I. Введение
Плавание – способ передвижения в воде, циклическое движение, оказывающее всестороннее воздействие на организм ребенка. При систематических занятиях у детей развиваются все основные группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки. Не вызывает сомнения оздоровительная направленность плавания. Оно широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний и как средство коррекции функциональных отклонений. В результате систематических занятий плаванием более совершенными становятся сердечно-сосудистая и дыхательная системы, лучше развиваются и отдельные физические качества. Цель обучения плаванию-подготовить ребенка к жизни, деятельности в разных условиях. Правильно организованный процесс обучения плаванию детей имеет высокий образовательно-воспитательный эффект. Увеличивается объем не только двигательных умений и навыков, но и полученных знаний; развиваются физические качества и умственные способности детей; воспитываются нравственные и эстетические чувства, волевые качества; вырабатывается осознанное отношение к своим поступкам, умение строить взаимоотношения со сверстниками.
Цель: рассмотреть теоретические вопросы по методике обучения плаванию.
Задачи:
- сравнить поточный и круговой методы организации тренировки
- определить этапы обучения
- рассмотреть виды упражнений для совершенствования техники плавания
Актуальность. В процессе обучения плаванию формируется осознанное отношение к здоровью, снижается частота случаев заболеваемости, совершенствуются функции физиологической системы организма, улучшается общее физическое развитие, повышается устойчивость к утомлению и работоспособность.
II. Основная часть
1. Методика обучения плаванию детей.
Методика обучения плаванию детей базируется на общепедагогических принципах: систематичности и последовательности обучения, наглядности, доступности, сознательности и активности, индивидуализации. В методике обучения плаванию занимающихся различного возраста и подготовленности многими специалистами физического воспитания и спорта предлагается достаточное количество эффективных средств, различных методов и методических приемов. Их рациональное использование может успешно решить проблему ускоренного и надежного обучения и формирования навыков плавания при условии их своевременного внедрения в практику физического воспитания.
Для отработки техники плавания на занятиях я использую поточный и круговой способ организации тренировки.
Поточный способ организации занятия заключается в последовательном (друг за другом) выполнении упражнений детьми. Способ дает возможность педагогу увеличивать дозировку выполнения упражнений.
Особой разновидностью поточного способа представляет собой круговое выполнение упражнений. Он заключается в подборе нескольких упражнений динамического /с продвижением вперед/ характера, они могут быть постоянными в течение определенного периода, выполняться с увеличением темпа, но при условии, что техникой данных движений хорошо владеют все дети. Данный способ проведения занятий существенно повышает моторную плотность занятия.
Методы, используемые на занятии.
№ |
Методы |
Методические приемы |
Примечание |
1 |
Словесный |
Команды и распоряжения
Указания и инструктаж Описания и объяснения Пояснения и сравнения |
Эффективны эмоциональные сигналы Максимально кратко и точно Объяснения предпочтительнее описания Целесообразны образные сравнения |
2 |
Наглядный |
Показ педагога и занимающегося |
Виды показа: целостный, фрагментарный, имитирующий |
3 |
Практический |
Целостного и расчлененного упражнения. Упрощенного и усложненного упражнения. Игровой, Круговой и соревновательный |
Эффективен контроль исходных и промежуточных положений. Меняются условия и количественные компоненты движений. По принципу: кто больше, дальше, быстрее, лучше |
4 |
Помощи |
Ориентировочной помощи:
|
Виды: зрительные ориентиры, звуковые сигналы |
2. Понятие о технике плавания.
Под техникой спортивного плавания понимают систему движений, позволяющую пловцу преодолевать соревновательную дистанцию с возможно более высокой скоростью, оптимальной затратой сил в соответствии с правилами соревнований.
Технику спортивных способов плавания и их облегченных разновидностей рекомендуется осваивать следующим образом: вначале у детей формируют (при помощи показа и пояснений) представление о конкретном спортивном способе плавания в целом. После этого разучиваются отдельные движения, которые затем соединяются. Использование этого метода предусматривает определенную последовательность постановки задач, подбора упражнений и приемов обучения.
1. Разучивание движений ног:
- на суше (имитация)
- в воде с опорой на месте
- в скольжении с опорой и без опоры руками с задержкой дыхания
- в скольжении с опорой и без опоры руками в согласовании с дыханием.
2. Разучивание движений рук:
- на суше
- стоя в воде
- в согласовании с движениями ног, с задержкой дыхания, с использованием опоры на месте и в движении
- то же в согласовании с дыханием
- плавание, совершая гребковые движения руками без выполнения движений ногами (ноги свободно вытянуты, ноги с калабашкой).
3. Разучивание способа плавания в целом, т.е. отработка согласованных движений рук и ног и дыхания (раздельно, слитно).
4. Совершенствование плавания с полной координацией движений.
Во время обучения движения и овладения ими меняется их характер. Движения связаны с разной степенью координации – от простого к сложному и отражают разные уровни обученности.
Выполнение простых, легких плавательных движений подводит к овладению более сложными. Не следует длительно отрабатывать отдельные плавательные движения. Это может отрицательно сказаться на усвоении техники плавания с полной координацией. Для формирования достаточно глубоких навыков выполнения отдельных элементов полезно разучивать их на занятиях в различных сочетаниях, с разными вариантами.
В период обучения я широко использую специальные поддерживающие средства (пояса с отягощениями, мячи, круги, доски, калабашки, гимнастические палки, резиновые жгуты, пластмассовые биты).
Одной из главных причин, увеличивающих сроки обучения плаванию, является страх перед водой. Неустойчивое положение тела в воде, попадание воды в рот, нос, уши – это усиливает чувство боязни перед незнакомой средой.
3. Рекомендуемые упражнения для совершенствования техники плавания спортивными способами.
№ п/п |
Наименование упражнения |
Методические рекомендации |
Инвентарь |
|
Кроль на груди |
||
1. | Упражнения выполняются в парах. «Шагающий экскаватор» скольжение на груди. Фото № 6. (Приложение 1) И.п. – 1 партнер лежа на груди с доской выполняет упр. вдох-выдох, 2 партнер поддерживает стопы ног. |
Упражнение выполняется с продвижением вперед. Стопы держать на уровне воды. Держать тело горизонтально, сохранять равновесие. |
Плавательная доска. |
2. | То же без плавательной доски. | ||
3. | И.п.– 1 партнер лежа на груди держит доску или калабашку в вытянутой вперед руке. Другая рука выполняет гребок кролем. 2 партнер поддерживает стопы ног. Упражнения выполняются самостоятельно. |
Упражнение выполняется с продвижением вперед. Обратить внимание на начало и конец гребка. |
Плавательная доска или калабашка. |
4. | И.п.– лежа на груди держать калабашку в вытянутой руке впереди, другая рука выполняет гребок кролем. В ногах зажата еще одна калабашка. Фото № 1. (Приложение 1) | Во время упражнения ноги не работают. Обратить внимание на начало и конец гребка. Во время этого упражнения можно отрабатывать технику дыхания, тогда положение рук можно изменять. | 2 калабашки. |
5. | Плавание кролем на груди в полной координации с мячом в руках. Во время начала гребка осуществляется перехват мяча из одной руки в другую. Смена рук, пауза, выполнить 4 удара ногами. Фото № 5. (Приложение 1) | Во время упражнения точно следовать рекомендациям для совершенствования техники гребка, увеличения «шага». Руки в локтях не сгибать, тянуться к мячу. |
Резиновый мяч среднего размера. |
6. | Плавание на груди с работой рук кролем, калабашка зажата между ног. | Отработка элементов техники плавания кролем на руках в облегченных условиях равновесия /ноги не тонут/. | Калабашка. |
Комплекс упражнений при обучении технике дыхания кролем на груди. | |||
1. | У бортика. И.п.– одной рукой держась за бортик, другая рука опущена вниз. Положить голову на руку и зажать между ними пластмассовую биту, можно небольшую резиновую игрушку. Выполнять упражнение вдох-выдох. |
Голову не отрывать от руки, чтобы зажатый предмет не выпал. Во время вдоха посмотреть на плечо. | Пластмассовая бита или резиновая игрушка. |
2. | То же упражнение выполняется в скольжении на груди с работой ног кролем. | Рука впереди, держать на уровне воды. | Пластмассовая бита или резиновая игрушка. |
Кроль на спине. | |||
1-6 | Повторение упражнений № 1-6 в скольжении на спине. Фото № 8. (Приложение 1) |
Следить за горизонтальным положением тела, сохранять равновесие. | Плавательная доска, калабашка, пластиковая бутылка. |
7. | Упражнение выполняется в парах. И.п. – 1 партнер, стоя лицом по ходу движения, поддерживает стопы ног 2 партнера. 2 партнер лежит на спине и держит в руках плавательную доску. Положение доски
|
||
8. 9. |
И.п. – то же. Упражнение выполняется без доски. При неправильном положении головы во время скольжения на спине, а также и на груди можно сделать упражнение, такое как: зажать подбородком во время скольжения небольшую резиновую игрушку или колечко. Фото № 3. (Приложение 1) |
Следить за положением головы. | Резиновая игрушка, колечко. |
Брасс. | |||
1. | Упражнения выполняются в парах 1 партнер держит в руках доску и выполняет упражнение на дыхание, 2 партнер поддерживает стопы ног. |
Ноги держать на уровне воды. Упражнение выполняется с продвижением вперед. |
Плавательная доска. |
2. | 1 партнер выполняет работу рук способом брасс с дыханием, 2 партнер поддерживает стопы ног. Упражнения выполняются самостоятельно. |
||
3. | Работа рук способом брасс без работы ног, с высоко поднятой головой. Калабашка зажата между коленей. | Стараться как можно выше приподнять себя за счет гребка руками. | Калабашка. |
4. | Работа ног способом брасс на спине. Калабашка зажата между коленей. Фото № 7. (Приложение 1)
|
Дети, плохо лежащие на спине, дополнительно берут в руки доску. | Калабашка, доска. |
5. | То же на груди. | ||
6. | Работа ног способом брасс на груди руки за спиной с гимнастической палкой. | Основной толчок ногами выполняется голенью. | Гимнастическая палка. |
7. | Работа ног способом брасс на груди, руки за спиной. На колени надеть резиновые жгуты. Фото № 2. (Приложение 1) | Колени во время работы ног не разводить в стороны. | Резиновый жгут. |
8. | Плавание на груди способом брасс в полной координации /раздельно/. Надеть резиновые жгуты на локти. Фото № 4. (Приложение 1) | Локти широко не разводить. | Резиновый жгут. |
Дельфин. | |||
1-4 | Повторение упражнений 1-4 в кроле на груди. | ||
5. | Плавание на руках дельфин без работы ног. Зажать калабашку между коленей. | Следить за окончанием гребка. | Калабашка. |
6. | Плавание на руках дельфин без выноса рук из воды с калабашкой между коленей. | Делать сильный гребок под водой до бедра, руки возвращаются вдоль тела на начало гребка под водой. | Калабашка. |