ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
- Обучающие - познакомить детей с буквой "Ш"; научить писать заглавную и печатную букву Ш; знакомить со зрительным образом буквы "Ш",
- Развивающие - развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность;пополнить активный словарь детей; упражняться в звуковом анализе слов,
- Воспитательные - воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действах на уроке, аккуратность.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: опрос, письмо букв, слов и предложений, составление схем слов
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, "Пропись №4", задания на развитие внимания, мышления, буквы "Шш", маркеры, цветные мелки, проволока, "испорченные" буквы, слова для письма по памяти
Ход урока
1. Орг. момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
- Давайте улыбнемся и свои улыбки мы подарим гостям и друг другу.
2. Разминка для глаз.
Помоги мышке добраться до сыра. Найди самую короткую дорогу глазами.
3. Актуализация опорных знаний.
- С каким звуком мы работали на уроке чтения?
([ш])
- Расскажите, что вы знаете о нём?
(Звук [ш] - согласный, т.к. при произношении встречает преграду, всегда твёрдый, глухой)
- Мы уже научились писать строчную букву "ш", которой обозначается звук [ш]. А сегодня будем учиться писать прописную букву "Ш".Объясните, зачем нужна прописная буква Ш?
(Ответы детей)
4. Работа по теме урока.
1. Разминка для пальцев.
- Подготовим наши пальчики к письму. Выполним разминку для пальцев.
Петушок зерно клюет,
Курица к нему идет,
А гусак стоит, гогочет,
Тоже зерен клюнуть хочет.
2. Обвести по контуру узор "Шнурок"
- Откройте "Прописи" на с. 4. Обведите узор
3. Сравните прописную и печатную букву Ш
(Ответы детей)
4. Анализ элементов, из которых состоит буква Ш
- Буква Ш состоит из следующих элементов:
- На какую букву похожа буква Ш?(И)
Учитель записывает элементы на доске, дети в Прописи
5. Показ написания прописной буквы Ш учителем
6. Упражнение в написание буквы Ш учащимися:
1) конструирование буквы из проволоки;
2) письмо буквы в воздухе, на доске, на компьютере в программе Paint, в "Прописи".
7. Чтение и запись слогов-слияний по образцу:
Ша, Шо, Ши, Шу
(Учитель записывает на доске)
- Что вы знаете о правописании слога ШИ?
(ШИ пишется с буквой и, несмотря на то, что слышим ы, т.к. звук [ш] всегда твёрдый.)
8. Анализ схемы имени "Шура".
Запись имени по образцу
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы шли, шли, шли,
Ежа нашли.
Наклонились, подняли.
Дальше пошли.
9. Дописать предложение: Маша и Шура - малыши
10. Прочитать вопрос и пословицу. Записать по образцу:
Когда так говорят?
Шутке - минутка, а делу час.
(Когда надо работать после небольшого отдыха)
5. Закрепление
1. Помоги мышке собрать все буквы Ш. Где в слове "мышка" спрятался звук [ш]
(Детям раздаются карточки-задания)
- Давайте проверим. Сколько всего букв Ш?(10)
Где в слове "мышка" спрятался звук? (в середине)
2. Запишите в тетради только те слова, в которых есть Ш.
(шарик, ландыш, шалаш)
3. Испорченная буква.
- Посмотрите, что-то случилось с буквой Ш. Помогите ей, допишите недостающие части (Ученику даётся лист с недописанной буквой Ш)
4. Вставь пропущенные буквы.
Учащиеся выполняют задание у доски по очереди
Проверка по слайду
Графический диктант
- Я предлагаю провести графический диктант. У каждого из вас на парте лежат листочки с заданием, выполните его самостоятельно. Возьмите карандаш синего цвета для работы.
Дети выполняют задание.
- Что у вас получилось?
(Буква Ш)
- Почему для её закрашивания мы выбрали синий цвет?
(Т.к. звук [ш] всегда твёрдый)
6. Рефлексия
- С каким настроением вы работали на уроке?
- Как вы оцените свою работу на уроке?
- Возникали трудности в работе
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы! Вы хорошо работали на уроке.
Я желаю вам хорошего настроения на всех последующих уроках.