, переписка оставалась единственным окошком в свободный мир. И мало кто отказывался от общения через него. Писали практически все, кто остался жив после расстрельного 1938 года, кто не умер при этапировании в лагерь или спецпоселок. Писали и попавшие в «первую категорию», но подавляющая их часть через месяц-другой после ареста, не отправила на волю даже записочки. Многие так и не пришли в себя после ночного ареста, пыток и предъявленных им абсурдных обвинений. Они жили надеждой, что вот-вот все прояснится само собой и они возвратятся домой. Так рождались тысячи, десятки, сотни тысяч писем. Записки, письма, заявления, написанные из неволи, несмотря на царивший порой в них сумбур, малограмотность их авторов и кажущуюся малозначительность поднимаемых в них проблем - носители ценнейшей информации об эпохе 1930-1950 гг.

История страны в письмах маленького человека может состоять из сотен, если не тысяч томов. Они могут быть написаны на разных языках, представителями всех без исключения народов, населявших Советский Союз, но все они будут об одном: каково жилось этому маленькому человеку. Собранные здесь по этническому признаку письма той эпохи дают достаточно полное представление о функционировании целого государства и жизни населяющего его народа, нравах его правителей и настроениях людей.

Дольше срок – больше писем. Больше писем - разнообразнее информация, полнее раскрывается характер отправителя, его чаяния и мироощущение. Частные письма, безусловно, самые трогательные.

Среди документов эпохи «Большого террора» в равной мере представлены письма оттуда, и письма туда.

Письма оттуда – это письма из тюрем, с этапа, из пересылок и из лагерей Эти редкие письма позволяют хотя бы в самых общих чертах представить условия жизни и работы в лагере. Напрасно искать в них житейско-бытовые подробности лагерного бытия. В них нет и не могло быть суждений о политике и царивших в стране порядках. Однако косвенно все это проступает между строк, из вольного или невольного подтекста – будь то описание ареста, хода «следствия», которого на самом деле не было, или содержания обвинений и т. д.

Лагерные письма, как и фронтовые, – это особый эпистолярный жанр. С фронтовой перепиской лагерную сближает лишь внешний фактор, влиявший на настроение писавшего, - наличие постоянной опасности и близость смерти. Все остальное прямо противоположно фронтовому. Иным было внутреннее состояние отправителей. Если на фронте каждый осознавал, за что он претерпевал страдания, и был готов отдать жизнь во имя родины, то в лагере осознание этого полностью отсутствовало. И главное непонимание было: почему и за что выпало принять смерть от родины. Возможно, до таких рассуждений доходили в своих раздумьях не все и списывали неизвестно за что претерпеваемые невзгоды не на истинных виновников. Однако состояние духа, в котором пребывали авторы лагерных писем, было совсем иным: не пафос и не готовность к самопожертвованию, как на фронте, а уныние и ожидание бессмысленной смерти.

Но и, как на фронте, – надежда выжить и вернуться к родному очагу.

Другая часть писем – это письма туда. Заявления, запросы, написанные родственниками лидерам советского государства, в ГУЛАГ, начальникам лагерей о розыске арестованных. Только на первый взгляд они могут показаться однообразными и малоинформативными. На самом деле они полны глубокого трагизма.

Читая письма, написанные родственниками осужденных, становится ясным, как жилось им на «свободе». Она зачастую была не лучше неволи. Жены, родители, дети расстрелянных или приговоренных к смерти в рассрочку в лагерях, испытали страшные муки незаслуженного наказания и позора. Не жертвами ли были и они, – не принятые в пионеры и в комсомол, уволенные с работы, исключенные из школ, не принятые в институты, писавшие униженные письма правителям страны и лагерному начальству и горячо благодарившие за высланное свидетельство о смерти родственника, необходимое для оформления пенсии?

(Демонстрируются слайды с письмами заключенных) Слайды 20-24

Вопросы классу:

  • Что объединяет эти письма?
  • Какие эмоции они вызывают?
  • Была ли надежда в этих письмах?
  • Сочувствуете ли вы людям, страдавшим как члены семей изменника Родины?

(Ответы учеников)

Ученик читает стих, на экране – слайд 25

Ты знаешь, край?
Был краем света он.
Ты знаешь край – бескрайний, беспросветный,
Что даже от окраин отдален
И верст, и страхов цифрой несусветной?
Приди туда с котомкой на спине,
Сто дней живи в нетопленной палатке,
Огнем печи любуйся лишь во сне
И с голодом играй полгода в прятки,
Пей витамин из шаровидных колб-
Темно-зеленое подобье морса.
Поставь своей рукою первый столб,-
И пот утри, чтоб влажный лоб не смерзся.
Насквозь пропитан запахом смолы,
ТЫ ВРОЕШЬ БРУСЬЯ ПЕРВОГО ПОРОГА
И, навалив столетние стволы,
Вчерне прочертишь первую дорогу.
И на ходу приобретая стаж,
Учась на новостройке неучебной,
Ты насыпь в топях первую создашь
Из воли к жизни, гравия и щебня.
Скажи, укладчик рельсовых полос,
Да есть ли радость средь пустынь другая,
Чем та, что вносит первый паровоз,
Гудками мхи бесшумные шугая?
Ты не искал ни милостей, ни льгот,
Ни скидок на широты и погоды,
И как тебе зачесть твой горький год,
Где каждый день длиной был равен году?
Л. Шерешевский

Заключительное слово учителя: В настоящее время уходят из жизни последние свидетели тех лет. С каждым годом их становится все меньше и меньше, а с ними уходит и память о прошлом. Поэтому наш долг – восстановить историческую справедливость, вернуть невинно убиенным доброе имя. Та трагедия, которая разыгралась в 20-30-е годы, дает основание понять важную вещь: нельзя у народа отнять прошлое, его культуру, его историю. Будущим поколениям необходимо хранить память прошлого и жить так, чтобы было, что оставить другим поколениям. В наши дни память колымских жертв ГУЛАГа увековечил мемориал «Маска Скорби», сооруженный в 1996 году по проекту Эрнста Неизвестного на склоне магаданской сопки Крутая, где когда-то находился транзитный лагерь, в котором распределялись по рудникам и приискам вновь прибывшие заключенные. Этот стоящий над городом монумент, окруженный стелами с названиями всех колымских лагерей и символами всех религий — предмет гордости магаданцев, подтверждение их исторической памяти и одна из главных достопримечательностей города.

(На экране – слайд 26 )

В заключении демонстрируется любительская съемка.

Беседа по впечатлениям.

Учитель: давайте вернемся к целям нашего урока и ответим на вопросы, чем запомнился вам этот урок.

(Работа учащихся по заполнению индивидуальных карт к уроку)

  • Сегодня на уроке я узнал(а)
  • Я задумался(лась) над проблемой
  • Сегодня на уроке я испытал(а) чувства.
  • Я хотел(а), (не хотел(а) бы жить в то время? Почему?
  • Я сделал(а) для себя выводы.

Домашнее задание: Изложите свои мысли по теме нашего урока в небольших стихотворениях – синквейнах. Темы: «Колыма», «Магадан», «Человек».

Презентация.